Программа «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в системе Занкова».


Программа
«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
в системе Занкова».
Пояснительная записка.
В последние годы в практике отечественного образования произошли большие изменения. Воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника стали являться приоритетными направлениями педагогической деятельности.
Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий - это те задачи, которые позволят создать условия для оптимального развития каждого ребёнка.
Особый интерес вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. "Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
-личностно-ориентированное;
-использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия;
-представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
-самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
-поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, применения; анализ и синтез;-приносят удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда". (В.В. Гузеев)
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие психических процессов;
развитие личности младшего школьника;
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Основные понятия:
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная деятельность
Предметы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Русский язык Эти удивительные буквы. Как хорошо уметь грамотно писать. Строим слова и предложения. Волшебница речь.
Математика Эти удивительные цифры. Измерение времени. Вычислительные машины. Свойства площади.
Литературное чтение Устное народное творчество Загадка. Сказки русских писателей. Басни.
Технология Панно «Осенний букет» Рамка для фотографий Мягкая игрушка «Рыбка» Салфетка
Изо Сказочные герои. Народное творчество. Дизайн в нашей жизни. Изобразительное искусство.
Окружающий мир Родной город.
Встречаем зиму.
О Жучках и Мурках. Профессии.
Города России.
Пернатые друзья. Страны мира.
Путешествие капельки.
Красная книга, или возьмём под защиту. Родословная.
Внеурочная деятельность
Подпрограммы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
ПДД Виды транспорта.
Дорожные знаки.
Правила для пешеходов. Твой ежедневный маршрут.
Дорожные знаки в моей окрестности.
История светофора.
Зелёная дорога.
Где можно и где
нельзя играть Безопасность пешеходов.
Понятия и термины ПДД.
Ситуации на дороге.
Мир добра Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Жизнь дана на добрые дела "Достопримеча-тельности нашего города" «Гармония в природе"
Умники и умницы Конкурс мате-
матических развлечений.
Мое любимое число.
Самый умный. Энциклопедия логических развлечений. Математический праздник. Чемпионат класса по логической игре. Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли). Моя олимпиада. Кроссворды по теме «Наши имена».
Краеведение-экология Экологические правила поведения в природе. Зелёная аптека родного края.
Чита-столица нашего края.
Я и будущее моего края.
Жизнь без вредных привычек: полезные навыки Я - уникальный человек. Вкусы и увлечения. Учусь взаимо-действовать. Дерево достижений.
Игротека Русские народные игры. Проводы зимы. Коми народные игры. Проводы зимы. Зимние эстафеты. Игра, которую придумали мы сами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Программы четырехлетней начальной школы Система Занкова.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.