Статья на тему: Формирование ценностных ориентаций личности младших школьников


Формирование ценностных ориентаций личности
младших школьников
В настоящее время, когда выросла дифференциация в обществе, по-новому складываются условия для образования, самореализации учащихся. Особое актуальное значение приобретает развитие личности, как одного из основных факторов экономического, социально-политического и культурного прогресса страны. В условиях деформации нравственных идеалов, снижения престижа знаний, роста негативных явлений (наркомания, алкоголизм, преступность, безнадзорность и т.д.) возрастает значение образования и воспитания в целом, а также нравственной, эстетической, экологической подготовки молодого поколения, овладения ценностями культуры во всем многообразии ее содержания. Связь между ними и повседневной жизнедеятельностью человека осуществляется через его ценностные ориентации, которые составляют одну из главных составляющих структуры личности. Все это обусловливает возрастающее значение проблемы ценностных ориентаций, их типологизации, разработки путей и средств их формирования в современной педагогической науке и практике.
Проблеме ценностных ориентаций уделено большое внимание в работах отечественных ученых в области педагогики и психологии: Алексеевой В.Г., Божович Е.Д., Божович Л.И., Бондаревской Е.В., Бубновой С.С., Когана М.С., Кирьяковой A.B., Леонтьева Д.А., Непомнящей Н.И., Щербакова Р.Н., Шубенковой Е.И. и др.; в области социологии и философии - Архангельского Л.М., Здравомыслова Л.Г., Константиновского Д.Л., Тугаринова В.П., Чавчавадзе Н.З., Ядова В.А. и многих других. Несомненен научный вклад в изучении ценностных ориентаций личности зарубежных ученых Дж. Гилести, Гордана, Г.Олпорта, М.Рокича, Дж.Холланда, М.Шварца, Э.Шпрангера, Эдвардса. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании требуют такого конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое бы способствовало самореализации личности в окружающем ее мире и его творческого освоения. Погружение ребенка в атмосферу творчества способствует удовлетворению его потребности в активном познании нового, выступают действенным средством формирования ценностных ориентаций. Отношение к художественно-творческой деятельности формируется у ребенка на уровне его самосознания, в котором особое место занимают ценностные ориентации личности. Наиболее благоприятным возрастным периодом для включения ребенка в творческую деятельность, является младший школьный возраст. В соответствии с возрастными особенностями рассматриваемого возраста, наиболее приемлемым является включение ребенка во все виды художественно-творческой деятельности. Научное обоснование проблемы детского творчества сформулировали ведущие ученые в области общей, возрастной и педагогической психологии - Леонтьев А.Н, Ломов Б.Ф., Бабанский Ю.К., Лернер И.Я., в области психологии искусства Выготский Л.С., Кузин B.C., Лук А.Н.
Процесс формирования ценностных ориентаций младшего школьника должен быть основан на особенностях детей данного возраста. Учитывая то обстоятельство, что для детей младшего школьного возраста характерна эмоциональная непосредственность, следует использовать художественно-творческую деятельность как важное средство воздействия на процесс формирования эмоционально-нравственной сферы личности.
Содержание художественно-творческой деятельности в начальной школе должно ориентироваться на потребности и возможности духовного развития ребенка в контексте культуры. Вместе с тем, организация процесса включения детей в процесс художественно-творческой деятельности не может не опираться на личностные особенности ребенка, а в ряде случаев исходить из них.
Основные формы и содержание работы с учащимися по формированию ценностных ориентаций:
урок-беседа;
урок-повторение;
урок-вариация;
урок-импровизация;
урок-праздник.
Наряду с этим, необходимо сочетать фронтальные формы работы с индивидуальными, базирующимися на результатах педагогической диагностики.
Разработка примерных художественно-творческих заданий по изобразительному искусству на формирование ценностных ориентаций может включать в себя все группы ценностей (социальные, материальные, духовные, общения, удовольствия), представленные на доступном ребенку уровне.
У каждого ребенка степень сформированности тех или иных ценностных ориентаций находится на разном уровне и зависит от индивидуальных особенностей детей, особенностей семейного воспитания, социального окружения и т.д., что требует проведения необходимой диагностической работы педагога для организации методически обоснованной деятельности.
Психолого-педагогические условия формирования
ценностных ориентаций учащихся:
1. Формирование ценностных ориентаций в общеобразовательных учреждениях и в системе дополнительного образования эффективно именно в младшем школьном возрасте на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей при целенаправленной, систематической работе педагогического коллектива.
2. Одним из эффективных средств эмоционально-положительного влияния на формирование и становление ценностных ориентаций является художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста как в учебное, так и вне учебное время на основе непрерывности и преемственности этого процесса.
3. Формирование и коррекция ценностных ориентаций могут быть обеспечены на основе психолого-педагогического сопровождения этого процесса и личностного подхода, реализующих сочетание его диагностической и методической функций (проведение семинаров для учителей, применение карт наблюдений, изучение базовых оснований личности, использование рисуночных диагностических методик, организация индивидуальной работы и др.). 4. Формирование ценностных ориентаций эффективно при использовании специально разработанного программно-методического обеспечения, раскрывающего ценностные аспекты содержания художественно-творческой деятельности (использование системы художественно-творческих заданий, программ и практических рекомендаций по организации и проведению занятий).
Роль творческой деятельности в формировании ценностных ориентаций личности заключается в следующем: творчество, обладая возможностью непосредственного эмоционального воздействия на учащегося способно в значительной степени оказать влияние на процесс принятия общечеловеческих и культурных ценностей. Элементы художественно-творческой деятельности, доступные учащимся с раннего возраста становятся сферой приложения интересов, реализации увлечений. Это влечет за собой необходимость педагогически обоснованной организации процесса включения учащихся в творческую деятельность. Творческая деятельность способна органично войти в учебно-воспитательный процесс и выступить важным средством не только формирования ценностных ориентаций, но и развития личности в целом.
ГОУ Бирская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида
Выступление
на ГМО воспитателей
по теме:
«Формирование ценностных ориентаций личности младших школьников»
Выполнила: Шамшеева А.И.
Бирск 2011г.