Рабочая программа по технологии (девочки)по ФГОС (5-го класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва
Саратовской области»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
__________/_______________/
Протокол № ______ от
«__»__________________2014г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №2 г.Пугачёва
_____________/Л.В.Чурикова /

«__»__________________2014г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ________ от «__»_________________2014г.
Директор МОУ «СОШ №2
г. Пугачёва»
__________/О.А.Подольнова /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Калининой Майи Анатольевны,
учителя 1 квалификационной категории
по технологии в 5 «а», 5 «б» классах
(базовый уровень)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________от «__»______________2014 г
2014- 2015 уч.годПояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» по направлению «Технологии ведения дома» для 5-го класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897),
- образовательной программы и учебного плана МОУ «СОШ №2 города Пугачева Саратовской области»,
- примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Технология. 5-9классы» (М.:Просвещение,2011. Составители: А.А.Кузнецов, М.В.Рыханов, А.М.Кондаков), СанПиНа №2.4.2.2821-10.При составлении рабочей программы учтены Положение о рабочей программе МОУ «СОШ № 2 города Пугачева Саратовской области» и полученные учащимися при обучении в начальной школе технологические знания и опыт трудовой деятельности.
Рабочая программа реализуется на основе учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений «Технологии ведения дома» под редакцией коллектива авторов: Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, рекомендованный Федеральным перечнем учебников, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №2885

В школе «Технология» — интегративный образовательный предмет, синтезирующий научные знания из математики, физики, химии, биологии, географии, истории, изобразительного искусства и показывающий их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека. Главной целью изучения учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе, а также развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.
Сегодня в век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения, поэтому данная программа по желанию детей и их родителей уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и в профессиональной деятельности, и просто в быту, и в семейном «разделении труда».
Особенностью программы является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В программе сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства. При изучении предмета «Технология» у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
В основу данной программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Изучение технологии в 5 классах направлено на достижение следующей цели: овладение учащимися безопасными приемами труда, общетрудовыми и специальными умениями и навыками, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда и ведения домашнего хозяйства.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, культуры общения, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к результатам труда других людей;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения, эстетического чувства и художественной инициативы учащегося; способностей и самостоятельности учащихся выполнять творческие работы;
формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни, привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
формирование понимания создания потребительских изделий в качестве объектов труда и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
формирование умений оценивать свою познавательно-трудовую деятельность, выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновать способы их исправления, представлять результаты своей деятельности в устной и письменной форме;
формирование представлений о технологической и экологической культуре труда, развитие культуры труда; представлений о характере труда конструкторов и специалистов при обработке тканей и продуктов питания;
приобретение знаний и навыков работы на швейной машине с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений, а также с соблюдением норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Программа предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы графики, дизайна;
• влияние технологических процессов на здоровье человека;
• методы творческой и проектной деятельности;
• знакомство с миром профессий.
Учитывая особенности материально-технической базы ОУ, наличия методического и дидактического обеспечения и возрастные особенности учащихся, их навыки и умения, программа перераспределяет учебные часы между разделами курса, увеличивая время изучения разделов «Интерьер жилого дома» и «Создание изделий из текстильных материалов».
Наименование раздела К-во часов
Вводное занятие 2
Интерьер жилого дома 4
Электротехника 1
Кулинария 10
Создание изделий из текстильных материалов 29
Художественные ремесла 10
Технологии творческой и опытнической деятельности 12
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Проектная деятельность позволяет ученикам приобрести опыт социального поведения при работе в малых группах, обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Кроме этого проектная деятельность формирует умение самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, ставить и формулировать для себя новые задачи и осознанно выбирать  наиболее эффективные способы их решения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. В программу включены следующие темы проектов:
Планирование кухни-столовой;
Наряд для кухни;
Лоскутное изделие для кухни-столовой.
Приготовление завтрака для всей семьи;
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
В процессе обучения технологии учащиеся по окончании 5 класса
должны знать / понимать:
требования, предъявляемые к интерьеру кухни-столовой;
культуру поведения за столом во время завтрака;
правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине с
ручным приводом;
технологию выполнения простейших швов вручную и на швейной машине с
ручным приводом;
сведения о системах конструирования фартука;
последовательность технологии выполнения простейшего вида рабочей
одежды - фартука;
сведения о роли витаминов в обмене веществ;
способы определения качества пищевых продуктов ;правила санитарии и гигиены при обработке продуктов;
виды бутербродов и технологию их приготовления;
использование яиц в кулинарии;
правила поведения за столом;
основы сервировки стола для завтрака;
должны уметь:
читать простейшие технические рисунки и чертежи;
пользоваться инструкционно-технологическими картами;
находить необходимую техническую информацию в области кулинарии и
обработки х/б тканей;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;
выполнять простейшие швы вручную и на швейной машине с ручным приводом
(стачного взаутюжку и вразутюжку, вподгибку с открытым и закрытым срезом).
снимать мерки, выполнять выкройку фартука;
выполнять, соблюдая технологию, простейшие изделия (салфетка, фартук);
готовить бутерброды и горячие напитки.
Место предмета «Технология» в базисном учебном образовательном плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Согласно учебному плану ОУ рабочая программа для 5 класса предусматривает изучение предмета «Технология» в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с разделами программы. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются выполнение различных упражнений, применение шаблонов, использование технологических карт, лабораторно-практические, учебно-практические работы.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью текущего и итогового контроля. Текущий контроль проводится в форме наблюдения, устного опроса, практической работы, самооценки, взаимопроверки и тестирования. Содержание тестов определяется с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговый контроль проводится по окончании четверти (года) в форме письменного опроса, тестирования, презентации готового изделия, защиты проекта.
Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов используются различные средства обучения: ФГОС, рабочая программа, учебник и учебная тетрадь, справочные и нормативные материалы, раздаточный дидактический материал, инструкционные и технологические карты, плакаты и таблицы, тесты (печатные, электронные), мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, ТСО, видеофильмы, коллекция текстильных материалов, расходные материалы, учебно-практическое оборудование.
Результаты изучения предмета «Технология»

Изучение технологии в 5 классе дает возможность обучающимся сформировать следующие результаты развития:
в личностном направлении:
• проявление познавательных интересов в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение нормами и правилами организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технологического мышления при организации своей деятельности.
в метапредметном направлении:
• определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
• отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности
в предметном направлении:
в познавательной сфере:
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение алгоритмами решения организационных технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение формами деятельности, соответствующими культуре труда.
в трудовой сфере:
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальных ресурсов;
• составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия;
• моделирование художественного оформления объекта труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание тем учебного курса
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» включает выполнение эскиза интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований, оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Занятия помогают осознать потребность в бытовых электрических приборах на кухне.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» включает изучение свойств
хлопчатобумажных и льняных тканей, их производство; выполнение ручных стежков, строчек, копировального, окантовочного швов; изучение устройства швейной машины, приемов работы, основных операций при машинной обработке изделия; изучение технологии изготовления простых швейных изделий (салфетка, подушка для стула, фартук). На этих занятиях учащиеся овладевают средствами и формами графического отображения, выполняя эскизы к творческим проектам, чертежи швейных изделий, знакомятся с техническими возможностями современного швейного оборудования.
Раздел «Художественные ремесла» включает изучение орнаментов народов России, их виды и цветовые сочетания, технологии изготовления лоскутного изделия. Эти занятия направлены на развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия многонационального российского общества.
Раздел «Кулинария» включает общие сведения о здоровом питании, физиологии питания, витаминах, технологии приготовления бутербродов и горячих напитков, сервировки стола к завтраку, этикете. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, а также развитию опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Учебно-тематическое планирование по технологии
ОНЗ – открытие новых знаний; ФНУ – формирование новых умений; ППЗУ- практическое применение знаний и умений; ОЗ- обобщение знаний

Дата №
Уро
каНаименование разделов и тем Всего часов Тип урока Характеристика основных видов деятельности ученика Виды контроля Средства наглядности
План Факт Вводное занятие 2 08.09.14
03.09.14 1 Вводный инструктаж. Инструкции по ТБ. Санитарно-гигиенические требования. 1 ОНЗ Ознакомиться с правилами поведения, гигиеническими требованиями в кабинете технологии и на рабочем месте письменный опрос
Таблицы «ТБ»
08.09
03.09 2 Творческая проектная деятельность. 1 ОНЗ Изучать этапы выполнения проекта. Знакомиться с примерами творческих проектов. Раздел 1. Оформление интерьера 4 15.09
09.09 3 Интерьер, требования к интерьеру. 1 ОНЗ Знакомиться с эргономическими, эстетическими, санитарно-гигиени-ческими требованиями к интерьеру. устный опрос К/презентация
15.09
09.09 4 Цветовое и декоративное оформление кухни. 1 ОНЗ Представлять информацию по цветовому оформлению кухни. устный опрос 22.09
22.09
16.09
16.09 5-6 Планировка кухни. 2 ФНУ Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Выполнять план кухни-столовой на бумаге. практ.работаК/презентация
Раздел 2. Электротехника 1 29.09
23.09 7 Бытовые электроприборы на кухне. 1 ОНЗ Изучать потребности в бытовых
электрических приборах на кухне
Изучать правила эксплуатации бытовых кухонных электробытовых приборов. устный опрос К/презентация
29.09
06.10
06.10
23.09 30.09
30.09
8-10 Творческий проект «Планировка кухни-столовой» 3 Выполнить планировку кухни-столовой с помощью шаблонов (аппликация).
Поиск и анализ проблемы. Сбор, изучение и обработка информации.
Подготовка и презентация проекта. защита проекта Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов 29 Элементы материаловедение 4 13.10
07.10 11 Натуральные волокна растительного происхождения. 1 ОНЗ Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы по коллекциям.
Распознавать виды волокон растительного происхождения. устный опрос Коллекция волокон
13.10
07.10 12 Основа. Уток. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная стороны тканей. 1 ОНЗ Определять виды переплетения нитей в ткани.
Исследовать свойства нитей основы и утка в ткани.
Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. лабор.работаОбразцы тканей
20.10
14.10 13 Виды х/б и льняных тканей. 1 ОНЗ
Исследовать свойства тканей из натуральных волокон. Проводить сравнительный анализ прочности окраски различных тканей.
Оформлять результаты исследований Образцы тканей
20.10
14.10 14 Свойства х/б и льняных тканей. 1 ППЗУ Изучать свойства тканей из хлопка и льна.
Знакомиться с профессиями оператор рядильного производства и ткач. лабор.работаОбразцы тканей
Швейные ручные работы 4 27.10
21.10 15 Инструменты и приспособления для ручных работ. 1 ОНЗ
Освоить безопасные приемы работы с колющими и режущими инструментами. К/презентация
27.10
10.11
10.11
21.10 28.10
28.10 16-18 Выполнение ручных швов. 3 ОНЗ
ФНУ
Изготовлять образцы ручных стежков, строчек и швов.
Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении швов.
Подшивать низ изделия потайными подшивочными стежками. практ.работаТехнол.картыМашиноведение 8 17.11
11.11 19 История создания швейной машины. Устройство швейной машины. 1 ОНЗ
Изучать устройство современной бытовой швейной машины с ручным приводом. Проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней. устный опрос К/презентация
17.11
11.11 20 Подготовка швейной машины к работе. 1 ОНЗ
ФНУ
Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нить на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити,выводить нижнюю нить наверх .
Регулировать качество машинной строчки для различных видов тканей. практ.работаТаблица «Швейная машина»
24.11
24.11
18.11
18.11 21-22 Приемы работы на швейной машине. 2 ОНЗ
ФНУ Выполнять прямую машинную строчку с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка., закреплять строчку обратным ходом машины.
Овладевать безопасными приемами работы практ.работа01.12;01.12
25.11;25.11 23-24 Машинные швы. 2 ФНУ Изготавлиать образцы машинных работ: застрачивание; стачивание. практ.работаТехнол.карта08.12
08.12
02.12
02.12 25-26 Влажно-тепловая обработка ткани. 2 ОНЗ
ФНУ Осваивать безопасные приемы работы утюгом и основные операции влажно-тепловой обработки на образцах: приутюживание, разутюживание, заутюживание. практ.работаэорПроектирование и изготовление швейного изделия (фартука) 14 15.12
15.12
09.12
09.12 27-28 Определение размеров швейного изделия. Снятие мерок. 2 ОНЗ
ФНУ Анализировать особенности фигуры человека различных типов.
Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. практ.работаТаблица «Снятие мерок»
22.12
22.12
16.12
16.12 29-30 Швейные изделия для кухни. Снятие мерок для фартука. 2 ОНЗ
Снимать мерки для фартука.
Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. практ.работаК/презентация
Таблица «Снятие мерок»
29.12
29.12
23.12
23.12 31-32 Построение чертежа фартука. 2 ОНЗ
ФНУ Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. практ.работа12.01.15
12.01
13.01.15
13.01 33-34 Моделирование фартука. 2 ОНЗ
ФНУ Выполнять эскизные зарисовки
различных моделей фартука.Моде-лировать выбранный фасон швей-ного изделия по чертежу его основы. практ.работа19.01
19.01
20.01
20.01 35-36 Раскрой фартука. 2 ОНЗ
ФНУ Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.
Выполнять раскладку выкроек на различных тканях.
Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою. взаимооценка26.01
27.01 37 Обработка деталей (ручные работы). 1 ФНУ Обосновывать выбор вида соединительных, краевых и отделочных швов для фартука в зависимости от его конструкции. практ.работаТаблица «Швы»
26.01
2.02
27.01 3.02 38-39 Пошив фартука. 2 ППЗУ Стачивать детали и выполнять отделочные работы.
Подготавливать и проводить примерку, исправлять дефекты.
Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия.
Овладевать безопасными приемами труда. контроль качества 2.02;
3.02; 40 Примерка. Исправление дефектов. 1 Осуществить примерку. Исправить дефекты. контроль качества 9.02;9.02 16.02;16.02
10.02;10.0
17.02;17.02 41-44 Творческий проект «Наряд для кухни» 4 Изготовить изделие (салфетка, прихватка, подушка для стула).
Выступления учащихся с обоснованием представляемых объектов. защита проекта Раздел 4. Художественные ремёсла 10 23.02
24.02 45 Виды декоративно-прикладного искусства. 1 ОНЗ
Познакомиться с работами мастеров декоративно-прикладного искусства .Анализировать особенности декоративного искусства народов России.Зарисовывать или фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.
Участвовать в коллективном обсуждении творческих работ. устный опрос К/презентация
23.02
24.02 46 Композиция в декоративно-прикладном искусстве. 1 ОНЗ
Выполнять статичную, динамичную, симметричную и асимметричную композиции. практ.задания02.03
02.03
03.03
03.03 47-48 Орнамент. Символика и цвет в орнаменте. 2 ОНЗ
ФНУ Выполнять эскизы орнаментов для платка, одежды, декоратив-ных панно и др. Изучать гармо-ничные цветовые композиции. практ.заданияК/презентация
09.03
10.03 49 Лоскутное шитье - вид декоративно-прикладного искусства. 1 ОНЗ
Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья.
Разрабатывать узор для лоскутного шитья. устный опрос эор9.03;16.03
10.03;17.03 50-51 Технология изготовления узора «Изба». 2 ФНУ
Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.
Изготавливать образцы лоскутных узоров.
Обсуждать наиболее удачные работы. контроль качества Технол.карта16.03;23.03
17.03;24.03 52-53 Технология изготовления узора «Спираль». 2 ФНУ
ППЗУ
контроль качества Технол.карта23.03
24.03
54 Технология изготовления прихватки (в технике лоскутного шитья). 1 ОНЗ Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава. Изучить соединение лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. контроль качества Технол.карта06.04;
06.04
31.03;
31.03 55-56 Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» 2 Изготовить изделие в технике лоскутного шитья.. Выступить с обоснованием представляемых объектов. защита проекта Раздел 5. Кулинария 10 13.04
07.04 57 Санитария и гигиена на кухне. Безопасные приемы работы. 1 ОНЗ Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи.
Определять набор безопасных для здоровья моющих средств для посуды. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. устный опрос Таблицы «Безопасные приемы труда»
13.04;
20.04
07.04
14.04 58-59 Здоровое питание. 2 ОНЗ Находить и предъявлять информа-цию о содержании в пищевых про-дуктах витаминов и микроэлемен-тов.
Находить рецепты блюд, отвеча-ющие принципам рационального питания. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. тестирование К/презентация
20.04;
14.04 60 Технология приготовления блюд из яиц. Украшение из яиц. 1 ОНЗ Изучать способы определения свежести яиц. устный опрос К/презентация
27.04;
27.04
21.04;
21.04 61-62 Технология приготовления бутербродов. 2 ОНЗ
ППЗУ Осваивать основные понятия по теме;
Приготавливать и оформлять бутерброды (имитация из сол.теста). практ.работаэор04.05;04.05
28.04;28.04 63-64 Технология приготовления блюд из овощей. 2 ОНЗ Обсуждение последовательности приготовления блюд по инструкционной карте. устный опрос 11.05;11.05
05.05; 05.05 65-66 Технология приготовления горячих напитков. 1 ОНЗ Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе устный опрос К/презентация
18.05
12.05 67 Сервировка стола к завтраку. 1 ОНЗ Подбирать столовую посуду и приборы. Выполнять сервировку стола к завтраку. тестирование эор18.05
12.05 68 Элементы этикета (поведение за столом). 1 ОНЗ Осваивать правила поведения за столом, приема гостей и правила поведения в гостях. практич.работаК/презентация
25.05;25.05
19.05;19.05 69-70 Творческий проект «Завтрак для моей семьи» 2 Поиск и анализ проблемы. Сбор, изучение и обработка информа-ции.Подготовка и презентация проекта. Защита проекта Итого 70 По Положению 2013г.
Календарно-тематический план
1
Календарные сроки №
уро
каТема (раздел) Всего часов Характеристика деятельности учащихся Информационное сопровождение Примечание
план факт Вводное занятие 2 08.09.14
03.09.14 1 Введение.
Вводный инструктаж. Инструкции по ТБ. Санитарно-гигиенические требования. 1 Знакомиться с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология».
Ознакомиться с правилами поведения и техники безопаснос ти, гигиеническими требованиями в кабинете технологии и на рабочем месте Таблицы «ТБ» 08.09
03.09 2 Творческая проектная деятельность. 1 Определять цели и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Раздел 1. Оформление интерьера 4 15.09
09.09 3 Интерьер, требования к интерьеру. 1 Знакомиться с эргономическими, эстетическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. К/презентация 15.09
09.09 4 Цветовое и декоративное оформление кухни. 1 Представлять информацию по цветовому оформлению кухни. К/презентация 22.09
22.09
16.09
16.09 5-6 Планировка кухни. 2 Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Выполнять план кухни-столовой на бумаге с помощью шаблонов. Раздел 2. Электротехника 1 29.09
23.09 7 Бытовые электроприборы на кухне. 1 Изучать потребности в бытовых
электрических приборах на кухне
Изучать правила эксплуатации бытовых кухонных электробытовых приборов. К/презентация 29.09
06.10
06.10
23.09 30.09
30.09
8-10 Творческий проект «Планировка кухни-столовой» 3 Выполнить планировку кухни-столовой с помощью шаблонов (аппликация).
Поиск и анализ проблемы. Сбор, изучение и обработка информации.
Подготовка и презентация проекта. Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов 29 Элементы материаловедение 4 13.10
07.10 11 Натуральные волокна растительного происхождения. 1 Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы по коллекциям.
Распознавать виды волокон растительного происхождения. Коллекция волокон 13.10
07.10 12 Основа. Уток. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная стороны тканей. 1 Определять виды переплетения нитей в ткани.
Исследовать свойства нитей основы и утка в ткани.
Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Образцы тканей 20.10
14.10 13 Виды х/б и льняных тканей. 1 Исследовать свойства тканей из натуральных волокон. Проводить сравнительный анализ прочности окраски различных тканей.
Оформлять результаты исследований Образцы тканей 20.10
14.10 14 Свойства х/б и льняных тканей. 1 Изучать свойства тканей из хлопка и льна.
Знакомиться с профессиями оператор рядильного производства и ткач. Образцы тканей Швейные ручные работы 4 27.10
21.10 15 Инструменты и приспособления для ручных работ. 1 Освоить безопасные приемы работы с колющими и режущими инструментами. К/презентация 27.10
10.11
10.11
21.10 28.10
28.10 16-18 Выполнение ручных швов. 3 Изготовлять образцы ручных стежков, строчек и швов.
Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении швов.
Подшивать низ изделия потайными подшивочными стежками. Технол.картыМашиноведение 8 17.11
11.11 19 История создания швейной машины. Устройство швейной машины. 1 Изучать устройство современной бытовой швейной машины с ручным приводом. Проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней. К/презентация 17.11
11.11 20 Подготовка швейной машины к работе. 1 Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нить на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, выводить нижнюю нить наверх .Регулировать качество машинной строчки для различных видов тканей. Таблица «Швейная машина» 24.11
24.11
18.11
18.11 21-22 Приемы работы на швейной машине. 2 Выполнять прямую машинную строчку с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка., закреплять строчку обратным ходом машины.
Овладевать безопасными приемами работы 01.12;
01.12
25.11;
25.11 23-24 Машинные швы. 2 Изготавлиать образцы машинных работ: застрачивание; стачивание. Технол.карта08.12
08.12
02.12
02.12 25-26 Влажно-тепловая обработка ткани. 2 Осваивать безопасные приемы работы утюгом и основные операции влажно-тепловой обработки на образцах: приутюживание, разутюживание, заутюживание. эорПроектирование и изготовление швейного изделия (фартука) 14 15.12
15.12
09.12
09.12 27-28 Определение размеров швейного изделия. Снятие мерок. 2 Анализировать особенности фигуры человека различных типов.
Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Таблица
«Снятие мерок» 22.12
22.12
16.12
16.12 29-30 Швейные изделия для кухни. Снятие мерок для фартука. 2 Снимать мерки для фартука.
Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. К/презентация
Таблица
«Снятие мерок» 29.12
29.12
23.12
23.12 31-32 Построение чертежа фартука. 2 Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. 12.01.15
12.01
13.01.15
13.01 33-34 Моделирование фартука. 2 Выполнять эскизные зарисовки
различных моделей фартука.Моде-лировать выбранный фасон швей-ного изделия по чертежу его основы. 19.01
19.01
20.01
20.01 35-36 Раскрой фартука. 2 Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.
Выполнять раскладку выкроек на различных тканях.
Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою. 26.01
27.01 37 Обработка деталей (ручные работы). 1 Обосновывать выбор вида соединительных, краевых и отделочных швов для фартука в зависимости от его конструкции. Таблица «Швы» 26.01
2.02
27.01 3.02 38-39 Пошив фартука. 2 Стачивать детали и выполнять отделочные работы.
Подготавливать и проводить примерку, исправлять дефекты.
Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия.
Овладевать безопасными приемами труда. 2.02;
3.02; 40 Примерка. Исправление дефектов. 1 Осуществить примерку. Исправить дефекты. 9.02;
9.02
16.02;
16.02
10.02;
10.02;
17.02;
17.02 41-44 Творческий проект «Наряд для кухни» 4 Найти информацию проанализировать, выбрать изделие. Построить выкройку.
Изготовить изделие (салфетка, прихватка, подушка для стула).
Выступления учащихся с обоснованием представляемых объектов. Раздел 4. Художественные ремёсла 10 23.02
24.02 45 Виды декоративно-прикладного искусства. 1 Познакомиться с работами мастеров декоративно-прикладного искусства .Анализировать особенности декоративного искусства народов России.Зарисовывать или фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.
Участвовать в коллективном обсуждении творческих работ. К/презентация 23.02
24.02 46 Композиция в декоративно-прикладном искусстве. 1 Выполнять статичную, динамичную, симметричную и асимметричную композиции. 02.03
02.03
03.03
03.03 47-48 Орнамент. Символика и цвет в орнаменте. 2 Выполнять эскизы орнаментов для платка, одежды, декоратив-ных панно и др. Изучать гармо-ничные цветовые композиции. К/презентация 09.03
10.03 49 Лоскутное шитье - вид декоративно-прикладного искусства. 1 Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья.
Разрабатывать узор для лоскутного шитья. эор9.03;16.03
10.03;17.03 50-51 Технология изготовления узора «Изба». 2 Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.
Изготавливать образцы лоскутных узоров.
