РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спасайкин»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №16 ИМЕНИ К.И. НЕДОРУБОВА
СТАНИЦА КУЩЁВСКАЯ КУЩЁВСКОГО РАЙОНА
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08. 2015 года протокол № 1
Председатель педсовета
____________ / О.Н.Шелест/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Спасайкин»


срок реализации программы: 4 года
количество часов: 1 ч в неделю, 1 кл- 33 ч в год, 2-4 кл- 34 ч в год, 135 ч.
возраст обучающихся: 7 -10 лет (1-4 кл)

учитель : Кириллова Т.Н.




Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании авторской программы учителя ОБЖ МАОУ СОШ №16 им.К.И.Недорубова Д.Э.Дядченко «Школа выживания», утвержденной в 2015 г.
Современное социально-экономическое положение России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием здоровой, самостоятельной, активной, ответственной личности, способной к социально-значимым преобразованиям в обществе. Одной из проблем является решение вопроса безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни подрастающего поколения. Отсутствие личных приоритетов в образе жизни, отношению к окружающим негативно сказывается на становлении личности ребенка.
Образование в области безопасности начинается в 1 классе на уроках «Окружающего мира» и продолжается до 4 класса . Рабочая программа призвана расширить предметные знания учащихся по основам безопасности. Является логическим продолжением тем, освоенных на уроках «Окружающий мир».
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в 1- 4 классах- это не только пропедевтика курса ОБЖ, это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, положительного отношения не только к своему здоровью , но и к здоровью окружающих.
Актуальность программы продиктована самим временем- в обстановке социально- экономического кризиса необходимо с раннего детства каждому ребенку привить навыки здоровых привычек, что в последствии приведет к успешности во всех сферах деятельности, и в учебе прежде всего, навыки адекватных действий в экстремальных условиях, что , конечно, приведет к спасению и безопасности жизни.
Программа разработана в соответствии с ФГОС, соответствует возрастным особенностям учащихся.
Цель программы «Школа выживания» - формирование социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, с сформированными навыками здорового образа жизни, адаптированной к современным условиям жизнедеятельности.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Задачи:
1.  Создание условий для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях.
2.  Привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальной ситуации не только осуществить грамотные действия по самоспасению, но и оказывать первую медицинскую помощь .
3.  Формирование навыков здорового образа жизни.
4.  Социализация личности.
5.  Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою судьбу и судьбу окружающих .
6. Усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках.
Методы работы:
1.  Репродуктивный.
2.  Частично – поисковый.
3.  Проблемный.
Формы работы:
1.  Учебно-тренировочные занятия, лекции, беседы.
2.  Встречи с представителями государственной противопожарной службы МЧС России, МВД, ГО и ЧС района.
3.  Практические работы.
4.  Походы.
Ведущей формой работы является групповая форма обучения, которая способствует:
  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] каждого ученика в активный познавательный процесс, что развивает умение думать самостоятельно, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;
  развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, организатора, исполнителя и т. д.;
  испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы при решении проблем безопасности;
  желание помочь друг другу, что исключает соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность.
Принципы работы:
1.  Принцип сотрудничества.
2.  Принцип научности.
3.  Принцип доступности.
4.  Принцип системности, заключающийся в единстве целостных ориентиров, целей, стиля, содержания, форм и методов.
5.  Принцип развития ценностного подхода: не давая готовых ответов, дать детям оценить их выбор в повседневной жизни.
6.  Принцип добровольности.
7. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости.
Программа составлена таким образом, что в каждом классе изучаются темы о здоровом образе жизни.
Программа рассчитана на 1 ч в неделю, 34 ч год в 2-4 классах, 33 ч в год- в 1 классе.
Программа состоит из блоков, содержание которых соответствует определенному возрасту учащихся и реализуется в рамках одного года. Содержание по классам не взаимосвязано, но направлено на формирование общей компетенции учащихся. Поэтому рекомендуется программу «Школа выживания» реализовывать в течение 4 лет: с 1 по 4 класс, но возможна реализация в течение 1 года по содержанию, соответствующему тому или иному возрасту.
Содержание каждого класса обучения содержит практические работы, выполнение которых обязательно для реализации программы.
Планируемые результаты.
Личностными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь людям, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:
- находить ошибки при выполнении различных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:
- воспитание патриотизма и любви к Родине;
- формирование качеств, необходимых в жизни, в чрезвычайных и экстремальных ситуациях;
- знание основ безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и реальных возможностей;
- формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- умение оказать первую помощь пострадавшему при травмах и ранениях.
Учащиеся будут иметь возможность сформировать следующие качества личности:
- умение оценивать чрезвычайную обстановку,
- умение принимать решения в ЧС,
- саморегуляции,
-уверенности,
- воли,
- бесконфликтного общения.
Учебно-тематический
1 класс:

Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Службы спасения и их функции
2
1
1

2
Основы здорового образа жизни
4
3
1

3
Правила безопасного поведения в быту
27
21
6



33



2 класс:

Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Основы здорового образа жизни
4
3
1

2
Экология
3
1
2

3
Правила поведения в природе
27
19
8



34



3 класс:

Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Основы здорового образа жизни
3
3
0

2
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах
11
9
2

3
Правила дорожного движения.
20
10
10



34



4 класс:

Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Основы здорового образа жизни
3
3
0

2
Правила поведения в местах массового скопления людей.
31
25
6



34




Содержание программы.

·1 класс:
Службы спасения и их функции- 2 ч. Понятия: безопасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации. Виды чрезвычайных ситуаций. Понятие необходимости и важности обеспечения личной и общественной безопасности.
Экскурсия в отделение МЧС Кущевского района.
Основы здорового образа жизни: привычки, продукты питания- 4 ч. Основные правила здорового образа жизни. Правильное питание.
Режим дня. Практическая работа по составлению режима дня.
Влияние телевизора и компьютера на здоровье. Требования безопасности при обращении с компьютером.
Правила безопасного поведения в быту- 27 ч.
Безопасность пищевых продуктов. Правила определения пригодности продуктов для питания. Практическая работа «Определение свежести продуктов». Признаки пищевого отравления. Действия при пищевом отравлении. Первая медицинская помощь при пищевом отравлении. Практическая работа «Первая медицинская помощь при пищевом отравлении».
Источники опасности в жилище и их характеристика. Причины возникновения аварий и опасных ситуаций в повседневной жизни.
Безопасность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами. Практическая работа «Первая медицинская помощь при ранах и ссадинах».
Безопасность при обращении с бытовой химией.
Лекарственные средства и отравление ими. Порядок хранения и использования лекарственных препаратов. Порядок действий при разливе ртути в быту. Безопасность при обращении с лекарственными средствами.
Возгорание. Источники возгорания. Горение. Пожары в жилище. Причины и последствия пожаров. Правила поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале). Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. Предотвращение пожароопасной ситуации. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Практическая работа «Первая медицинская помощь при обгорании».
Опасные газы. Основные свойства и признаки ядовитых газов. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Практическая работа «Первая медицинская помощь при отравлении газом».
Причины и последствия затопления помещения. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Разрушение здания: причины и последствия. Правила поведения при разрушении жилища. Практическая работа «Первая медицинская помощь при завалах».
класс:
Основы здорового образа жизни: осанка- 4 ч.
Правильная осанка младшего школьника.
Значение осанки в жизни человека. .
Упражнения, формирующие правильную осанку.
Проект «Правильная осанка».
Экология- 3 ч. Экология. Влияние человека на природную среду. Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения. Мероприятия, проводимые по защите окружающей среды.
Экологический поход по очистке берегов реки.
Экологический поход по расчистке лесополосы.
Правила поведения в природе- 27 ч.
Красная книга растений и животных Краснодарского края.
Правильное поведение в лесу. Правила поведения в парке.
Ядовитые и съедобные грибы.
Лекарственные растения.
“Аптека на подоконнике”.
Экологические профессии.
Заболевания, переносимые дикими птицами, животными, насекомыми.
Вредные насекомые и способы борьбы с ними.
Практическая работа «Первая медицинская помощь при укусах насекомых».
Ядовитые змеи. Первая медицинская помощь при укусе змеи.
Опасные места в лесу: овраги, заломы, заросли.
Чего нельзя трогать в лесу: гнезда птиц, пчел, ос, паутину, птенцов, детенышей животных.
Учимся слышать и понимать звуки леса.
Экскурсия «Распознаем голоса птиц».
Гроза в лесу, в поле. Правила поведения во время грозы.
Лесные пожары: причины возникновения, способы устранения.
Правила противопожарной безопасности в лесу.
Правила поведения во время пожара в лесу.
Мусор в природе. Последствия загрязнения леса мусором.
