Работа МАН Псевдонимы, или кто скрывается под маской


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ»
Отделение: литературоведение
Секция: русская литература
Псевдонимы, или Кто скрывается под маской
Работу выполнила:
Дисюк Надежда Александровна
учащаяся 10 класса
общеобразовательной школы
I –III ст. с. Великая Шишовка
управления образования
администрации города
Шахтёрска
Руководитель:
Федорченко Оксана Леонидовна,
учитель литературы
общеобразовательной школы
I –III ст. с. Великая Шишовка
управления образования
администрации города
Шахтёрска
Шахтёрск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5 стр.
Раздел I. Наука о псевдонимах…………………………………………...6-7 .стр.
1. Классификация псевдонимов…………………………………………..8-13.стр.
2. Как возникают псевдонимы? …………………………………………14-17.стр.
Раздел II. Псевдонимы известных русских писателей и поэтов…..18-22.стр.
2.1. Псевдонимы А. П. Чехова……………………………………………20-21.стр
2.2. Почему Гайдар выбрал такой псевдоним? ………………………….22-23.стр
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..24 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…25 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...……….стрЦель исследовательской работы:
-исследовать, выявить и систематизировать причины использования псевдонимов.
Исследовательские задачи:
- собрать материал по теме;
- найти определения слова «псевдоним»;
- проследить историю возникновения псевдонимов;
- исследовать способы и условия возникновения псевдонимов;
- привести примеры псевдонимов в русской литературе.
- и в результате исследования установить причины выбора псевдонимов.
Объектом исследования являются псевдонимы известных литературных деятелей, а также людей различных социальных прослоек общества.
Актуальность предпринятого исследования представляется в том, что современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится друг-компьютер. Мы и общаемся через Интернет, используя «логины», пароли и «Ники» (так называемые псевдонимы).
Новизна исследования в том, что человек легко заменяет собственное имя, даже не задумываясь о положительном или отрицательном влиянии на судьбу вымышленного имени.
Почему я выбрал такую тему?
Потому что она показалась мне достаточно интересной и реализуемой (дополнительный материал по данной теме доступен, его можно найти в литературоведческих пособиях, энциклопедиях, публикациях в журналах, словарных статьях и на интернет-сайтах).
Объект исследования – это термин известный в науке, но до конца не исследованный.
Для достижения цели я использовал следующие методы:
- Изучение теоретического материала по теме;
- Анализ, обобщение и систематизация полученных сведений;
- Использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.
Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования. Своими знаниями я могу поделиться с одноклассниками и другими слушателями.
Гипотеза исследования: предположим, что причина использования псевдонима заключается в том, что при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе иную судьбу. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере и по жизни.
Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, вывода, списка использованной литературы и приложений.
Введение
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Мы просим подписаться под своей работой, в каком-либо документе, чтобы знать к кому они имеют отношение. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.
Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.
В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь».
В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.
РАЗДЕЛ I. Наука о псевдонимах
Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах), называют псевдомастикой или псевдонимикой, то есть наукой о вымышленных именах, возникла в эпоху Возрождения.
Тогда международным языком науки и культуры была латынь, поэтому первые словари псевдонимов перечисляли авторов, писавших на этом языке. Первый такой труд принадлежит Сауэрсу, который был издан в середине XVII века и назывался в переводе с латинского «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена».
Тогда же в Париже издаётся трактат Андриена Байе с длинным названием: «Авторы, укрывавшие под чужими, заимствованными, придуманными, ложными, зашифрованными, нарочито изменёнными, вывороченными или переведёнными на другой язык фамилиями» и детально описал в нём как причины, из-за которых писатели заменяли свои именам другими, так и способы, с помощью которых эта замена проводилась. Таким образом, в книге Байе была сделана первая попытка классификации псевдонимов.
