Программа внеурочной деятельности по реализации спортивно-оздоровительного направления у обучающихся с легкой умственной отсталостью «Будь здоров»


Программа внеурочной деятельности
по реализации спортивно-оздоровительного направления
у обучающихся с легкой умственной отсталостью
«Будь здоров»
для обучающихся 1 – 3 классов
на 2016-2017 учебный год

Составитель: Ахметшин Р.Д.
Учитель физкультуры
г. Нижневартовск
2016 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению составлена на основании следующих нормативных документов:
Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г. ( с изменениями №734 от 17.07.2015г).
Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) №1599 от 19.12. 2014г.
«Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) № ВК – 452/07 от 11.03.2016г.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.).
Данная программа будет реализовываться через развитие двигательной активности. Двигательная активность является биологической потребностью ребенка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. При двигательной активности в границах ниже нормы наблюдается задержка роста и развития, а также снижения рабочих и адаптивных возможностей организма. У детей двигательный дефицит может привести к серьезным функциональным и морфологическим изменениям.
Мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии являются расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, моторной плотности физкультурных занятий, широкое использование в занятиях подвижных игр, упражнений спортивного характера на воздухе, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающей значительный оздоровительный и общеукрепляющий эффект.
Программа «Будь здоров» по уровню освоения носит общеразвивающий характер, по цели обучения – социально адаптированная, и интегрированная по форме организации, так как предусмотрена интеграция дополнительного и основного общего образования по предметам спортивной направленности, а также наличия межпредметных связей.
В основу концепции данной программы был положена идея: представления необходимых условий для формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с младшего школьного возраста, придать занятиям развивающий характер и приспособить их под возрастные и психологические особенности детей от 7 до 10 лет.
Цель и задачи программы:
Цель:
Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для улучшения состояния здоровья детей.
Задачи:
Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся.
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков.
Приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
Развитие чувства темпа и ритма, координации движений.
Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении.
Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем
Общая характеристика курса
Актуальность программы заключена в комплексном подходе в формировании  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.
Занятия внеурочной деятельности  способствует расширению коррекционно-развивающего пространства при работе с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, реализации  индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Основной организационной формой обучения является занятие.
Типы занятий: комбинированное изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и практическая часть); закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков; повторение и обобщение по пройденной теме на предыдущих занятиях; оценка полученных знаний.
Большее количество часов по программе отведено практическим занятиям. На практических занятиях используются различные формы организации работы: групповая, индивидуальная (самостоятельная) работа.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного), направленного на правильное и безопасное выполнение задания, бережное к спортивному оборудованию, а также эффективное использование учебного времени.
Систематические занятия по программе будут способствовать приобретению учащимися знаний: о спорте и физической культуре, культуре межличностного общения, формированию знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения своего здоровья, о закаливающих процедурах, о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих, соревновательных.
Адресат программы
Программа составлена для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 1-4 классов. Для этих детей характерно развитие на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития. Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы, поэтому необходимо такое развивающее обучение, при котором у умственно отсталых обучающихся осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Описание места курса «Будь здоров» в рамках внеурочной деятельности
В соответствии с образовательной программой в 1 – х классах на изучение курса отводится 33 часов в год, во 2, 3 – х классах – 34 (35) часов в год.
Срок освоения программы – 3 года.
1 класс – 33 учебных недели;
2-4 класс – 34 (35) учебных недель.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30-40 минут
Планируемые результаты реализации программы
 Личностные УД:
Систематические занятия по программе будут способствовать приобретению учащимися знаний: о спорте и физической культуре, культуре межличностного общения, формированию знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения своего здоровья, о закаливающих процедурах, о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих, соревновательных.
Предметными результатами  изучения курса являются формирование следующих умений:
Выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
Выполнять закаливающие процедуры;
Выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки, корригирующей и дыхательной гимнастики, на улучшение зрения;
Организовывать подвижные игры на переменах и в свободное время;
Оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, ушибах.
Содержание курса
I. Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Повторение изученного в прошлом году.
II. Физкультура и спорт
2.1 Понятие спорт и физическая культура. Виды спорта. Характеристика видов спорта культивирующихся на территории Таймыра, их особенность.
2.2 Спортивный инвентарь, для чего он нужен. Виды спорта, где нужен мяча, скакалка, обруч, лента.
III. Наш организм и здоровье
3.1 Скелет человека.
3.2. Осанка человека. Формирование осанки. Краткие сведения из анатомии; рассказ о позвоночнике и его функциях, профилактика нарушений осанки.
Практические занятия. Упражнения на формирование хорошей осанки: «Чайка», «чайка в ходьбе», «кобра», «пресс-папье» на животе, «вертолет», «стрекоза», «пресс-папье» на боку, «полумост», «морская звезда».3.3 Основные правила закаливания. Виды закаливания.
Практические занятия. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры.
3.4 Дыхательные упражнения для снятия напряжения, расслабление, релаксация.
