Открытый урок по окружающему миру. 4 класс УМКНачальная школа 21 век
















Открытый урок
окружающего мира в 4 б классе
МБОУ «СОШ №18»












Составила и провела:
учитель начальных классов
Марченко Елена Вячеславовна







Тема: Зона степей
Цели урока: 1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром, ролью человека в зоне степей.
2.Продолжать развивать умение работать с картой и учебником.
3. Учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Ход урока:
1.Организационный момент.
Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята скорей за работу
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома
Поспешим рассказать.

2. Проверка домашнего задания.
1. - Какую природную зону изучали на прошлом уроке? ( Мы изучали зону лесов)
- Покажите на карте зону лесов. Расскажите о её расположении. (Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на Восток. Занимает Восточно-Европейскую равнины, Среднесибирское плоскогорье. Состоит из трёх частей: тайга, смешанные и широколиственные леса.)

2. Работа по индивидуальным карточкам (3 – 4человека)
- Найдите животных и растения, которые обитают в зоне лесов. (2 ученика работают у доски: один находит растения, а другой - животных; остальные учащиеся работают индивидуально по карточкам).
Животные Растения
кабан, сойка, лемминг, горностай, карликовая ива, венерин башмачок,
белая куропатка, кукушка, косуля, ягель, берёза, медуница, ветреница,
сова-неясыть, рысь, кедровка, волк, дуб, фиалка, лишайник, ольха, липа,
лисица, ласка, медведь, белая сова. черника, брусника, лиственница.
иван-чай,
Проблемный вопрос:
- Если кабана и косулю перенести в тундру, смогут ли они там жить? Свой ответ докажите.

Кроссворд на карточках. Отгадай растения и животных зоны лесов.
1. Кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника)
2. Загадка: Вроде сосны, вроде ёлок,
А зимою без иголок. ( Лиственница )
3 . Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь ).
4. В народе это дерево часто называют « сладким ». Во время цветения к нему летят пчёлы и мёд потом будет самый душистый. (Липа).

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко. Узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. ( Ольха)
бл
ри ло
усмил
степь
нвдах
иев а
кне
анд
иь
ц
а
3. Проверка выполнения заданий.

3. Физминутка

4. Сообщение целей урока.
- Сегодня урок необычный. Он будет являться итогом нашего проекта. В течение 2-х недель мы работали над проектом с целью найти дополнительный материал, расширить свои знания, выйти за рамки учебника.
- Попробуйте сами назвать тему нашего урока. Название природной зоны, которую мы будем изучать скрыта в кроссворде.

Ключевое слово СТЕПЬ (На экране появляется слово степи).

5. Изучение нового материала
1.Географическое положение
Работа в тетради №2 стр. 8-9 (работа в парах)
Вопросы на доске:
- Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена
зона степей?
(Зона степей расположена южнее зоны лесов)
- Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Что скажете? (Зона степей намного меньше зоны лесов).

- Попробуйте показать на большой карте. (1-2 ученика)
(Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири).

2. Рассказ учителя о климате, почве зоны степей.
- Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.
- Сколько сезонов в умеренном поясе? Какие?
- Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры - суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. Почему?

3. Растительный мир степи.
- Я предоставляю слово первой группе – группе «Ботаников».
- Растения степи - это травы. Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет листьев светлый, т.к. не дает сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.
Вернёмся к вопросу, почему почвы плодородные?
(В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья тем самым увеличивают плодородный слой).
Проблемный вопрос:
- Почвы сказали плодородные, а почему нет деревьев? (Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев).

Представьте себе, что вы растения степи. (Дети приседают).
Ранняя весна. Пошёл дождик. (Дети стучат друг друга по спине)
Цветы растут. (Дети поднимаются).
Расцветают. (Дети руки поднимают, вверх, качаются влево - вправо). Жарко, солнце так жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. (Дети массируют друг другу спину) Началась пыльная буря. (Дети руки опускают вниз качают ими) Вдруг всё стихло. (Дети садятся на свои места)
4. Животный мир степи.
- А сейчас я предоставляю слово группе зоологов. Перенесёмся в степь и услышим разговор её обитателей. Ваша задача запомнить, какие животные
· обитают в степи, как приспособились к условиям жизни.

