Контрольно-оценочная деятельность в системе работы учителя.


Контрольно-оценочная деятельность в системе работы учителя.
Ольга Сергеевна ЖучковаУчитель английского языка
МКОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа №2»
п. Товарково
Контролирование, оценивание знаний, умений очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, они являются непременными спутниками школы. Тем не менее по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка как результат контроля.
Традиционная школа представляет основной результат работы в виде ученических знаний, умений, навыков. Необходимость их оценивания не вызывает сомнения, однако встает вопрос с чем их сравнивать – с эталонными представлениями, описанными в учебной программе, со знаниями, умениями и навыками других учеников или с показателями этого же ученика на предыдущем этапе обучения. Целью современного подхода к образованию является воспитание саморазвивающейся личности. Это, бесспорно, включает в себя и базовые знания и умения, но наиболее важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности, к осуществлению рефлексивных действий. В этом случае оценке должна подвергаться степень индивидуального продвижения в режиме саморазвития.
В традиционном образовательном режиме отметка использовалась для уведомления педагогов и их родителей об успехах и неудачах детей с целью обеспечения необходимого с их стороны воздействия на ребенка. Переосмысление ценностей образования порождает требование обучать учащихся самооценке собственной деятельности, которая воспринимается как мобилизационно-побудительный механизм саморегуляции ученической деятельности и залог ее успешности. Вот почему так важно научить учащегося оценивать свою работу, вот почему важно и нужно, чтобы он умел оценивать себя на каждом уроке, после выполнения каждого задания. Вот почему на уроках необходимо использовать листы самооценки, заполняя которые ученик понимает, осознает свои «сильные» и «слабые» места.
Знания, умения и навыки должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить и для учителя, и для ученика пути их углубления, уточнения. Оценка должна отражать перспективы работы с данным учеником. Оценка, поставленная учителем, приводит к благоприятному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. Шанс совпадения своей собственной оценки с оценкой учителя будет выше, если учащимся понятны требования, предъявляемые к ним учителями. Поэтому так важно объяснить, определить то, чему школьники должны научиться по той или иной теме. Нужно четко и ясно донести цели и задачи обучения до учащихся. Таким образом оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Являясь учителем иностранного языка учащихся среднего и старшего звена, я, понимая важность постоянного оценивания и контроля знаний учащихся, пытаюсь выстроить собственную систему оценивания знаний учащихся по преподаваемому мною английскому языку. Свою систему оценивания я выстраиваю на следующих важнейших принципах контролирования обученности учащихся:
Объективность
Гласность
Систематичность
Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, ровном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний и умений.
Принцип гласности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям, требует оглашения и мотивации оценок.
Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
В учебном процессе выделяют 3 основных вида контроля:
Предварительный
Текущий
Итоговый
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного состояния познавательной деятельности, исходного уровня знаний, умений и навыков владения по какому-то предмету.
Принимая учащихся из начального звена в 5 класс, я выявляю уровень владения ими преподаваемого мною предмета, диагностируя, чтобы потом понять, как «строить» свою работу с ними, с чего начинать. Выявление их исходного уровня обученности на переходе из начального звена в среднее позволит мне видеть «рост» каждого учащегося в дальнейшем, откуда каждый из них «стартовал» и какие «шаги» делает в изучении иностранного языка, то есть анализировать динамику учебного процесса.
Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому при возвращении учащихся с каникул я провожу уроки «повторения», которые направлены на то, чтобы выявить «остаточные» знания моих учащихся. Это важно, потому что в иностранном языке всё взаимосвязано и невозможно хорошо объяснить новую тему учителю и хорошо её усвоить учащимся без необходимой базы. Именно поэтому так же при проверке усвоения новой темы, в задания её включаю элементы предшествующих тем, чтобы постоянно шло повторение изученного, а не происходило так, что одно выучили, а другое забыли.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Текущий контроль необходим для сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными.
Банальный вопрос в конце урока, все ли понятно, я заменяю следующим видом работы:
Перед началом изучения нового материала я раздаю учащимся таблички, которые они должны заполнять в ходе изучения новой темы.
Пример таблицы для организации текущего контроля знаний учащихся на уроке английского языка в 6 классе по теме «Образование вопросительных предложений в простом будущем времени».
Имя
Дата Легко, понятно Не все понятно Ничего не понятно, трудно
Что такое общий вопрос Как образовать общий вопрос в Future Simple Что такое специальный вопрос Как образовать специальный вопрос в Future Simple Работа с таблицей представляет собой осмысление самими учащимися теоретической части изучаемой темы. Заполняя её, каждый учащийся для себя осознаёт, что он понял хорошо, что он не допонял, а где он совсем не разобрался. За её заполнение не ставится оценка и учащийся не боится написать «правду», показать, что он действительно чего-то не понял. Это очень важно, так как она в этом случае помогает учителю своевременно определить пробелы в усвоении материала.
Кроме теоретического осмысления после первичного закрепления материала я обычно заканчиваю изучение новой темы маленьким практическим самостоятельным заданием (можно прямо в рабочей тетради), которое носит репродуктивный характер и где происходит простое воспроизведение изученного. Такое воспроизведение является также важным, поскольку своевременно дает картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения, что позволяет скорректировать дальнейшую мою работу.
Пример практического задания для учащихся на уроке английского языка в 5 классе по теме «Образование утвердительных предложений с глаголом have got»:
Из приведенных ниже слов, составьте утвердительное предложение по изученной схеме.
Have, a, pen, I, got.
Сравнение заполненной таблички и практического задания помогает мне понять «видение» самими учащимися изучаемой темы, как они действительно осознали её теоретически и применяют практически.
А в конце каждого урока (было ли изучение нового материала или его закрепление):
- я или стараюсь провести небольшую письменную работу, чтобы увидеть, чему научился каждый ученик в течение урока. На следующем уроке обязательно анализирую допущенные ошибки и намечаю пути их коррекции.
- или подвожу итог урока выполнением тестов в приложении Smart для интерактивной доски, которые составляю сама для каждого класса и каждой темы.
Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончится определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля называют итоговым. Итоговая контрольная работа должна включать в себя все подразделы изученной темы, такую же тематику заданий текущего контроля, но может носить более продуктивный характер.
Именно на этом этапе происходит систематизация и обобщение учебного материала, здесь подводиться итог достигнутым результатом в конце работы над определенной темой или разделом.
Все известные в мире попытки улучшения качества образования, не подкрепленные действительной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов. Поэтому контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования.
Я стараюсь осуществлять свою оценочную деятельность в интересах социально-психологического развития ребенка. Для этого моя деятельность должна быть адекватной, справедливой и объективной.
Список литературы
allRefs.net
www.ido.rudn.ruСоциальная сеть работников образования nsportal.ruКсензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2000г.
«Директор школы» №5, 2000 г., ст. «Школьная отметка: стимулятор умения или домоклов меч»? Г.Ю. КсензоваЗанина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов н\Дону. Феникс, 2003 г.