Практические занятия. Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой: «Запрещенное движение», «Угадай, где мяч», «Тряпичная кукла», «Кто летает?», «Слушай внимательно»
IV. Физические упражнения и физические качества
4.1 Физические упражнения и физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. Позвоночник – ключ к здоровью.
4.2 Практические занятия. Упражнения игрового стретчинга (Приложение 2). Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «змея поднимает голову», «кобра», «ящерица», «кораблик», «лодочка», «качели», «рыбка», «кузнечик», «собачка», «кошечка», «кукушка». Упражнения для мышц спины и брюшного пресса – наклоны вперед: «книжка», «птица», «летучая мышь», «страус», «орешек», «обезьяна лезет за бананами», «веточка», «уголок», «перочинный ножик», «осьминог», «горка», «черепашка», «волчонок», «Ванька-встанька», «ежик», «слон». Повороты и наклоны туловища; «маятник», морская звезда», лисичка», «месяц», «муравей», «флюгер», «стрекоза», «повороты». Укрепление мышц тазового пояса, бедер и ног: «бабочка», неваляшка», «паучок», «павлин», «лягушка», «ножницы», «бег», «краб», «велосипед», «елочка», «паровозик», «жучок», «хлопушка».V. Подвижные игры
5.1 Краткая характеристика стран в чьи игры будут играть дети.
Игры: «Табун», «Подними платок», «Займи место», «Колдун», «Заяц-месяц», «Иванка», «Пастух и козы», «Ястребы и ласточки», «Ударь жгутом».5.2 Правила поведения при работе со скакалкой. Свойства скакалки.
Практические занятия. Комплексы упражнений со скакалкой для всех групп мышц из разных исходных положений.
Игры: «Третий лишний», «Скакалочки», «Салки»,
5.3 Практические занятия. Эстафеты: с бегом и прыжками с преодолением препятствий; с предметами; кувырками.
Игры: «Воробьи», «Зайцы в огороде», «Прыгунчики-воробушки», «Волк во рву».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п Наименование разделов, тем Общее количество учебных часов Количество часов
Теория Практика
I. Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом 1 1 0
II.Физкультура и спорт 3 3 0
III.Наш организм и здоровье 8 3 5
IV.Физические упражнения и физические качества 7 1 6
V. Подвижные игры 13 3 10
VI. Заключительное занятие. 4 0 3
ИТОГО: 35 10 25
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата Наименование раздела,
Темы
Количество часов Основные
виды
деятельности
учащихся Особенности реализации (сетевая форма реализации, использованные ДОТ) Формы аттестации (контроля)
Всего Теория Практика Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом
1.09 Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом 1 1 Физкультура и спорт
8.09 Как появилась физическая культура у древних народов 1 1 15.09 Что такое спорт 1 1 22.09 Зачем нужна утренняя гимнастика 1 1 Наш организм и здоровье
29.09 Твой организм, основные части тела 1 6.10 Личная гигиена и режим дня школьника 1 13.10 Закаливание организма 1 1 20.10 Закаливание организма 1 1 27.10 Дыхательная гимнастика 1 1 10.11 Дыхательная гимнастика 1 1 17.11 Дыхательная гимнастика 1 1 24.11 Дыхательная гимнастика 1 1 Физические упражнения и физические качества
1.12 Что такое физические упражнения 1 1 8.12 Комплекс упражнений для развития силы, быстроты, гибкости 1 1 15.12 Комплекс упражнений для развития силы, быстроты, гибкости 1 1 22.12 Комплекс упражнений для развития силы, быстроты, гибкости 1 1 29.12 Комплекс упражнений для развития силы, быстроты, гибкости 1 1 Комплекс упражнений для развития силы, быстроты, гибкости 1 1 Комплекс упражнений для развития силы, быстроты, гибкости 1 1 Подвижные игры Русские народные игры 1 1 Русские народные игры 1 1 Русские народные игры 1 1 Русские народные игры 1 1 Игры народов крайнего севера 1 1 Игры народов крайнего севера 1 1 Игры народов крайнего севера 1 1 Игры народов крайнего севера 1 1 Игры с мячом 1 1 Игры с мячом 1 1 Игры с мячом 1 1 Дружно играем на переменах 1 1 Дружно играем на переменах 1 1 Заключительное занятие
Тестирование «веселые старты» 1 1 Тестирование «веселые старты» 1 1 Тестирование «веселые старты» 1 1 Тестирование «веселые старты» 1 1 Спортивный праздник «Будь здоров!» 1 1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ п/п Наименование разделов, тем Общее количество учебных часов Количество часов
Теория Практика
I. Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом 1 1 0
II.Виды спорта 10 6 4
III.Наш организм и здоровье 8 3 5
IV.Физические упражнения и физические качества 7 1 6
V. Подвижные игры 12 6 6
VI. Заключительное занятие. 1 0 1
ИТОГО: 35 15 20
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата Наименование раздела,
Темы
Количество часов Основные
виды
деятельности
учащихся Особенности реализации (сетевая форма реализации, использованные ДОТ) Формы аттестации (контроля)