Сценка. Зелёный театр.
Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга: тушканчик растениями питается, а куропатка насекомыми.
Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я, тебе-то чего его бояться? Ты же вон как бегаешь быстро. Разве орёл тебя поймает?
Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать. Куропатка. А кто ещё у нас в степи так же быстро бегает, как ты?
Тушканчик. Сайгак. А мыши, хомяки и суслики в норы прячутся.
Куропатка. Мало нам орлов, так ещё лисы с волками появились.
Тушканчик. И не говори. Надоело мне здесь, я вот думаю, может, в северную степь перебраться. А то здесь, в южной степи, ковыль да ковыль, а там цветов, трав всяких уйма.
Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Если бы только орлы, волки... Смотри, дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как.
Тушканчик. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка. Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.
Тушканчик. Или орёл.
Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех бросается Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик. Говорят, что там, южнее, степи кончаются.
Куропатка. А что там?
Тушканчик. Там солнце над горизонтом днём ещё выше, чем у нас поднимается. Поэтому там так жарко и сухо, что растений очень мало. Пустыня, одним словом.
Куропатка. Не хочу я туда! Мне здесь хорошо есть, где спрятаться, насекомых много.
Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал!..
Куропатка. Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые. А кобылки - растениями.
Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.

- Итак, какие животные обитают в степи? (Ответы детей)

Просмотр слайдов о животных. Слайдовая презентация представляется.

Степной орёл хищная птица. Гнездится на земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга птица-хищник.

Степной жаворонок его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает.
Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для сельского хозяйства насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки обитают в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

- Подведём итог работы группы. Как животные приспособились к жизни в степи?
Где живут? (В травах, в норах)
Как бегают? (Быстро) Почему?
Окраска животных? (Под цвет растительности степи)

5.Деятельность человека в степи. Экологические проблемы.
- Как повлиял человек на мир степи?
- Человека давно интересовали плодородные почвы степи, растительный и животный мир. Человек возвёл поля, сады. Распахал почвы, устроил пастбища, охотится на степных животных. Во время полевых работ погибают сами птицы и их гнёзда.
- Какие же экологические проблемы возникли в результате деятельности человека? Поможет нам в этом разобраться группа экологов.
- Как помочь?
Ограничить распашку степей.
Перед вспашкой полей собирать яйца дроф, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.
Ограничить выпас скота.
Бороться с браконьерством.
В результате деятельности человека некоторые виды животных и растений внесены в Красную книгу. Это пион тонколистный, степной орёл, степная дрофа. Создавать заповедники.

Работа по учебнику стр. 24 рубрика «Знакомься: наша Родина»
- Что интересного в этом заповеднике?
- Где он располагается?

6. Итог работы.
Итог мне поможет подвести группа «Затейники»
- С какой зоной познакомились на уроке? Они подготовили загадки о растениях и животных зоны степей.

Дети загадывают загадки.
Чтение стихотворения И. Никитина

По всей степи ковыль, по краям – всё туман.
Далеко, далеко от кургана курган; –
Облака в синеве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень.
А цветы-то, цветы! Как живые стоят,
Улыбаются, глазки на солнце глядят,
Словно речи ведут, как их жизнь коротка,
Коротка, да без слёз, от забот далека.
Вот и речка Не верь! То под жгучим лучом
Отливается тонкий ковыль серебром.
Высоко-высоко в небе точка дрожит
Колокольчик весёлый над степью звенит,
В ковыле гудовень – и поют, и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат;
Средь дорожки глухой пыль столбом поднялась,
Закружилась, в широкую степь понеслась
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! Неоглядный простор!

7. Домашнее задание. (Написано на доске )
Работа в тетради с. 13 № 14
В учебнике стр.23-24


















15