РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» в условиях реализации ФГОС начального общего образования (1-4 классы)

Управление образования администрации Чебулинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании педагогического Заместитель директора по УВР: директор МБОУ
совета _________ Н.С. Конева «Новоивановская СОШ»
протокол № _______ «______» ________2016 г. _________ И.Д. Каськова
от «_____» _______2016 г. «_____» _________ 2016 г.
Приказ № ____________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол»

в условиях реализации ФГОС начального общего образования


1-4 классы



Срок реализации – 2016-2020 уч. год



Составитель: Шматуха П.А., учитель
высшей квалификационной категории








п. Новоивановский

2016
Нормативно-правовой базой разработки программы являются:

ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с ФГОС НОО и ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа», утвержденное приказом от 31.08.2016 № 63;

Основная общеобразовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2019 учебные годы (с изменениями в редакции приказа от 01.09.2015 № 50/3) утвержденная приказом от 31.08.2016 № 63;

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» для 1-4 классов на 2016-2017 учебный год (приложение к ООП НОО), утвержденный приказом от 31.08.2016 № 63;

План внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год (приложение к ООП НОО), утвержденный приказом от 31.08.2016 № 63.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Цели и задачи рабочей программы
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся.
Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Обучение технике и тактике игры в волейбол.
Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости).
Формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний.
Воспитание моральных и волевых качеств.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол»  является формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи. 
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие  психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Предметные результаты:
учащиеся смогут узнать:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
учащиеся смогут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности

Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия
Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техническому, тактическому или физическому

Комбинированные занятия
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка

Целостно-игровые занятия
Построены на учебной двусторонней игре в волейбол по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил

Контрольные занятия
Приём нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся


Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.

I. Основы знаний
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма;
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований.
II. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры.
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения. В падении.
III. Технико-тактические приемы
1. Подача мяча
- техника выполнения подачи;
- прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
2. Передачи
- передачи внутри команды;
- передачи через сетку;
- передачи с места и после двух шагов в прыжке.
3. Нападающий бросок
- техника выполнения нападающего броска;
Нападающие броски с разных зон.
4. Блокирование
- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.
5. Комбинированные упражнения
- подача – прием;
- подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
- нападающий бросок – блок.
6. Учебно-тренировочные игры
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
7. Судейство игр
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Тематическое планирование

№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов

1
Техническая подготовка.
39

2
Тактическая подготовка.
39

3
Пионербол и основы волейбола.
24















Календарно-тематическое планирование
1-4 классы

Дата
№ урока
Тема урока
Вид занятия

план.
факт.




Техническая подготовка – 13 ч.



1
Перемещения и стойки.
Однонаправленный



2
Основная стойка.
Комбинированный



3
Низкая стойка.
Целостно-игровой



4
Бег приставными шагами.
Контрольный



5
Перекаты на спину.
Однонаправленный



6
Перекаты на бедро.
Комбинированный



7
Перемещения вдоль сетки.
Целостно-игровой



8
Перемещения по площадке.
Однонаправленный



9
Передача мяча от груди.
Комбинированный



10
Передача мяча из-за головы.
Комбинированный



11
Сочетания стоек и перемещений.
Целостно-игровой



12
Способы перемещений.
Контрольный



13
Двойной шаг, скачок вперед.
Однонаправленный

Тактическая подготовка – 13 ч. Пионербол с элементами волейбола – 1 ч.



14
Индивидуальные действия.
Однонаправленный



15
Групповые действия.
Комбинированный



16
Командные действия.
Комбинированный



17
Взаимодействия игроков.
Однонаправленный



18
Выбор места для выполнения второй передачи.
Контрольный



19
Отбивание мяча через сетку.
Контрольный



20
Выбор места для приема подачи.
Контрольный



21
Страховка партнера.
Однонаправленный



22
Взаимодействия игроков при приеме.
Однонаправленный



23
Расположение игроков при приеме.
Однонаправленный



24
Приемы и подачи.
Контрольный



25
Чередование подготовительных упражнений.
Комбинированный



26
Упражнения для развития прыгучести.
Комбинированный



27
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой

Техническая подготовка – 13 ч. Пионербол с элементами волейбола – 6 ч.



28
Перемещения и стойки.
Однонаправленный



29
Основная стойка.
Комбинированный



30
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



31
Низкая стойка.
Целостно-игровой



32
Бег приставными шагами.
Контрольный



33
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



34
Перекаты на спину.
Однонаправленный



35
Перекаты на бедро.
Комбинированный



36
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



37
Перемещения вдоль сетки.
Целостно-игровой



38
Перемещения по площадке.
Однонаправленный



39
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



40
Передача мяча от груди.
Комбинированный



41
Передача мяча из-за головы.
Комбинированный



42
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



43
Сочетания стоек и перемещений.
Целостно-игровой



44
Способы перемещений.
Контрольный



45
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



46
Двойной шаг, скачок вперед.
Однонаправленный

Тактическая подготовка – 13 ч. Пионербол с элементами волейбола – 6 ч.



47
Индивидуальные действия.
Однонаправленный



48
Групповые действия.
Комбинированный



49
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



50
Командные действия.
Комбинированный



51
Взаимодействия игроков.
Однонаправленный



52
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



53
Выбор места для выполнения второй передачи.
Контрольный



54
Отбивание мяча через сетку.
Контрольный



55
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



56
Выбор места для приема подачи.
Контрольный



57
Страховка партнера.
Однонаправленный



58
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



59
Взаимодействия игроков при приеме.
Однонаправленный



60
Расположение игроков при приеме.
Однонаправленный



61
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



62
Приемы и подачи.
Контрольный



63
Чередование подготовительных упражнений.
Комбинированный



64
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



65
Упражнения для развития прыгучести.
Комбинированный

Техническая подготовка – 13 ч. Пионербол с элементами волейбола – 6 ч.



66
Перемещения и стойки.
Однонаправленный



67
Основная стойка.
Комбинированный



68
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



69
Низкая стойка.
Целостно-игровой



70
Бег приставными шагами.
Контрольный



71
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



72
Перекаты на спину.
Однонаправленный



73
Перекаты на бедро.
Комбинированный



74
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



75
Перемещения вдоль сетки.
Целостно-игровой



76
Перемещения по площадке.
Однонаправленный



77
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



78
Передача мяча от груди.
Комбинированный



79
Передача мяча из-за головы.
Комбинированный



80
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



81
Сочетания стоек и перемещений.
Целостно-игровой



82
Способы перемещений.
Контрольный



83
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



84
Двойной шаг, скачок вперед.
Однонаправленный

Тактическая подготовка – 13 ч. Пионербол с элементами волейбола – 5 ч.



85
Индивидуальные действия.
Однонаправленный



86
Групповые действия.
Комбинированный



87
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



88
Командные действия.
Комбинированный



89
Взаимодействия игроков.
Однонаправленный



90
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



91
Выбор места для выполнения второй передачи.
Контрольный



92
Отбивание мяча через сетку.
Контрольный



93
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



94
Выбор места для приема подачи.
Контрольный



95
Страховка партнера.
Однонаправленный



96
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



97
Взаимодействия игроков при приеме.
Однонаправленный



98
Расположение игроков при приеме.
Однонаправленный



99
Игра пионербол с элементами волейбола.
Целостно-игровой



100
Приемы и подачи.
Контрольный



101
Чередование подготовительных упражнений.
Комбинированный



102
Упражнения для развития прыгучести.
Комбинированный





15