Развитие учебной мотивации младших школьников через проектную деятельность в системе Л.В.Занкова.


Коршунова Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22
Г.Ковров
Развитие учебной мотивации младших школьников
через проектную деятельность в системе Л.В.Занкова.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, нет учебной мотивации.
Выделяют несколько уровней учебной мотивации.
В своём 1-а классе, в начале года, я выявила следующую картину:

(2013-2014 учебный год 1-а класс)
Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 5 человек (18% от числа всех опрошенных). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, прилежны, занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 19 учащихся (68%). Эти дети положительно относятся к школе, усваивают основное в программе; самостоятельно решают типовые задачи; внимательны при выполнении заданий, но требуют контроля; они сосредоточены по интересу, готовятся к урокам, дружат со многими детьми в классе.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 3 человек (28%). Эти дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Для формирования у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности нужно дать возможность учащимся проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Я понимала, что чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Ведь основное средство воспитания устойчивого интереса — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, даже, чем фактор интеллекта.
Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:
сосредоточение внимания на учебной ситуации;
осознание смысла предстоящей деятельности;
осознанный выбор мотива;
целеполагание;
стремление к цели (осуществление учебных действий);
стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий);
самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Зная тип мотивации, я, как учитель, обязана была создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.
Первым условием является создание ситуации, которую надо разрешить. И происходит это на этапе «Погружение в проект», где мы выбираем и формулируем проблемы, выдвигаем гипотезы. При этом я обязательно учитываю интересы школьников, показываю практическое применение знаний, полученных в ходе проектной деятельности.
В содержании учебных предметов системы Л.В.Занкова заложены возможности выхода на различные проекты. Внедрение проектной деятельности в рамках данного УМК позволяет мне строить обучение детей с учётом их индивидуального развития. А за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс, у обучающихся возрастает интерес к учению.
Это отражено в моем календарно-тематическом планировании. Так, например, на уроке окружающего мира (1 класс), изучая тему «Появление и развитие жизни на земле», у детей возникли вопросы: «Почему исчезли динозавры?», «Чем они питались?», «Были ли у них враги?» и т.д. Решение проблемной ситуации плавно перешло в учебный проект «Динозавры», выход на который я предусмотрела, зная, что эта тема интересна детям.
На уроке окружающего мира при изучении темы «Что такое снег» (2 класс) дети задумались над вопросами: Почему нет одинаковых по форме снежинок? Почему снег белого цвета? Почему не замерзают растения под снегом? Почему снег хрустит под ногами? Как появляются сосульки? Так появился проект «Что такое снег», заложенный в содержании учебного предмета.
Вторым условием для развития учебной мотивации является самостоятельность школьников. Групповая работа-это первый шаг на пути к самостоятельности. Выбор и организация групп участников проекта, осуществляю на организационном этапе, где формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению, идет распределение ролей, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
Результатом работы стали групповые проекты по окружающему миру, русскому языку, изобразительному искусству, технологии, литературному чтению.(«Красная книга», «Профессии», «Антарктида», «Что такое снег?» (окружающий мир); «Рифма», «И в шутку, и в серьез!» (русский язык); «Узоры и орнаменты на посуде», «Новогодняя елка» (изо); «Праздничный стол», «Аквариум»(технология), «Городская библиотека», «Имена в стихах А. Барто» (литературное чтение)
Практика показала, что те дети, которые на первых порах являются просто наблюдателями, в дальнейшем становятся активными участниками – исследователями. Считаю, что групповая форма работы дает ребенку возможность выхода на более высокий уровень – выход на индивидуальный проект, а это в свою очередь, положительно отражается на их учебной деятельности, т.е. развивается положительная мотивация.
Вот несколько примеров индивидуальных проектов, которые были представлены в 1-м и 2-м классах:«Вулканы», «Минералы », «Моя любимая семья», «Как растёт растение», «Почему вода в море солёная», «Не верь глазам своим», «Мыльная история», «Как работает растение», «Фокусы – это что?», «Мои питомцы - ахатины», «Имена в стихах А.Барто», «Выращивание кристаллов», «Полезные свойства меда» и др.
Третьим условием развития учебной мотивации должна быть практическая значимость знаний, полученных в процессе проектной деятельности. Подвожу к проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, при решении которой ему необходимо будет приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Реализация осуществляется через участие детей в социальных проектах: «Здоровое питание», «Покормите птиц», «Озеленение пришкольного участка» и др., в процессе которых дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Конечно, родители в этом направлении наши первые помощники.
Все проекты: групповые, индивидуальные стараюсь размещать на сайте класса(https://sites.google.com/a/schoolkovrov.ru/a-class2012-school22/pozdravlaem/nasi-proekty ) в виде слайд-шоу, чтобы каждый родитель мог посмотреть не только выступление своего ребенка, но и других участников.
Подводя итоги, можно с уверенность сказать, что технология проектной деятельности положительно влияет на развитие учебной мотивации. Этому свидетельствуют результаты диагностики, которые проводятся психологической службой нашей школы:
динамика роста числа детей, желающих участвовать в проектной деятельности, положительная (Диаграмма 1);
увеличилось количество родителей, желающих участвовать и помогать своим детям в проектной деятельности. (Диаграмма 2)
На сайте класса провожу интерактивный опрос на тему проектной деятельности. Эти опросы помогают мне увидеть заинтересованность родителей в данном вопросе.(https://sites.google.com/a/schoolkovrov.ru/a-class2012-school22/dla-vas-roditeli/nasi-oprosy)
На основе полученных результатов можно сделать следующий вывод, что технология проектной деятельности эффективна в формировании учебной мотивации младших школьников.
По итогам 1 годы работы добилась положительных результатов. Этому свидетельствуют результаты диагностики, видна положительная динамика.

Что особенно отрадно, что кол-во детей с низким уровнем развития стало меньше
На основании полученной положительной динамики можно сказать о том, что технология проектной деятельности в большей степени даёт возможность формирования учебной мотивации.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный, им нужно заниматься на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Список литературы:
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию», сайт «Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/library/material/134267
Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь. – с. 16-22.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 287с.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.: ил.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность. Диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2010. – 248с.
Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 191с.