Антуан Барбье, библиотекарь Наполеона, издал в 1806 – 1809 годах четырёхтомный словарь анонимных сочинений, появившихся на французском языке. Современный английский словарь псевдонимов Кеннеди насчитывает около 60 тысяч, а немецкий Хольцмана и Бохата - около 83 тысяч вымышленных фамилий. Даже в небольшой Дании словарь псевдонимов включает 10 тысяч.
Русские литературоведы и библиографы этому вопросу также уделяли этому вопросу большое значение. В 1874 году Г.Геннади составил «Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков». В «Библиографическом словаре русских писательниц» Н.Голицына указаны анонимные и вышедшие под псевдонимами произведения.
Советский библиограф И.Ф.Масанов собрал свыше 80 тысяч русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности.
Однако, из всех этих словарей и справочников можно узнать только, кто стоит за тем или иным псевдонимом. Но существует книга Валентина Григорьевича Дмитриева «Скрывшие своё имя» из истории анонимов и псевдонимов, в которой была сделана попытка систематизировать некоторые факты из области литературоведения с использованием примеров.
Классификация псевдонимов
Все псевдонимы, какими бы они не были, делятся на определенные группы, в основе которых лежит принцип их образования. Многие авторы произведений берут свои псевдонимы из нижеперечисленных групп, но в данной классификации данных не учтены некие факторы, ведь русский язык не латынь, и он постоянно эволюционирует, т.е. добавляются новые псевдонимы, новые пути их образования, соответственно добавляются новые группы псевдонимов. Хотелось бы остановиться и дать определение следующим классификационным группам псевдонимов.
Псевдонимы – характеристики.
Принятие этого псевдонима часто не было связано со стремлением скрыть настоящую фамилию. На первый план здесь выдвигалась другая цель - подчеркнуть то или иное качество автора, какую-либо особенность его наружности, национальность, место рождения или жительства, главную черту характера или творчества, его профессию, звание, должность, социальное положение и т.д.
А) Геоним - псевдоним, связанный с географическим названием.
Молодой А.Н. Островский выступал в «Московском городском листке» (1847) от имени Замоскворецкого жителя, чьи записки он якобы нашел. Писатель родился в Замоскворечье, части Москвы, расположенной на правом берегу Москвы - реки, против Кремля. С XVII века Замоскворечье стало сосредоточием купечества. Об укладе жизни замоскворецких обитателей А.Н. Островский рассказал в Очерке «Записки замоскворецкого жителя».
Б) Френоним (от греч. рhrеn - ум) - псевдоним, указывающий на какую-либо черту в характере, творчестве или жизни автора, либо подчеркиваемую им самим, либо подмеченную окружающими.В.Г. Белинский свой памфлет «Педант» в «Отечественных записках» (1842), подписал Петр Бульдогов. Этот псевдоним перекликался с кличкой «бульдог», которою окрестил Белинского его противник Ф. Булгарин. Подписавшись Бульдогов, великий русский критик как бы поднял брошенную ему перчатку и вдобавок назвался Петром (по-греч. - камень), желая, вероятно, подчеркнуть незыблемость своих убеждений.
2.2 Литературные маски
Иногда автор не ограничивался тем, что подписывался вымышленным именем, а создавал и вымышленный облик его носителя, со своим характером, внешностью и даже биографией. Любой псевдоним, если к нему присоединялась «легенда», т.е. выдуманное жизнеописание, или указывались иные, чем у настоящего автора, пол, либо национальность, либо профессия, либо звание, становился литературной маской.
Так в 1847 в «Современнике» под псевдонимом Новый поэт И.И. Панаев публикует (иногда совм. с Н.А. Некрасовым) литературные пародии на поэтические и драматургические произведения В.Г. Бенедиктова, Н.М. Языкова, Н.В. Кукольника, Е.П. Ростопчиной, Н.А. Полевого, Л.А. Мея, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Н.Ф. Щербины и др. В 1855 издает «Собрание стихотворений Нового поэта». В 1851-1855 гг. Панаев вел в «Современнике» рубрику-обозрение «Заметки и размышления Нового поэта о русской журналистике», где, отдавая предпочтение реалистам (А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, Л.Н. Толстой), критиковал сторонников «чистого искусства», славянофилов и «почвенников». Выступал также как театральный и музыкальный критик, вел фельетонное обозрение «Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта» (1855-61).
