Использование информационно-коммуникационных технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка


КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Филенко Е.Н.,
учитель английского языка,
МБОУ РСОШ №9
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Слайд 1: Дорогие коллеги, здравствуйте. Вашему вниманию представляется опыт работы использование информационно-коммуникационных технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка. Одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде.
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Что же способствует качественному формированию ключевых англоязычных компетенций на уроках английского языка? Прежде всего, это использование ИКТ.
Слайд 2: Использование ИКТ позволяет перейти:- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;- от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Слайд 3: Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности на моих уроках происходит в формирование ее составляющих:
Слайд 4:
• речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);
Для развития речевой компетенции я использую интернет- ресурсы, например, в средней и старшей школе я использую сайт Lingua Leo. Материалы на этом сайте разделены по тематикам, каждый может подобрать что-нибудь на свой вкус  - короткие смешные рассказы, мультфильмы, полнометражные фильмы, сериалы, книги, клипы, песни, тексты, свежая пресса в оригинале многое другое.   Именно на этом сайте каждый ученик можете набирать свой собственный словарь, кликая по незнакомому слову и тренировать именно те слова, которые ученики выбирают сами. Тренировок несколько типов (перевод, обратный перевод, word-construction - тренировка письма, восприятие на слух, тренировка произношения и это еще не полный перечень). Грамматические материалы также структурированы по темам. Материал преподносится в легкодоступной форме и закрепляется тренировками и тестами. 
Слайд 5:
дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
Для развития дискурсивной компетенции в старших классах, я используя мультимедийные материалы. Так в 11 классе по УМК Кузовлева есть раздел «Что помогает нам развлечься?», где мы говорим о кино, мюзиклах, о знаменитых актерах и т.д.. Я предлагаю на языке оригинала просмотреть отрывок мюзикла «Cats». После этого мы с учащимся ведем обсуждение по просмотренному фрагменту.
Слайд 6:
языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
Овладевая иностранным языком, ребенок во всем многообразии звуков доносящейся до него речи должен суметь услышать основные звуки данного языка. И в своей практике я столкнулась, с тем, что учащиеся 2 класса путают некоторые звуки. Решить данную проблему мне помогает пособие «Звуковая мозаика». На интерактивной доске игровое поле, расчерченное квадратами 3х3 и разноцветные жетоны по размеру квадратов. Перед началом работы дети слушают инструкцию и заполняют игровое поле согласно инструкции.
Например, инструкция для определения первого звука в слове. «Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звука [b], клади жетон красного цвета, если со звука [p] – синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если вы будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор».
Наряду с овладением звуковой стороной языка, при работе с пособием «Звуковая мозаика» у учащихся развивается внимание, восприятие, пространственная ориентировка, умение следовать инструкции.
Для учащихся средних классов я пользуюсь электронно-образовательными ресурсами или ЭОР. Основными направлениями использования ЭОР в образовательном процессе являются:
контроль знаний учащихся;
самообразование как учащихся, так и педагогов;
иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности;
возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.; формирование навыков постановки и решения прикладных задач с использованием ИКТ;
обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.
Слайд 7:
• социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);
Изучая тему «Что ты знаешь о Великобритании?» в 5 классе, я использую интерактивную приставку Мимио. Благодаря, этому учащиеся с удовольствием находят названия стран их границы, столицы, флаги и эмблемы стран Великобритании. Самой популярной среди педагогов-предметников и наиболее простой в изучении и использовании является программа Microsoft PowerPoint. С Power Point я создаю презентации для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания.
Мои ученики создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности я преследую ещё и практическую цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка. Предлагаю учащимся различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих учащихся. Вот только некоторые из тем: « Село, в котором я живу и его проблемы», « Мир, в котором хотел бы жить», «Знаменитые люди нашего села» и т.д.
Слайд 8:
• учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).
На уроках в начальной школе я использую электронные приложения к УМК Кузовлева. Использование электронных приложений формирует коммуникативные умения в аудировании, говорении и чтении на английском языке, повышает мотивацию, развивает речевые способности, память, мышление, воображение.
Слайд 9:
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволило выявить на моих уроках следующие факторы эффективности:
интенсификация учебного процесса;
создание благоприятных возможностей для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности;
усиление мотивации;
углубленность в усвоении конкретного материала;
пополнение словарного запаса, лексикой современного иностранного языка.
В заключении я хотела бы подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. А использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.