Рабочая программа дисциплины Обществознание по профессии 23.01.03 (190631.01) Автомеханик

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-
Посадский промышленно-
экономический техникум»

__________________ Е.И. Волкова

«____» ______________ 201__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

Профессия 23.01.03 (190631.01) Автомеханик

(Общеобразовательный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих)









г. Павловский Посад,
2014 г.

Рабочая программа дисциплины Обществознание (включая экономику и право) по профессии 23.01.03 (190631.01) Автомеханик разработана на основе примерной программы по дисциплине Обществознание, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» «10» апреля 2008г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум».

Разработчик: Астапова Татьяна Юрьевна, преподаватель




Рассмотрена цикловой методической комиссией
общих социально – гуманитарных дисциплин
Председатель _____________ Косова Инна Андреевна
Протокол № _____ от «____» _____________ 20___г.





















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «обществознание»

4

СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ «обществознание»

6

условия реализации рабочей программы дисциплины «обществознание»

18

Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины «обществознание»

21

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03 (190631.01) Автомеханик.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 203 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 156 часов;
самостоятельной работы студента - 47 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
203

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
156

в том числе:


теоретические занятия
136

практические занятия
20

контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)
47

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы
47


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право)

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов
Объём часов
Уровень освоения

1
2
3
4


I КУРС



Введение.

Введение.
1
2

Раздел 1.

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
23


Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
11
2


Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
Человек, индивид, личность.
Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
Потребности, способности и интересы.
Цель и смысл жизни человека.
Человек в группе. Многообразие мира общения.
Познавательная деятельность человека.
Понятие истины, ее критерии.
Духовный мир человека.
Мировоззрение. Типы мировоззрения.




Практические занятия:
«Деятельность и мышление. Виды деятельности».
«Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодёжи».
2
3




Самостоятельная работа:
2



Сообщения по теме «Личность», «Конфликт и пути разрешения», «Ненаучное познание – что это?».
Работа с учебником по теме «Многообразие деятельности».







Тема 1.2.

Общество как сложная система.
9
2


Общество как сложная динамичная система.
Основные институты общества, их функции.
Сферы общества.
Общество и природа.
Многовариантность общественного развития.
Понятие общественного прогресса.
Цивилизация и формация. Типы цивилизаций.
Типология обществ.
Особенности современного мира. Процессы глобализации.




Практическое занятие:
«Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации».
1



Самостоятельная работа:
2



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации по изучаемым темам в разных источниках.
Подготовить сообщения по темам: «Общество», «Общественный прогресс».



Раздел 2.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

20


Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества.
2



Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры.

1
2


Практическое занятие:
«Особенности молодежной субкультуры».
1



Самостоятельная работа:
1



Подготовить презентации по теме «Особенности молодежной субкультуры».



Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире.
4
2


Наука, ее социальные функции.
Этика науки.
Образование и самообразование.





Практическое занятие:
«Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования».
1




Самостоятельная работа:
2



Подготовить сообщения по темам: «Образование у нас и за рубежом», «Инновационные проекты».
Подготовить доклад на тему: «Открытия, достижения в РФ за последние десятилетие».



Тема 2.3.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
14
2


Мораль в жизни людей.
Основные принципы и нормы морали.
Религия как феномен культуры.
Мировые религии. Буддизм.
Христианство.
Мусульманство.
Ислам.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей.
Тенденции духовной жизни в современной России.
Духовная культура человека и общества.





Практическое занятие:
«Виды искусств».
1



Самостоятельная работа:
2



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации по изучаемым темам в разных источниках
Подготовка к семинару, выступления с сообщениями и презентациями по темам «Буддизм», «Ислам», «Христианство».



Раздел 3.

Экономика.
24


Тема 3.1.

Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.
8



Экономика как наука и хозяйство.
Экономика и экономическая деятельность.
Производство. Факторы производства и факторные доходы.
Обмен и торговля.
Экономический рост и развитие.
Человек в системе экономических отношений. Основные доходы и расходы.
Человек и экономика.
7
2


Практическое занятие:
«Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика».
1



Самостоятельная работа:
2



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации по изучаемым темам в разных источниках.
Выступления с сообщениями «Типы экономических систем», «Человек в системе экономических отношений».



Тема 3.2.
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.
11
2


Товарное производство.
Спрос и предложение.
Рыночное равновесие.
Основные рыночные структуры. Конкуренция.
Основные формы бизнеса в России.
Акции и облигации. Фондовый рынок.
Основы менеджмента и маркетинга.
Государственный бюджет. Государственные расходы. Государственный долг.
Виды налогов. Основы налоговой политики государства.
9



Практическое занятие:
«Роль фирм в экономике».
«Роль государства в экономике».

2



Самостоятельная работа:
2



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации по изучаемым темам в разных источниках.
Выступления с сообщениями по теме «Конкуренция», «Роль государства в экономике», «Государственный бюджет», «Виды налогов».



Тема 3.3.

ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.
9
2


Понятие ВВП и его структура.
Экономические циклы.
Рынок труда.
Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Функции денег.
Банковская система.
Основы денежной политики государства.
8



Практическое занятие:
«Инфляция. Антиинфляционные меры».
1



Самостоятельная работа:
3



Подготовка презентации по теме «Деньги, функции денег».
Работа по учебнику по теме «Экономические циклы» (ответы на вопросы и анализ документа).
Выступления по теме «Безработица и пути решения этой проблемы».



Тема 3.4.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.
4
2


Становление современной рыночной экономики России.
Мировая экономика.
Государственная политика в области международной торговли.
3



Практическое занятие:
«Основные проблемы экономики России и ее регионов».
1



Самостоятельная работа:
2



Подготовка сообщения на тему: «Мировая экономика».
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации по изучаемым темам в разных источниках.



Раздел 4.
Социальные отношения.
20


Тема 4.1.
Социальная роль и стратификация.
6
2


Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальный статус и престиж.
Престижность профессиональной деятельности.
Социальная роль и стратификация.
5



Практическое занятие:
«Социальная роль. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе».
1



Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации по изучаемым темам в разных источниках.
Выступления с сообщениями по теме «Социальные отношения», «Социальная роль».
2



2 курс
56


Тема 4.2.

Социальные нормы и конфликты.
6
2


Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
5



Практическое занятие:
«Пути разрешения социальных конфликтов».
1



Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации по изучаемым темам в разных источниках.
Выступления с сообщениями по теме «Девиантное поведение», «Социальные нормы», решение проблемных задач.
2


Тема 4.3.
Важнейшие социальные общности и группы.
8
2


Особенности социальной стратификации в современной России.
Молодежь как социальная группа.
Этнические общности.
Межнациональные отношения.
Семья как малая социальная группа.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Социальные отношения.
8



Практическое занятие:
Национальная политика в РФ.
1



Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Поиск информации по изучаемым темам в разных источниках.
Выступления с сообщениями по теме «Национальная политика в РФ», «Межнациональные отношения», Локальные войны на территории РФ, их причины».
Работа по учебнику по теме «Современная демографическая ситуация в РФ».
3


Раздел 5.
Политика как общественное явление.
20


Тема 5.1.
Политика и власть. Государство в политической системе.
8
2


Политика. Методы политологического анализа.
Политические институты и отношения.
Политическая система в жизни общества, ее структура.
Государство. Функции государства.
Типология политических режимов.
Гражданское общество и правовое государство.
Государство в политической системе.
7



Практическое занятие:
Власть, ее происхождение и виды.
1



Самостоятельная работа: