Конспект урока русского языка в ТДМ на тему Безударные окончания прилагательных женского рода (4 класс)


Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода».
Тип урока: ОНЗ
Цели урока:
1.  Образовательные:
-  изучить безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода
-  применять знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных»
-  использовать правила определения падежа имени прилагательного
-  установить связь имени прилагательного с именами существительными
-  отработать правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
2.  Развивающие:
-  развитие логического мышления
-  формирование навыков самоконтроля и самооценки
-  активизация познавательной деятельности.
3.  Воспитательные:
-  создать атмосферу доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися
-  воспитывать умение работать в группе, паре
-  воспитывать умение чувствовать своего товарища.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, поприветствуйте наших гостей.
Работа предстоит большая и, надеюсь, интересная. На нашем пути встретятся разного рода трудности и ловушки. Поэтому будьте внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка.
Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
-Мы, как ученики, какие 2 больших шага должны сделать на уроке?
- С чего начинаем урок открытия нового знания?
- Над какой темой работали? (Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.)
- Хорошо ли знаете тему?
- Какими умениями нужно обладать, чтобы правильно писать безударные    окончания имён прилагательных?
Чтобы правильно писать безударные окончания имён прилагательных, надо: 1) Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное. 2) Определить род и падеж существительного.3) Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.
- Пользуясь этим алгоритмом приступаем к работе.
Доска ( индивидуальная работа)
Выписать словосочетании СУЩ + ПРИЛ . Поставить в Р. п., Д. п., П. п.
Желтизна ромашек, листья желтеют, жёлтое солнце.
Определить падеж, выделить окончания.
У хлебн………. Магазина
С ценн…….. подарком
На зелён……… дерево
По гладк….. льду
О поспешн…. Ответе
3.Работа по карточкам. Взаимопроверка.
«Найди ошибки»
О трескучех морозах, с заднеми лапами, в соседнии подъезды, от давнех встреч, на пестрыи перья, хмурыи дни, под глубокии сугробы, зимнеми ногами.
Работа с классом (интерактивная доска)
Эпиграфом к нашему уроку будет пословица:
 бельем грязной души не чистым прикроешь.
(Чистым бельём грязной души не прикроешь)
-Давайте соберём пословицу, запишем по всем правилам русского языка и определим род и падеж прилагательных.
Проверка доски ( сигнальн. карточки)
Вывод:
-Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного?
Задание на пробное действие.
- Что я вам предложу сейчас? (задание на пробное действие).

Работа в группе. (Вписать окончание)
Утренн….. звезду, передн….лапой, о рыбн…. ловле.
3.Выявление места и причины затруднения.
- Где испытали затруднение? Почему?
-Определите тему урока.
-Поставьте цели урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте составим алгоритм, по которому мы будем открывать новое знание. (деформированный)

Оформить эталон. Выделить ококнчание. Просклонять прилагательное.
1.Просклонять прилагательное.
2.Выделить ококнчание.
3.Оформить эталон.
5.Реализация построенного проекта.
Работа в тетради.
  вопрос окончание И.п.   Какакя?  Ласковая весенняя песня    
Р.п.         
Д.п.         
В.п.         
Т.п.         
П.п.         
6.Фиксация нового способа действий в речи и в эталонах. Первичное закрепление во внешней речи.
Эталон (на доску)
И. п. –ая, -яяВ. п. –ую, -ююР. п., Д.п., Т. п., П. п. –ой, -ей
.Пользуясь эталоном, снова вернуться к пробному действию и выполнить задание.
-Преодолели затруднение? Сможем теперь написать окончания прилагательных женского рода?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Что я вам сейчас предложу?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику. С. 19 упр. 315
Самопроверка по эталону (интерактивная доска)
Физминутка.
8.Включение в систему знаний.
Разноуровневые задания.
1 уровень сложности
Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.
Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок заиграл ветками высок… деревьев.
2 уровень (повышенный)
Укажи предложения, в которых имена прилагательные употребляются в форме женского рода единственного числа дательного падежа
а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.
б) Девочка с большой радостью согласилась.
в) Долгим был путь к замечательной стране.
г) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.
д) Девочка познакомилась с эльфом и стала прекрасной королевой эльфов
3 уровень сложности.
Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и число, выдели окончание.
………………… весна пришла в наш ……… городок. В …………… небе засветило …………… солнышко. На ……………… земле показалась ………………… травка. ……………… ветерок заиграл ветками ……………… деревьев.
Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.
9.Рефлексия деятельности на уроке.
-Какое затруднение испытали?
-Какую цель ставили?
Достигли поставленной цели?
Домашнее задание.
С. 20 упр. 22
Самооценка.
Лист достижений __________________________________

Я умею Хорошо умею Иногда ошибаюсь Буду этому учиться
-- слушать и слышать, вступать в диалог -- уважительно относиться к мнению собеседника -- работать в паре и группе -- работать с текстовой информацией -- планировать, контролировать и оценивать свою деятельность -- как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных -Хочется ли вам сказать что-то друг другу в конце урока?
-Спасибо за урок.