Обсуждать наиболее удачные работы. Технол.карта16.03;23.03
17.03;24.03 52-53 Технология изготовления узора «Спираль». 2 Технол.карта23.03
24.03
54 Технология изготовления прихватки (в технике лоскутного шитья). 1 Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава. Изучить соединение лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Технол.карта06.04;
06.04
31.03;
31.03 55-56 Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» 2 Изготовить изделие в технике лоскутного шитья.. Выступить с обоснованием представляемых объектов. Раздел 5. Кулинария 10 13.04
07.04 57 Санитария и гигиена на кухне. Безопасные приемы работы. 1 Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи.
Определять набор безопасных для здоровья моющих средств для посуды. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Таблицы «Безопасные приемы труда» 13.04;
20.04
07.04
14.04 58-59 Здоровое питание. 2 Находить и предъявлять информа-цию о содержании в пищевых про-дуктах витаминов и микроэлемен-тов.
Находить рецепты блюд, отвеча-ющие принципам рационального питания. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. К/презентация 20.04;
14.04 60 Технология приготовления блюд из яиц. Украшение из яиц. 1 Изучать способы определения свежести яиц. К/презентация 27.04;
27.04
21.04;
21.04 61-62 Технология приготовления бутербродов. 2 Осваивать основные понятия по теме;
Приготавливать и оформлять бутерброды (имитация из сол.теста). эор04.05;04.05
28.04;28.04 63-64 Технология приготовления блюд из овощей. 2 Обсуждение последовательности приготовления блюд по инструкционной карте. 11.05;11.05
05.05; 05.05 65-66 Технология приготовления горячих напитков. 1 Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе К/презентация 18.05
12.05 67 Сервировка стола к завтраку. 1 Подбирать столовую посуду и приборы. Выполнять сервировку стола к завтраку. эор18.05
12.05 68 Элементы этикета (поведение за столом). 1 Осваивать правила поведения за столом, приема гостей и правила поведения в гостях. К/презентация 25.05;25.05
19.05;19.05 69-70 Творческий проект «Завтрак для моей семьи» 2 Поиск и анализ проблемы. Сбор, изучение и обработка информа-ции.Подготовка и презентация проекта. Итого 70      Требования к уровню подготовки учащихся по технологии
                                                                                        
Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному (письменному) опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его     
- изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
  Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и
лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
 Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
                                            
  Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 60-80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 60 % правильных ответов.
 
Критерии оценки проекта:
1.      Оригинальность темы и идеи проекта.
2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-практическое оборудование: швейные машины, гладильная доска и утюг, приспособления и инструменты для проведения швейных работ;
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран;
Интернет-ресурсы: http://edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k15.htm,
http://vlc.pedclub.ru/modules/wfsection/print.php?articleid=86,
http://www.rukodelie.ru,
http://kuking.net/,
http://news.kss1.ru/news.php/kodsh=scool;
ЭОР: http://fcior.edu/ru
Энциклопедия интерьеров. ООО «Медиа-сервис», 2000.
Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Энциклопедия здорового питания. ООО «Медиа-сервис», 2000
Коллекции тканей;
Расходные материалы: ткани, нитки;
Нормативные документы: инструкции по ТБ, СаНПиН.
Список литературы
Литература для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (стандарты второго поколения) М.Просвещение, 2011
Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения.
Технология. 5-9 классы», А.А.Кузнецов, М.В.Рыханов, А.М.Кондаков
М.:Просвещение,2011.;
3. Сара Дороти. Полная энциклопедия кройки и шитья. Основные приемы шитья от изготовления выкройки до отделки готового изделия. - М.: ЭКСМО, 2004. – 368 с.
4. Технология. 5 – 9 классы. Организация проектной деятельности / авт.сост. О. А. Нессанова. – Волгоград: Учитель.: 2009. – 207 с.: ил.
5. Маркуцкая С. Е. Технология: обслуживающий труд. Тесты. 5 – 7 классы. – М.: Экзамен, 2006. – 128 с.
6. Маркуцкая С. Е. Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5 – 9 классы. Обслуживающий труд. – М.: Экзамен, 2008. – 94 с.
7. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с
8. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
9. Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.

Литература для учащихся
Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012.-192с.
Приложение (темы проектов)
Планирование кухни-столовой;
Наряд для кухни;
Лоскутное изделие для кухни-столовой;
Приготовление завтрака для всей семьи.