Порой ее создатель с целью убедить публику, что выдуманный им автор существует в действительности, описывал его наружность в предисловии (от имени издателя) или даже прилагал к книге его портрет, якобы написанный с натуры.
Яркое представление о мнимом авторе дает автобиография Козьмы Пруткова, чему немало способствует приложенный к его сочинениям портрет: «с него тусклым взглядом смотрит ограниченный, тупой, самовлюбленный чинуша». Эта литературная маска оказалась даже ярче по индивидуальным свойствам и долговечнее, чем те, кто ее носил: собственные стихи братьев Жемчужниковых, помогавших А.К. Толстому создать ее, давно забыты, а сочинения Козьмы Пруткова до сих пор пользуются популярностью.
Порой автор вводил читателей в заблуждение, нарочито неверно указывая свою профессию или звание - псевдотитлоним.
Н.П. Огарев в «Общем вече» в статьях, обращенных к старообрядцам, подписывался Старообрядец, хотя вовсе им не был. Делалось это для тог, чтобы привлечь к революционному движению значительную прослойку русского населения - тех, кто исповедовал так называемую старую веру. Видя в авторе статей одного из своих, читатели - староверы, по мнению Огарева, должны были внимательнее прислушиваться к его призывам.
2.3 Под именем противоположного пола
А) Псевдоандроним (от греч. рsеudоs - ложный и аnеr, Аndrоs - мужчина) - мужские имя и фамилия, принятые автором-женщиной.
Часто писательницы боялись, что издатель не возьмет рукопись, узнав, что та принадлежит перу женщины, читатель отложит книгу по той же причине, а критик разругает. Преодолеть издавна сложившееся предубеждение к творческому труду женщин было нелегко. Поэтому женщины - литераторы часто подписывали свои произведения мужскими именами.
А.Я. Панаева под псевдонимом И. Станицкий издала (вместе с Н.А. Некрасовым) романы «Три страны света» и «Мертвое озеро». Под этим же именем она выступала и самостоятельно (романы «Женская доля», «Мелочи жизни» и др.)
Б) Псевдогиним (от греч. gynе - женщина) - женские имя и фамилия, принятые автором-мужчиной.
Склонность к аналогичным мистификациям питали и авторы - мужчины, которые, наоборот, подписывались женскими именами.
Л.Н. Толстой в 1858 г. мистифицировал редактора газеты «День» И.С. Аксакова: написав рассказ «Сон», он поставил под ним Н.О. - инициалы Н. Охотницкой, жившей у тетки Толстого Т. Ергольской. Рассказ не был напечатан, впервые он был издан только в 1928 г.
2.4 Шуточные псевдонимы
Пайзоним (от греч. раizеin - шутить) - шуточный псевдоним, имеющий целью произвести комический эффект.
Юмористы всегда старались подписываться так, чтобы добиться комического эффекта. Это была основная цель их псевдонимов; желание скрыть свое имя здесь отходило на второй план.
Традиция забавных псевдонимов в русской литературе ведет начало с журналов екатерининской поры («Всякая всячина», «Ни то, ни сио», «Трутень», «Почта духов»).
Н.А. Некрасов часто подписывался шуточными псевдонимами: Феклист Боб, Иван Бородавкин, Наум Перепельский, Литературной биржи маклер Назар Вымочкин.
И.С. Тургенев фельетон «Шестилетний обличитель» подписал: Отставной учитель российской словесности Платон Недобобов.
2.5 Коллективные псевдонимы
А) Койноним (от греч. kоinоs - общий) - общий псевдоним, принятый несколькими авторами, пишущими вместе.
Есть немало случаев, когда маскировались не фамилии соавторов, а самый факт коллективного творчества: произведение подписывалось одной фамилией, но за нею стояли два автора и даже больше Одним из наиболее ярких примеров является знаменитый Козьма Прутков - псевдоним Л.Н. Толстого и братьев Алексея, Александра, Владимира Жемчужниковых. Называя имя Козьма Прутков, можно сказать, что это коллективный псевдоним и пародийная личность (маска) литератора - чиновника, созданная писателями. Для него авторы сочинили и биографию с точными датами рождения и смерти: «Он родился 11 апреля 1803 г.; скончался 13 января 1863 г.». Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали тупость чиновников. Впервые имя появилось в печати в 1854 году на страницах «Литературного ералаша» - юмористического приложения к журналу «Современник». Но мало кому известно, что у Козьмы Пруткова имелся реальный прототип в жизни - камердинер Жемчужниковых, носивший это имя и фамилию. (Аллоним (или гетероним) - принятые в качестве псевдонима фамилия или имя реально существовавшего лица).
Пьеса «Счастливый день», написанная А.Н. Островским совместно с Н.Я. Соловьевым в имении первого, Щелыкове, была напечатана в «Отечественных записках» (1877) за подписью Щ…, т.е. Щелыковский. (Топоним - псевдоним, связанный с определенным местом нахождения)
Б) Псевдокойноним - подпись, в которой автор приписывает свое произведение перу нескольких лиц.
Есть и обратный случай, когда один автор использует несколько псевдонимов для одного произведения по мере написания и печатания его.
Так в журнале «Пантеон», в трех номерах печатается обширный стихотворный фельетон «Провинциальный подьячий в Петербурге» Н.А. Некрасова под псевдонимом - Феоклист Боб, а через несколько номеров продолжение «Провинциальный подьячий опять в Петербурге. Беда неминучая и радость могучая» уже под псевдонимом Иван Грибовников. Позднее появятся И. А. Пружинин, К. Пупин, Александр Бухалов и др.; под его собственным именем почти ничего не печатается.
2.6 Придумали не сами
Случалось, что псевдоним бывал выбран не самим автором, а в редакции журнала или газеты, куда он приносил свое первое произведение, или друзья, или же лицом, помогавшим издать книгу.
Такова, например, одна из подписей Н.А. Некрасова, таившая намек на цензурные притеснения. Поэту долго не разрешали выпустить второе издание стихотворений. Наконец, в 1860 г. один из придворных, граф Адлерберг, пользовавшийся большим влиянием, выхлопотал в цензурном ведомстве нужную визу, но при условии внесения многочисленных купюр. «А все-таки вас обкорнали, надели на вас намордник! - сказал он поэту. - Вы можете теперь под шуточными стихами так и подписываться: Намордников». Некрасов последовал этому совету, подписав свои сатирические стихи Савва Намордников.
2.7 Нейтроним - псевдоним, не вызывающий никаких ассоциаций
Помимо причин возникновения псевдонимов, которые рассмотрены в реферате, существует еще множество, не поддающееся классификации. Кроме того, не всегда можно точно определить мотивы, по которым берутся те или иные псевдонимы. Вариантов объяснения какого-то одного случая использования псевдонима вместо настоящего имени может быть несколько, если, конечно, нет свидетельств самого обладателя псевдонима или его современника.


Как возникают псевдонимы?
Сразу отметим, что сам по себе псевдоним как феномен – явление чрезвычайно древнее. Его истоки, как можно догадаться, уходят в период первой письменности, т.е. так или иначе связаны с первыми опытами документальной подписи. Разумеется, все начальные проявления псевдо-подписей относились к «бумагам», направленным против властей, соседей, родственников. Иными словами – все они были анонимками, т.е. подписанными ненастоящим именем. Можно считать, что с тех пор псевдоним как изобретение удивительно эффективной «социальной защиты» проявил свою потрясающую универсальность и живучесть, поскольку без существенных изменений дожил и до наших времен.