Акция по уборке мусора на прилежащей территории.
Шум и его значение в лесу.
Как не заблудиться в лесу. Действия в лесу, если ты заблудился.
Как правильно одеваться для похода в лес.
Как правильно собираться в поход.
Однодневный экологический поход.
Подготовка к проекту «Правила поведения в лесу и парке».
Защита проекта «Правила поведения в лесу и парке».
Защита проекта «Правила поведения в лесу и парке».
класс:
Основы здорового образа жизни- 3 ч.
Вредные привычки и как с ними бороться. Полезные привычки младшего школьника.
2.Правила поведения на улицах и дорогах, на транспорте – 11 ч.
Современные улицы и дороги зоны повышенной опасности. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители.
Дорога и ее составные части. Светофор.Опасные ситуации на тротуарах.
Опасные ситуации на дорогах в летнее время. Опасные ситуации на дорогах в зимнее время.
Практическая работа «Действия при опасных ситуациях на дороге».
Экскурсия на регулируемый перекресток. Экскурсия в часть ДПС.
Правила поведения, если стал свидетелем ДТП.
Бродячие собаки: опасность, правила поведения при встрече.
Правила поведения в общественном транспорте.
Опасные и чрезвычайные ситуации на железной дороге. Правила поведения в железнодорожном транспорте и на железной дороге.
Практическая работа «Первая медицинская помощь при ожогах электричеством».
Правила поведения на водном транспорте.
Правила дорожного движения- 20 ч.
Принципы движения транспорта.
Знаки дорожного движения.
Практическая работа «Рисуем запрещающие знаки дорожного движения».
Практическая работа «Рисуем разрешающие знаки дорожного движения».
Практическая работа «Рисуем предписывающие знаки дорожного движения».
Практическая работа «Рисуем запрещающие знаки дорожного движения».
Практическая работа «Рисуем информационные знаки дорожного движения».
Практическая работа «Рисуем знаки сервиса дорожного движения».
Практическая работа «Рисуем знаки дополнительной информации дорожного движения».
Знаки дорожного движения для пешеходов.
Правила поведения на дороге без тротуара.
Правила правильного перехода улицы.
Правила поведения на перекрестках.
Правила посадки в общественный транспорт.
Правила движения велосипедиста.
Практическая работа «Ситуации на дороге для велосипедиста».
Практическая работа «Ситуации на дороге для пешехода».
Правила поведения пассажира в автомобиле.
Практическая работа «Первая медицинская помощь при ударах».
класс:
1.Основы здорового образа жизни- 3 ч. Закаливание. Физическая зарядка.
2.Правила поведения в местах массового скопления людей- 31 ч.
Правила эвакуации из зданий, знаки эвакуации. Сигналы эвакуации.
Практическая работа «Эвакуация. Организация эвакуации из здания».
Какие качества характера нужны при возникновении ЧС.
Безопасность при общении с незнакомыми людьми.
Правила поведения на вокзалах.
Правила поведения в общественном транспорте: автобусе, трамвае, троллейбусе.
Правила поведения в поездах.
Правила поведения в самолетах.
Правила поведения в магазинах, торговых центрах.
Практическая работа «Ты потерялся в торговом центре».
Правила поведения в кинотеатрах.
Правила поведения на отдыхе на море.
Практическая работа «Ты потерялся на пляже».
Правила поведения в кафе.
Правила поведения в незнакомом городе.
Практическая работа «Ты потерялся в чужом городе».
Правила поведения в метро.
Практическая работа «Ты потерялся в метро».
Правила поведения в толпе.
Правила поведения при обнаружении неизвестных предметов.
Правила поведения при обнаружении подозрительных личностей на улице, в школе.
Правила поведения в толпе во время ЧС.
Правила поведения в толпе во время ЧС.
Правила поведения в толпе во время ЧС.
Практическая работа «Первая медицинская помощь при переломах».
Решение ситуационных задач.
Решение ситуационных задач.
Список использованной литературы
«Педагогика здоровья», программа и методическое руководство для учителей начальной школы, М., 1999год.
«Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год,
«50 уроков здоровья», Н.Коростелев, М., 1991 год.
Энциклопедия выживания. Борис Кудряшов. «Один на один с природой», Краснодар, «Советская Кубань» 2001г.
Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество


Мультимедийный проектор.
Компьютер.
1
1


Согласовано Согласовано
на заседании ШМО заместитель директора по УВР
Протокол № 1 ______________Парфенова А.А.
от 27 августа 2015г. 28 августа 2015г.
___________Коновалова Н.В.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115









15