Конспект классного часа Государственная символика России

КЛАССНЫЙ ЧАС
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ»
(с приглашением родителей)
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.
Задачи:
формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;
развивать чувство гордости за родное Отечество;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
привлечь родителей к совместной деятельности по организации досуга учащихся.
План урока:
1. Символы государства. 2. Российский флаг. 3. Российский герб. 4. Гимн России.
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
Участники:
учащиеся;
родители.
Оборудование:
изображения флагов;
герб России, герб Московского государства XV в.;
толковые словари;
текст гимна (по количеству учащихся).
карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Символы государства
Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.
– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста). И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка)
– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)
– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску).
Учитель обобщает:
– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг)
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:
– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?
– Какая музыка при этом исполняется?.
II. Российский флаг
– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.
Учитель зачитывает стихотворение:
Гордо рею я на мачте корабля, И в бою солдаты берегут меня. Я России часть и знак – Бело-сине-красный .... (флаг)!
Рассказ учителя
– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:
– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.
– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) тогда в какой стране мы находимся? (США)
– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).
Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов
– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны.
– Назовите флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (флаг Словении, флаг Словакии)
– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).
Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии), Словении), Хорватии, Словакии, России. Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.
– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)
– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)
– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
III. Российский герб
– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)
– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.
Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.
– Покажите день сегодняшний.
– Покажите отрезок будущего времени.
– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?
– Обозначим X век.
– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.
– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.
Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.
– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла).
Учитель постепенно собирает составной герб на доске.
– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)
Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.
– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. – Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)
Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.
– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. – Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца). – Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы. – Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец) – А кто зло? (Змей)
IV. Гимн России
– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)
– Вы знаете, что такое гимн?
Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.
Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.
– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)
– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)
Ребятам раздаётся текст гимна. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).
Учитель: Прочитайте про себя.
1) Прослушивание чтения вслух учителем. 2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).
– Какие слова непонятны?
– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)
V. Физкультминутка
Учитель просит ребят встать.
– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)
– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:
Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу) Выше выше, самолёт! (Махи руками) Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши) Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой) Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)
Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.
VI. Закрепление
Ребятам раздаются карточки с практическим заданием. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.
VII. Подведение итогов занятия
В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.
– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)
– Что нового о них вы узнали?
– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115