Он постоянно использовался и используется в целях  сокрытия автора:
от политических преследований
от социальных (сословных) требований или предрассудков
от назойливого внимания или интереса
от утомительного любопытства и проч.
Однако, разумеется, эффективность псевдонима «работает» только в случаях, когда сам автор заинтересован собственной «безвестностью», т.е. лишен личного тщеславия, а озадачен лишь конечным результатом обличения, доказательства, уязвления и т.д.Таким образом, «родоначальником» псевдонима можно считать проявление инстинкта самосохранения - это большей частью касается политических псевдонимов, когда автор старался избегнуть различных преследований или репрессий законными властями. Затем, когда обладатель такого «псевдо-имени» сам получал власть, защитное действие его псевдонима автоматически прекращалось, и даже более того – он полностью заменял автору его настоящее имя. Такие случаи мы можем отследить на именах-псевдонимах наших революционеров рубежа веков – Ленин, Киров, Сталин, Троцкий и проч. Впрочем, политические клички-псевдонимы мы рассмотрим в конце, а пока остановимся на более значимых фигурах отечественной культуры и их вымышленных (в силу ряда причин) именах и легендах, с ними связанных.
«Цена» первых литературных псевдонимов Петербурга
Как ни странно, но писательство в стране, позднее ставшей гордиться своей великой литературой, поначалу считалось низким и даже унизительным трудом! Такие люди снисходительно или презрительно именовались «сочинителями», а их труд никак не связывался с общественно-полезной деятельностью. Ремесло сочинительства по своему бесправному «статусу» могло соотноситься разве что с трудом актеров-комедиантов или шутов.  Поэтому попытки появиться в печати для авторов со стороны иных социальных сословий – чиновников, офицеров, дипломатов и т.д. – могли привести к отставкам и даже изгнанию из своих кругов.
Впрочем, даже для молодежи существовали узаконенные средства воздействия или противодействия желанию писать. Так, известно, что в Первом кадетском корпусе присутствовали с 1824 года конкретные наказания для кадетов:
За сочинительство прозы -   25 розог
За сочинительство поэзии – 50 розог
Примечательно, что уже тогда творчество поэзии «стоило» автору дороже «презренной прозы». 
Автором первого российского литературного псевдонима был Державин. Мы знаем, Гаврила Романович на какое-то время был даже «пристроен» на административном поприще – статс-секретарем государыни Екатерины II. Потом великий пиит был в Сенате, потом в Коммерц-коллегии, затем тамбовским губернатором. Смена должностей была результатом  не карьерного роста, а неуживчивого характера Державина, и расставаться с очередным местом работы поэту приходилось не «по собственному желанию». Известно, что императрица, отличавшаяся умеренным терпением, в один из таких разов даже не выдержала, указав, что, мол, Державину следовало бы искать причину  в себе самом, дескать, и на третьем месте ужиться не может. И в довершение – «Пусть стихи пишет». Так, возможно с Её высочайшего разрешения и стал Гаврила Романович «официальным» пиитом.
Однако его псевдоним не касался этого сюжета «трудоустройства» и был всецело связан с его происхождением. Из истории узнаем, что родился Державин неподалеку Казани в татарском селении в древнейшем роду. Его предком был мурза Багрим, покинувший Орду в 15 веке. У мурзы позже появляется внук с прозвищем Держава, что и стало истоком литературного псевдонима Гаврилы Романовича. Известно, что поэт был очень горд своим происхождением,  свою оду к Екатерине («К Фелице», 1783г) он подписывает как «татарский мурза», который поселился в Москве, а проживает «по делам» в Петербурге.
Второй российский поэт – В.А.Жуковский, напротив, прожил свою жизнь с фамилией, не относящейся к его родословной. Об его «псевдониме» повествует городская романтическая легенда так:  один крестьянин, отправляясь на турецкую войну с войском Румянцева (генерал-фельдмаршал Её Величества) спрашивает у своего барина перед походом:
- Что привезти тебе, какой гостинец, батюшка наш, ежели нам удача в той войне будет?Барин тот – Афанасий Бунин, владелец села Мишенское в Тульской губернии - отвечает тому крестьянину:- А ты привези мне, братец, молоденькую турчаночку. Сам видишь, моя жена-то совсем уже состарилась.Шутка? Шутка! Но крестьянин-таки возвращается из военного похода с трофеем, как обещал – приводит барину 16 –летнюю девицу. - Бери, барин, Сальха ее зовут.
Малолетнюю наложницу окрестили  в Елизавету, стала она воспитанницей Бунина – Турчаниновой Елизаветой Дементьевной. Вначале  - при младших детях  (нянька), потом при хозяйстве (экономка), а затем турчаночка рожает барину сына в 1783 году. Его называют Василием; но вот фамилию ему Бунин не может дать свою, а незаконнорожденный малец по закону в таком случае автоматически крепостным становится. А Бунин-то счастлив этому рождению и не хочет для Василия доли подневольной, незаслуженной…
Находит он выход – уговаривает одного киевского купца Жуковского (можем предположить  - незадаром) усыновить дитятю. Так у тайного сына Сальхи и появляется фамилия и вместе с ней и отчество от небогатого благодетеля – Андрея Жуковского.Еще одна такая легенда связана с именем выдающего российского портретиста романтической школы – Ореста Адамовича Кипренского. (Того самого, что явился позже автором самого известного пушкинского портрета).
В 1782 году в никому неизвестной деревеньке Нежново появляется еще один незаконнорожденный гений – от барина А.Дьяконова дворовая женщина рождает мальчика. Легенда живописует радость барина – он высаживает в честь этого события платан, который и сегодня там сохранен.
Но вот с усыновлением – опять-таки незадача. Местные старожилы настаивают, что мальчишке дали фамилию в честь богини любви (Венера, она же Афродита, она же Киприда), поскольку ребенок был рожден исключительно «под звездой любви». Под стать фамилии было выбрано и имя – Орест – герой греческой мифологии. Однако народный эпос утверждает, что все эти игры с античными именами-фамилиями случились много позже рождения будущего художника, лет до 6 мальчишка жил без фамилии. Кипренским он стал в возрасте 6 лет, когда был отправлен барином в Академию художеств.

РАЗДЕЛ 2. Псевдонимы известных русских писателей и поэтов
Псевдонимы известных русских писателей и поэтов
Очень часто представители аристократических фамилий «скрывались» под псевдонимами, которые иногда представляли собой переделку подлинной фамилии: П. Д. Оболенский стал Ленским (артист Александрийского театра). Ср. аналогичные усечения: В. В. Лужский из Калужский (артист МХАТа), Аталов из Баталов, писатели Овалов из Шаповалов, Б. Галин из Рогалин; упомянутый уже В. Н. Давыдов на клубных сценах играл под вторичным псевдонимом-усечением — Выдов.
Часто служебное положение заставляло известных писателей и поэтов для подписи литературных произведений прибегать к псевдониму. Так, консул Анрн Бейль взял себе псевдоним Стендаль, востоковед О. И. Сенковский — Барон Брамбеус, князь В. Ф. Одоевский — В. Невский, В. И. Даль — Казак Луганский. Н. С. Лесков — Стебницкий, П. И. Мельников — Андрей Печерский, вице-губернатор М. Е. Салтыков — Н. Щедрин.