Всего Теория Практика Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом
6.09 Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом 1 1 Виды спорта
13.09 Что такое спорт 1 1 20.09
27.09 Футбол 2 1 1 4.10
11.10 Баскетбол 2 1 1 18.10
25.10
Волейбол
2
1
1
8.11
15.11
22.11
Настольный теннис
3 2
1
Наш организм и здоровье
29.11 Твой организм, основные части тела 1 6.12 Личная гигиена и режим дня школьника 1 13.12
20.12 Закаливание организма 2 1 1 27.12 Дыхательная гимнастика 4 2 2 Физические упражнения и физические качества
Что такое физические упражнения 1 1 Комплекс упражнений для развития силы, быстроты, гибкости 2 1 1 Подвижные игры Русские народные игры 4 2 2 Игры народов крайнего севера 4 2 2 Игры с мячом 2 1 1 Дружно играем на переменах 2 1 1 Заключительное занятие
Тестирование «веселые старты» 1 1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ п/п Наименование разделов, тем Общее количество учебных часов Количество часов
Теория Практика
I. Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом 1 1 0
II.Физкультура и спорт 1 1 0
2.1 Миф о Геракле и зарождение олимпийского движения 1 1 0
III.Наш организм и здоровье 10 4 6
3.1 Осанка человека 3 1 2
3.2 Органы зрения 3 1 2
3.3 Витамины и здоровье 2 1 1
3.4 Похитители здоровья 2 1 1
IV.Физические упражнения и физические качества 3 1 2
4.1 Равновесие 1 1 0
4.2 Упражнения для развития равновесия 2 0 2
V. Подвижные и спортивные игры 16 3 13
5.1 Игры народов Дальнего Зарубежья 5 1 4
5.2 Спортивные игры с мячом баскетбол, пионербол 8 1 7
5.3 Шашки 3 1 2
VI. Заключительное занятие. 3 0 3
6.1 Тестирование «Президентские состязания» 2 0 2
6.2 Шашечный турнир 1 0 1
ИТОГО: 34 10 24
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата Наименование раздела,
Темы
Количество часов Основные
виды
деятельности
учащихся Особенности реализации (сетевая форма реализации, использованные ДОТ) Формы аттестации (контроля)
Всего Теория Практика Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом
1.09 Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом 1 1 Физкультура и спорт
8.09 Миф о Геракле и зарождение олимпийского движения 1 1 Наш организм и здоровье
15.09
22.09
29.09
Осанка человека 3 1 2 6.10
13.10
20.10 Органы зрения 3 1 2 27.10
10.11 Витамины и здоровье 2 1 1 17.11
24.11 Похитители здоровья 2 1 1 Физические упражнения и физические качества
1.12 Равновесие 1 1 8.12
15.12 Упражнения для развития равновесия 2 1 Подвижные и спортивные игры
22.12
29.12 Игры народов Дальнего Зарубежья 5 1 4 Спортивные игры с мячом баскетбол, пионербол 8 1 7 Шашки 3 1 2 Заключительное занятие
Тестирование «веселые старты» 2 1 1 Шашечный турнир 1 1 Информационное обеспечение.
Перечень литературы для педагогов:
Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96 с.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с., ил. + цв. приложения, 32 с.
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 109 с., ил. – (Физкультура и здоровье).
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2003. – 176 с.: ил.
Красикова И.С. Плоскостопие у детей. – СПб: Издательский центр «Учитель и ученик», 2002. – 128 с.: ил.
Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /С.Н.Попов, Н.М. Валеев, Т.С.Гарасева и др.; Под ред. С.Н.Попова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы/авт.-сост. А.Н.Каинов, И.Ю. Шалаева -_Волгоград: Учитель,2009.- 185 с.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
Гуревич И.О. 300 серевновательно-игровых занятий по физическому воспитанию6практ. Пособие. – 2е изд. – Мн.: Выш.шк., 1994 – 319с.
Баландин Г.А, Назарова Н.Н., Казакова Т.Н. Урок физкультуры в современной школе. Баскетбол, Советский спорт, М., 2004.
Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии, Феникс, Ростов-на-Дону, 2000
Казаков С.В. спортивные игры. Энциклопедический справочник. – Ростов н/д: Феникс, 2004. – 448с.
Козырева О. В.Лечебная физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2003.-112с.
Катыгинский С.Н. Долганские национальные игры: пособие для учителя. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.-40с.
Полезный сайт: http://festival.1september.ru/
IV. Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Практические занятия по программе «Будь здоров!» проходят в учебном кабинете или в спортивном зале, оснащенном спортивным инвентарем и оборудованием
Рекомендуемый перечень материалов и инструментов
наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии;спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, веса, скакалки, гимнастические палки, гантели, фитбол мячи, кубики, кегли);Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук);
Магнитофон, музыкальные диски.