Статья на тему Формирование духовно – ценностных ориентаций младших школьников через школьный театр


ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО – ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит формирование духовно – ценностных ориентаций. Воспитывать которые не просто. 
Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д. [2, с. 13]
Погружение ребенка в атмосферу творчества способствует удовлетворению его потребности в активном познании нового, выступают действенным средством формирования ценностных ориентаций.  Одним из инструментов этого процесса может и должен стать школьный театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.
Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать». Школьный театр всегда был театром пользы и дела и только попутно с этим – театром удовольствия и развлечения. Театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский режиссер К. С. Станиславский. [4, с. 3]
Сценическое искусство требует особого внимания и чуткости к поступкам людей в жизни, умения видеть смысл, значение, цель простейших действий человека. Актер действует на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает… В словесных действиях на сцене выражаются мысли, чувства, намерения, цели героев, даже если речь идет о классном театре в начальной школе. Чем содержательнее исполняемая на сцене пьеса (естественно, в соответствии с возрастными рамками), богаче и ярче внутренний мир персонажей, глубже и тоньше раскрыты их характеры в действиях исполнителей, тем больше наши дети узнают о жизни, тем полнее становится их представление о многообразии средств выражения внутреннего мира человека. Они начинают лучше воспринимать смысл отдельных действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих их людей, собственные поступки. [1, с. 27]
Занятия театром дисциплинируют. Не секрет, что юных актеров, в прямом смысле слова, воспитывает сцена. Да, да, порой развязный и хулиганистый парень, пришедший на первую репетицию только ради смеха, всерьез проникается атмосферой искусства, что изменяет его характер.
Не нужно бояться давать ребятам сложные роли. Юный человек, чувствуя недоверие к своим способностям от режиссера, который должен являться неоспоримым авторитетом, может «уйти в себя» и решить, что театр не для него, потому что его здесь не воспринимают всерьез. Полная серьезность – вот главный подход, который должен использовать любой руководитель. Никаких насмешек, все только всерьез. Ребенок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Ведь на сцене во время хода спектакля случается масса непредсказуемых действий. [3, с. 17]
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Список литературы:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы. - М.:ВАКО, 2013.-272с.
 Гаврикова Т. В. Влияние ценностных установок семьи на профессиональное самоопределение учащихся Текст ./ Т. В. Гаврикова // Этическое воспитание, 2006. №1.- С.114- 122
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.-256с.
Кидин С.Ю. Театр – студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии / С.Ю.Кидин.-Волгоград: Учитель, 2009.-153с.