Коррекционно-развивающее занятие: Глаза — наши помощники


Цель:
- познакомить обучающихся, воспитанников со строением глаза;
- воспитывать бережное отношение к зрению, к своему здоровью;
- разучить гимнастику для глаз;
- коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;

Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (черный кружок, желтый кружок)
У вас на столах лежат кружки, поднимите тот кружок, который соответствует вашему настроению.
Ребята, вы готовы к занятию?
Вы готовы, глазки?
Да!
Вы готовы, ушки?
Да!
Вы готовы, ручки?
Да!
Вы готовы, ножки?
Да!
Вы готовы, ребята?
Да!
    -Сегодня мы проведём урок здоровья. Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.
Сейчас я попрошу вас заучить слова, которые должны стать  девизом в вашей жизни:
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу!
Определение  темы и цели занятия:
- Сегодня мы с вами будем говорить о наших помощниках. Как вы думаете, кто может быть нашим помощником?
Действительно, их очень много, а чтобы понять о каких же помощниках мы сегодня поговорим, я загадаю вам загадку, а отгадку вы узнаете, когда соберете осколочные картинки. Слушайте внимательно.
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора.
Назови их детвора? (глаза)
 Слайд 1 глаза.
 -Правильно, сейчас мы с вами поговорим о глазах. Что такое глаза?
- А что ещё можно узнать о глазах?
Правильно, узнаем их строение, узнаем, что для глаз хорошо, ну и, конечно, узнаем, как нужно  заботиться о  глазах.
3.Актуализация знаний.                                                                                                                                     
    Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Кто там в куст густой залез ?Свой считает домом лес .Двор - зелёная лужайка .Это длинноухий ...(зайка).
 Слайд 2 заяц.
Высоко в горах живёт,Клюв крючком, широк полёт,Когти остры, а взгляд зол !Берегись! Летит ...(орёл).
Слайд 3 орёл.
Клюв крючком, глаза большие,Кругом ходит голова,Сокращает род мышиный Тихо серая ...(сова)
Слайд 4 сова.
- А кто-нибудь догадался, почему они сегодня с нами?
     -Оказывается у этих птиц и животных очень необыкновенные глаза. Слайд орел. Хорошо известно, что у орла самое острое зрение. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Слайд сова.
     Сова лучше всех видит ночью. Она легко отыщет мышь в темноте. Слайд заяц.
    А вот у зайца глаза располагаются по бокам головы. Он хорошо видит по сторонам, а вот то, что впереди - плохо, поэтому часто на бегу ударяется о куст или дерево. За это зайца прозвали косым. И ещё, заяц лучше видит ночью.
Слайд 5 человек.
  Человек не такой зоркий, как орёл и в темноте он не видит как сова. Но глаза являются главным помощником человека.
Закройте глаза. А теперь скажите, что вы увидели закрытыми глазами? Что мы видим открытыми глазами?
Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у нас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту. (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые).
- Каким бывает цвет глаз?
Слайд 6 цвет глаз.
- Какие по размеру бывают глаза?
- Как глаза расположены? (на одинаковом расстоянии от переносицы).
- Посмотрите друг другу в глазки. Что вы там видите?
(маленький цветной кружок и черную точку по середине)
4. Задание « Строение глаза».

Этот цветной кружок называется радужная оболочка. От нее зависит цвет глаз, у одних она серая, у других зеленая, голубая или коричневая.
А черная точка у нас в глазах – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим.
  Слайд 7 строение глаза.
      - Посмотрите, это глаз в увеличенном виде.
   Наш глаз похож на маленькое яблоко. Оно называется глазное яблоко. Давайте мы аккуратно пальчиками потрогаем его. Закройте глазки. Мы его не можем потрогать целиком, так как это яблоко надёжно спрятано в глубокую норку – глазницу.
     
       -  Рассмотрим, что же можно обнаружить в глазу.
Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.
Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Свет проходит через зрачок и хрусталик и собирается на сетчатке глаза, которая нужна для того, чтобы различать цвета. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Вот видите, как сложно устроен наш глаз.
 
  Слайд 8
- Скажите, а для чего нужны глазам брови, веки и ресницы?
-Ткани глаза хорошо защищены.
  -Брови, веки, ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. А ещё важную роль играют слёзы. Они смывают с поверхности глаза всякие мелкие пылинки и соринки.
Но если мы не будем сами заботиться о своих глазах им ни брови, ни веки, ни ресницы, ни слёзы не помогут.
Физкультминутка.
5. Задание «Полезно – вредно».
      Я буду называть совет, а вы определять, полезен он для глаз или вреден. Если полезен – хлопаем, если вреден – топаем.
 - Читать лёжа. Слайд 9
- Промывать по утрам глаза. Слайд 10
- Смотреть на яркий свет. Слайд 11
- Тереть глаза грязными руками. Слайд 12
- Оберегать глаза от ударов. Слайд 13
- Читать при хорошем освещении. Слайд 14
- Смотреть близко телевизор. Слайд 15
- Если глаза устали, смени занятие и сделай упражнения  для отдыха глаз.
 -Молодцы. Вот сейчас пришло время разучить несколько упражнений для отдыха глаз.
6.Практическая работа.    Гимнастика для глаз.                                                                             
     1).  Крепко зажмурьте глаза, откройте. (5-6 раз)
     2).  Быстро моргать в течение 1-2 минут.
     3)Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев            (указательным и большим) 1 минуту.
     4).  «Часики».
     5).  «Рисование носом».
7.  Задание «Найди лишнее».
-  У вас на столах лежат картинки с различными предметами. Внимательно посмотрите, определите какой предмет лишний и обведите его зеленым карандашом. Скажите, что объединяет остальные предметы. (Карандаш, ручка, ножницы, игла, пуговица, спица, палка).
Правильно, вы убрали пуговицу, а остальные предметы опасны для глаз, поэтому, когда вы ими пользуетесь, будьте очень осторожны.
8. Задание «Наш глаз».
Нарисуйте глаз по точкам и раскрасте его.
9.  Итог.
   
-А сейчас давайте подведём итог нашему занятию.
- О каком органе чувств  мы сегодня говорили? Почему нужно беречь глаза?
Вот сейчас я проверю, внимательны ли вы сегодня были на занятии, и следующее задание называется «Светофор». Нужно отгадать полезные и вредные советы. Если полезно для глаз, то поднимаем зеленый кружок, а если нет, то какой? (красный)
- читать лежа
- смотреть на яркий свет
- оберегать глаза от ударов
- промывать по утрам глаза
- тереть глаза грязными руками
- читать при хорошем освещении
Молодцы, ребята, запомнили, что полезно для глаз, а что вредно.
Ребята, а еще полезно для глаз кушать овощи, фрукты и ягоды.
Слайд 16
Давайте, назовем их. (яблоко, морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, шиповник, абрикос, изюм)
А в заключении девочки расскажут нам стихотворение Н. С. Орловой «Береги свои глаза»
Чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться
Запомни ты десяток строк на заключительной странице.
Глаза поранить очень просто – не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй и книгу лёжа не читай!
На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть, упрекать не стану,
 Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!
И смотри не всё подряд, а передачи для ребят, что приносят пользу!
Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!
И над партой каждый раз не сгибайся как от ветра,
 От стола до наших глаз ровно 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь: нужно всем глаза беречь!
-Наше занятие подошло к концу.
ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Усмань»
Коррекционно-развивающее занятие:
«Глаза – наши помощники».
Подготовила и провела:
воспитатель 1 класса
Кузнецова Н. А.


Усмань, 2017 год