Сочинение по картине К. Ф. Юона «Новая планета»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
Проект урока.
Тема: « Сочинение  по картине К. Ф. Юона« Новая планета».
Учитель: Леонтьева Мария Николаевна
2013-2014 учебный год
г. СаровЦель урока:
Подготовиться к написанию сочинения по картине К. Ф. Юона «Новая планета».
Образовательные задачи:
Познакомиться с творчеством и биографией К. Ф. Юона.
Совершенствовать навыки  работы по описанию природы, человека.
Собрать рабочий материал для описания планет, людей.
Повторить стили и типы речи.
Формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения путем речевой подготовки
Развивающие задачи:
Развитие  навыков монологической  речи.
Развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности.
Совершенствование навыков описания произведений живописи.
Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитание интереса к живописи и истории искусства.
Воспитание эстетического вкуса.
Оборудование урока.  Презентация с репродукциями картин К. Ф. Юона и вопросами для эвристической беседы на уроке.
Организационный момент.
Постановка цели урока. Слайд № 1
Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию сочинения по картине Константина Федоровича Юона «Новая планета». Кто из вас знаком с творчеством этого художника? Какие картины его вы можете назвать? (Здесь учащиеся могут вспомнить картину «Конец зимы. Полдень», по которой они писали сочинение в 7 классе. Но вероятнее всего, что почти никто с творчеством этого художника не знаком).Можно ли составить мнение о творчестве художника по одной-двум картинам?
Что нам нужно сделать, прежде чем начать работу над сочинением по конкретной картине?
Чем поможет нам знакомство с творчеством и биографией художника?
(Знакомство с несколькими репродукциями и фактами биографии поможет создать более полное впечатление о творчестве автора)
Рассматривание репродукций. Слайды № 2-15
Вопросы, предваряющие рассматривание репродукций:
Какое картины производят впечатление?
Что, на ваш взгляд, объединяет картины?
Каким видит мир художник?
Что можно сказать о судьбе, о жизни автора?
Как меняется с годами манера автора?
(Учащиеся отметят панорамность пейзажей, отражение гармонии окружающей действительности, стабильность в манере, увидят, что, если не знать годы написания картин, отличить работы, к примеру, дореволюционного и послереволюционного периодов почти невозможно. Они предположат, что это связано со стабильностью в жизни автора, отсутствием потрясений, благополучием.)IV. Знакомство с биографией К. Ф. Юона и лексическая работа .
К. Ф. Юона называли баловнем судьбы.
Как вы понимаете выражение «баловень судьбы»?
Как вы думаете, почему Юона так называли?
Слайды № 16-17
У Юона был на редкость счастливый брак.
Окружающие любили его.
Ему никогда не приходилось бороться с нуждой.
Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал.
После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами.
Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе.
Впоследствии его картины были всегда желанны на выставках. О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании.
Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.
Подготовка к написанию сочинения. Работа с репродукцией картины «Новая планета». Составление плана.
Перед вами на цветной вкладке учебника репродукция картины. Нам нужно составить план сочинения. Сколько частей, по вашему мнению, должно быть в сочинении? Как их можно озаглавить?
(Учащиеся предлагают варианты пунктов плана, поясняя свой выбор. Для тех, кто затруднился в выборе, на слайде № 18 дается план, предложенный учителем. )Физкультминутка. Попробуем повторить те движения людей, которые показаны на картине Юона:
Поднимем руки вверх (5 раз)
Выполним наклоны (5 раз)
Сделаем выпады вперед (8 раз)
Анализ фрагментов картины «Новая планета». Фрагмент «Небо». Слайд № 19.
Давайте подумаем, почему автор так назвал свое произведение.
Понятно ли сразу, почему так названа картина?
Сколько планет на картине, которая из них новая?
(Мнения, безусловно, разделятся: новая планета – та, от которой видны пока только лучи; новая планета – та, которая больше/меньше других и др.)
Интересно, что К. Ф. Юон создал два варианта картины «Новая планета». Посмотрите на вторую. Слайд №20. На этой картине более понятно, какую планету художник изображает как новую.
Какой показана новая планета? (Это большая красная планета).
Почему Юон изобразил ее красной?
Как выглядит небо?
Лексическая работа с прилагательными цвета.
Задание. Используя прилагательные цвета, составьте словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении (красный шар, бордовые отсветы, пурпурные лучи, лиловые оттенки, фиолетовый ореол, темно-синие глубины космоса, пронзающие темное небо желтые и оранжевые лучи других планет.)
Анализ фрагментов картины «Новая планета». Фрагменты «Люди». Слайд № 21.
Как (какими) выглядят люди на фоне планет?
Что они чувствуют? Как выражают свои чувства?
Лексическая работа. Эмоции и чувства людей, способы их выражения.
Группа людей, изображенная слева. Слайд № 22.
Страх.
Паника.
Ужас.
Испуг.
Испуг. Пытаются закрыться руками.
В мольбе протягивают руки.
Молят о пощаде.
Падают на колени.
Падают ниц.
Убегают.
Склоняются к земле.
Группа людей, изображенная справа. Слайд № 23.
Радость.
Восторг.
Восхищение.
Воодушевление.
Движутся навстречу свету.
Протягивают к небу руки.
Подаются вперед.
Призывают других не бояться.
Почему, кроме людей, на планете больше ничего не изображено?
(Можно не освещать историю создания картины, предоставив учащимся самим предположить эпоху. На нашем уроке варианты были следующие: изображено далекое прошлое, даже планеты еще не все сформировались, на земле еще нет растений и животных, а люди – первобытные поселенцы. Другой вариант – изображено будущее. Люди уже растратили все ресурсы планеты Земля, и те, кто показан на картине – жалкие остатки выживших).Цветовая гамма. Слайд № 24.
Какими цветами представлено небо и планеты на нем?
Какими – планета с людьми?Какой прием использует автор? (Контраст)
Какое впечатление усиливает цветовая гамма картины? (На картине изображено событие вселенского масштаба. )Лексическая работа с прилагательными размера: огромный, гигантский, величественный, мелкий, ничтожный, жалкий, маленький, незаметный, едва различимый.Задание. Подберите синонимы к прилагательному «большой», составьте с ними словосочетания/предложения, которые можно будет использовать в сочинении. Впечатления от картины.
Часто учащимся трудно объяснить, почему им понравилась или не понравилась картина. Можно предложить им сравнить свои ощущения с чувствами людей на картине или дать несколько вариантов пояснений (слайд № 25).
Устное составление вариантов частей сочинения.
Памятка «О чем нужно помнить при написании сочинения» (слайд № 26).
Домашнее задание. Написать окончательный вариант сочинения по картине К. Ф. Юона «Новая планета».
Рефлексия.
Оценочный лист.
Критерии +/ –
Я познакомился с творчеством К. Ф. Юона и запомнил несколько его картин. Я был активен на уроке. Я самостоятельно составил план сочинения. Я выполнил задания и составил словосочетания/предложения. Я знаю, как написать сочинение по картине К. Ф. Юона «Новая планета».