Совершенно уникальным в истории русских псевдонимов является псевдоним Козьма Прутков, под которым были скрыты подлинные имена писателей А. К. Толстого и братьев Алексея и Владимира Михайловичей Жемчужниковых; эти трое писателей выдали даже портрет своего коллективного псевдонима, ставший столь же знаменитым, как и строки бессмертного Пруткова.
Бывают случаи, когда два брата выступают на одном и том же поприще, и тогда чаще всего младший брат берет себе псевдоним; так, писатель Евгений Петрович Катаев, в отличие от старшего брата Валентина Петровича, взял себе псевдоним по отчеству — Евгений Петров; младший брат певца Л. Б. Собинова (тоже тенор) взял себе псевдоним Волгин (Собиновы родом из Ярославля); из двух братьев Москвиных младший. Михаил Михайлович, стал Тархановым.
В конце XIX — начале XX века у известных русских писателей и поэтов появилась мода на псевдонимы типа: имя (чаще вымышленное) и вместо фамилии — качественное прилагательное, откуда возникли такие псевдонимы: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков), Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг), Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов), Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) и даже Антон Крайний (Зинаида Николаевна Гиппиус!).
Эта «модель» перешла и в 20-е годы XX века; ср. Артем Веселый, Михаил Голодный, Эмиль Кроткий, Владимир Красный в т. п., что было спародировано в пьесе В. П. Катаева «Квадратура круга» в лице поэта Емельяна Черноземного.
В языковом отношении интересны псевдонимы-кальки, то есть буквальные переводы имен и фамилий для получения псевдонима. Знаменитый польский пианист Иосиф Гофман выступал не только как музыкант, но и как писатель и подписывался Дворск ий, переводя немецкое Hoffmann на польское Dworski. Известный музыкальный критик Вячеслав Гаврилович Каратыгин в журнале «Театр и искусство» подписывался Черногорский, так как кара в тюркских языках значит «черный», а таг —«гора». Сюда же относятся и Сильвиус — Дюбуа, Ксиландр — Хольцман.
Бывают случаи в истории, когда псевдонимируется не только фамилия, но и имя, и отчество. Например, знаменитая русская балерина Анна Павлова была по паспорту Матвеевна, а «в миру» стала Павловна. Вот и еще один любопытный случай: один известный писатель был по паспорту Кирилл, но так как он не умел произносить ни «р», ни «л», то его псевдонимировали в Константина.
2.1. Псевдонимы Антона Павловича Чехова.
Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у Чехова. «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички", - писал Чехов литератору Билибину.
Псевдоним – подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. В переводе с греческого языка слово псевдоним (pseudos и onyma) означает  «носящий вымышленное имя». Многие писатели и поэты по разным причинам печатали свои произведения под псевдонимом. Самым изобретательным в придумывании псевдонимов был Антон Павлович Чехов, который писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички». (из книги: Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. — М.: Наука, 1980).
Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у Чехова. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.
В указателе псевдонимов Чехова встречаются такие: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z.Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.
Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Он не только употреблял этот псевдоним в журналах и газетах, но и поставил его на обложке двух первых авторских сборников («Сказки Мельпомены», 1884, и «Пестрые рассказы», 1886).Исследователи литературного наследия писателя  полагают, что псевдоним Антоша Чехонте (варианты: Антоша Ч***, А-н Ч-те, Анче, А.Чехонте, Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Ч. Хонте и т.д.) возник, когда Чехов учился в таганрогской  гимназии, где законоучитель гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников.Шуточное письмо в редакцию «Осколков» Чехов подписал  «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).Происхождение псевдонима Брат моего брата исследователи связывают с тем, что с 1883 года Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в которых до него выступал его старший брат Александр. Чтобы не создавать путаницы Чехов на титульном листе своей книги «В сумерках» (1887) написал фамилию с уточненными инициалами: «Ан. П. Чехов». А потом стал подписываться Брат моего брата.Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.
И только псевдоним Человек без селезенки имел серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без С., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Необычный чеховский псевдоним, считают ученые, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание Человек без селезенки.
