Развивающее занятие Разные или одинаковые


Методическая разработка развивающего занятия
«Разные или одинаковые?»
Автор разработки: Щеглова Елена Петровна
Участники: 3-4 класс (9-10 лет)
Цель: формирование у обучающихся конструктивных гендерных установок.
Задачи:
развитие коммуникативных навыков;
формирование эмпатийных способностей;
содействие формированию позитивных установок у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.
Адресат: школьники в возрасте 9-10 лет.
Форма проведения: групповая
Материалы к занятию: раздаточный материал «Алфавит», стикеры, доска, два мольберта, маркеры.
Занятие входит в курс развивающей деятельности для начальной школы «Час общения».
Ход занятия.
Приветствие.
«Мое настроение» - учащиеся по кругу передают круг другу улыбку.
Разминка . Игра «Наблюдатель»
Цель: соблюдение ритуала начала занятия, мотивация к деятельности, развитие способности к анализу и выделению существенных признаков.
Из класса выбирается один участник, который выходит за дверь. Оставшаяся группа объединяется в две малых группы по какому-то внешнему или скрытому признаку. Задача водящего определить, по какому признаку группа была разделена.
Первым признаком, как правило, группа выбирает «Мальчики девочки».
Игра повторяется 2-3 раза. Следующими признаками могут быть выбраны цвет одежды (его наличие), форма и вид обуви, прическа, цвет волос, первая буква имени и т. д.
Вопросы для обсуждения после игры:
-Какое деление оказалось самым простым и очевидным? Почему?
Участники указывают на деление на мальчиков и девочек, называя его самым очевидным, так как мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга.
Основная часть.
Дети остаются в том составе двух групп, который получился в результате последнего раунда игры. Психолог предлагает детям по очереди записать по одному качеству, которое по их мнению характерно для мальчиков и для девочек на повернутом от класса флипчарте или мольберте (для каждой группы свой) . Обсуждать прочитанное с группой нельзя до тех пор, пока флипчарт не будет повернут к классу.
Итогом упражнения будут списки достаточно стереотипных утверждений: мальчики сильные, мужественные, не плачут; девочки понимающие, слабые, плаксивые, аккуратные и т. д.
После озвучивания результатов флипчарты отставляются в сторону без обсуждения.
Упражнение «Мальчики и девочки»
Участники при помощи карточек делятся на две группы Каждая из малых групп получает 2 листа бумаги:
Лист 1
Лист 2

А

А


Б

Б


Г

Г



Количество букв на листах может быть разным в зависимости от работоспособности детей
·от 7 до 12 букв.
Первая группа: подбирает на лист имена девочек на предложенные буквы
Вторая группа: подбирает имена мальчиков.
На втором листе обе группы пишут профессии, названия которых начинаются с этой же буквы:
Лист 1
Лист 2

Алена
Актриса
Антон
Автолюбитель

Белла
Балерина
Борис
Бортпроводник


После окончания работы лист разрезается вдоль, психолог предлагает обменяться вторыми половинками листов и прочитать, что получилось:
Лист 1
Лист 2

Алена
Автолюбитель
Антон
Актриса

Белла
Бортпроводник
Борис
Балерина


Вопросы для обсуждения:
Подходят ли приложенные профессии к именам?
Уместно ли говорить, что существует «мужская» и «женская» работа?
В зависимости от наличия времени можно предложить детям короткий рассказ о женщинах- космонавтах, мужчинах модельерах и т. д.
Упражнение «Мои интересы»
Цель: актуализировать представления детей о собственных увлечениях в контексте гендера.
Каждый из участников получает стикер-листочек, на котором он должен закончить фразу «Мне нравится заниматься....»
Психолог собирает стикеры и говорит детям, что сейчас эти листочки нужно всем сообща распределить по зонам:


Участники по очереди выходят к доске, зачитывает написанное на стикере и прикрепляет его в соответствующую зону. Большая часть увлечений и интересов детей будет относиться к средней «общей» зоне.
Вопросы для обсуждения:
Верно ли, что для мальчиков и девочек интересны одинаковые игры и увлечения?
Психолог вновь достает флипчарты, заполненные детьми в начале занятия, и обращает внимание детей на список качеств:
Соответствует ли ваши утверждения, оставленные в начале урока действительности?
Чего у мальчиков и девочек на самом деле больше: общего или различного? Действительно ли мальчики и девочки так отличаются друг от друга? Как они отличаются больше внешне или внутренне?
Почему в обществе принято считать, что у мальчиков и девочек разные качества? Справедливо ли это?
Как бы выглядел сейчас список, который вы составляли в начале урока? Поменяли ли бы вы свое мнение? Почему?

Завершение занятия.
«Чемодан, который я возьму с собой» На листе бумаги дети схематически изображают чемодан и заполняют его своими впечатлениями и выводами из занятия, озвучивая их по желанию.






















Список литературы:
Вачков И. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3 классе. М.- 2014
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.


15