Несмотря на то, что свои произведения Антон Павлович подписывал разными именами, ни один из псевдонимов не «прижился» в его творчестве. Он вошел в отечественную и мировую литературу под своим именем.
2.2. Почему Гайдар выбрал такой псевдоним?
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Го́ликов , 9 (22) января 1904, Льгов, Курская губерния — 26 октября 1941, близ села Лепляво, Каневский район, Черкасская область) — русский советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Аркадием Гайдара нарекли в честь деда по материнской линии. Таким образом мать Гайдара хотела помириться со своим отцом, поручиком Аркадием Геннадиевичем Сальковым. Попросить у него прощения за то, что вышла замуж за «простолюдина» Петра Голикова. Но отец свою непослушную дочь не простил, на внука взглянуть не пожелал.
Откуда же взялась фамилия Гайдар? На этот вопрос Аркадий Голиков никогда не отвечал. Если приставали, отделывался шуткой.
После его гибели стали возникать догадки. Писатель Борис Емельянов предположил, что псевдоним «Гайдар» произошел из монгольского «гайдар» — всадник, скачущий впереди. Эта версия получила широкое распространение. Действительно, Аркадий Голиков бывал в Башкирии, а имена Гайдар, Гейда, Хайдар на Востоке распространены.
Но с какой стати девятнадцатилетнему Аркадию брать иноплеменное, хотя и звучное, имя? Д, и не был он хвастлив. Дело в том, что с детства он — большой выдумщик, и в училище пользовался шифром собственного изобретения.
Разгадать загадку псевдонима «Гайдар» удалось школьному товарищу Аркадия, А. М. Гольдину. Оказывается, что «Г» — первая буква фамилии Голиков; «АЙ» — первая и последняя буквы имени; «Д» — по-французски – «из»; «АР» — первые буквы названия родного города.
Г – АЙ – Д – АР: Голиков Аркадий из Арзамаса.
Кстати, поначалу он подписывался просто – Гайдар, без имени и без инициала, потому что имя уже входило частичкой в псевдоним. Только когда псевдоним стал фамилией, на книгах появилось: Аркадий Гайдар. И сын у него — Гайдар, и дочка у него — Гайдар, и внуки у него — Гайдары.
Аркадий Гайдар Сам Аркадий Петрович однозначно и чётко о происхождении псевдонима «Гайдар» не писал. Разгадать загадку псевдонима «Гайдар» удалось школьному товарищу Аркадия А.М. Гольдину:
«Г» - первая буква в фамилии «Голиков», «АЙ»—первая и последняя буква имени, «Д» - по-французски «из», «АР» - первые буквы названия родного города Арзамаса. Таким образом, имя «Гайдар» расшифровывается как «Голиков Аркадий из Арзамаса».
ВЫВОДЫ
Псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.
Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.
Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.
Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: «Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – ту уж никто не поможет…»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет – ресурсы
1.  http://www.peterburg.biz/istorii-legendyi-nenastoyaschih-imen-velikih-lyudey-peterburga.html#ixzz4VpBcHxcT2.  http://www.peterburg.biz/istorii-legendyi-nenastoyaschih-imen-velikih-lyudey-peterburga.html#ixzz4VpBUVSsM3. http://www.peterburg.biz/istorii-legendyi-nenastoyaschih-imen-velikih-lyudey-peterburga.html#ixzz4VpBKGowE.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
Литературная энциклопедия. М., 1929-1939, Т. 1-11
Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов.
7.И.Ф.Масанов. Словарь псевдонимов: в 3-х т. - Т.1, М: Всесоюзная книжная палата.
8. Псевдоним// Словарь литературоведческих терминов/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев, М.: Просвещение, 1974.
9. Псевдонимы// Большая советская энциклопедия/ 3-е изд. - Т.21
10.Б.Бялик. Судьба Максима Горького: М.: Художественная литература, 1986.