Авторская адаптационная педагогическая разработка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО
Заседание МС МКОУ
«Ключи-Булакская СОШ»
Протокол №___
от «____» _________ 20___ г.
Зам. директора по УВР
Н.Н. Бухтиярова ___________
РЕКОМЕНДОВАНО
ЭС отдела образования АМО
«Братский район»
Протокол №___
от «____» _________ 20___ г.
Заведующий ИМК
И.Г. Бусыгина __________
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №___
от «____» _________ 20___ г.
Директор МКОУ
«Ключи-Булакская СОШ»
Е.Д. Рябцева __________




Авторская адаптационная педагогическая разработка
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
Программа факультативного курса
для обучающихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений
Образовательная область: русский язык





Автор разработки:
Луненок Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
вторая квалификационная категория
















с. Ключи-Булак
2014 г

Русское правописание: орфография и пунктуация
Факультативный (элективный) курс для 10-11 классов
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе «Программы факультативных и элективных курсов. Русский язык.7-11 классы» под редакцией С.И.Львовой. Вентана-Граф, 2008

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью программы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правписания: орфографии-10класс, пунктуации-11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напортив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации - совершенствование орфографических умений.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.


Цель:
углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи
Задачи:
закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;
способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе

·воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

·прививать интерес и любовь к русскому языку;

·воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

·развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

·воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке

Задачи решаются при использовании таких форм работы:

· общеклассная

· групповая

· индивидуальная

· парная

· фронтальная

· дифференцированная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами,

· работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

·семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;

·работа с разнообразными лингвистическими словарями.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

·пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания,
·правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий,самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
1.Обобщающие:

· репродуктивные

· творческие

· подготовительные

· поисковые
Итоговый контроль:

· проверочные работы

· тесты

· сочинения на предложенную тему


Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося

Теоретической основой данной программы являются:

·система языковых понятий;

·различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа:

·учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

·уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

· комплексный подход при разработке занятий;

· вариативность содержания и форм проведения занятий;

· научность, связь теории и практики;

·преемственность;

·наглядность;

·систематичность и последовательность;

·прочность полученных знаний

·активность и сознательность обучения.

Элементы применяемых технологий:

·технология проблемного обучения.

· личностно-ориентированное обучение

·тест- технологии

·ИКТ

·технология разноуровневого обучения

·технология поэтапного формирования умственных действий
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик;

·овладевает глубокими систематизированными знаниями;

·способен работать с разнообразной информацией;

·может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;

·способен аргументировано доказать собственную точку зрения

Планирование рассчитано на 35 часов (1 час в неделю) - 10 класс
Планирование рассчитано на 34 часа(1 час в неделю) - 11 класс

ТЕМЫ
часы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс


Особенности письменного общения
(2ч.)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности.
Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки:



Орфография как система
правил правописания
(2ч.)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них


Правописание морфем

(18ч)
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма



Слитные, дефисные и раздельные написания


(10ч.)
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.



Написание строчных и прописных букв

(2ч.)
Употребление прописных букв. Работа со словарём



11 класс




ТЕМЫ
часы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс


Речевой этикет в письменном общении
(2ч.)
.Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.
Основные правила письменного общения



Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
(3ч.)
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации:




Знаки препинания в
конце предложения
(1ч.)
Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение ёё на письме.
Знаки препинания в начале предложения



Знаки препинания внутри простого предложения
(13ч.)
Знаки препинания между членами предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные дополнения. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий,



Знаки препинания между частями сложного предложения

(8ч.)
Виды сложных предложений Знаки препинания между частями ССП. 3.Употребление знаков препинания между частями СПП. Знаки препинания при сочетании союзов Сочетание знаков препинания.


Знаки препинания при передаче чужой речи
(3ч.)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога
Разные способы оформление на письме цитат



Знаки препинания в связном тексте
(4ч.)
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем .Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста



Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 11 класса учащиеся должны:
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической ,лексической и грамматической системах русского языка;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном (в устной и письменной формах)
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно-
выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс ( 34 часа)

№п\п
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ
ЗУН
Дата




ЗНАТЬ
УМЕТЬ


Особенности письменного общения (2ч.)

1
1.Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Показать единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи.
Знать: формы речевого общения, формы письмен ной речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Уметь: делать языковой анализ речевого высказывания. Моделировать речевую ситуацию


2
2.Особенности письменной речи:
Систематизация знаний по теме «Деловое письменное общение»
Знать: формы письменных высказываний и их призна ки: письма, записки, дело вые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочине ния( разные типы), конс пекты, планы, рефераты и т.п.

Уметь использовать средств письма для передачи мысли ; ориентироваться на зрительное восприятие текста и невозмож ность учитывать немедленную реакцию адресата.


Орфография как система правил правописания (2ч.)


3
1.Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.



Подчеркнуть роль орфо графии в письменном об щении людей, ёё возмож ности для более точной передачи смысла речи.
Знать: орфографическое правило как разновид ность учебно-научного текста
Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.




4
2.Разделы русской орфографии
Повторить разделы русской орфографии

Знать: историю русской орфографии, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них



Уметь определять орфографическое правило, давать толкование


Правописание морфем (18ч.)

5
1.Правописание корней.
Повторить роль смыслово го анализа при подборе од нокоренного проверочного слова
Знать: систему правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем- ведущий принцип русской орфографии (морфематический).

Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного слова.



6
2.Правописание гласных корня
Напомнить о проверяемых и непроверяемых безудар ных в корне слова; форми ровать навыки проверки безударных гласных в кор не слова, графического обо значения условий выбора правильных написаний; развивать навык использо вания различных способов проверки безударной гласной в корне
Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарём


7
3. Фонетический принцип написания
Ознакомление с условиями выбора букв Ы и И после приставок. Правила, нару шающие единообразие написания корня( ы и и в корне после приставок);

Знать правило написания букв Ы и И после приставок; знать об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ-
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний


8
4.Группы корней с чередованием гласных

Углубить сведения о кор нях с чередованием глас ных об основных типах чередования в корне слова; продолжить формирование навыков выразительного чтения
Знать :1.зависимость от гла гольного суф.-а-;2.зависи мость от последующего согласного3.зависимость от ударения)4.корни с полно гласными неполногласными сочетаниями

Уметь писать корни с чередо ванием 1)-кас-//кос-, -лаг-//лож-, -бир-//бер_,-тир-//тер-,стил-//стел- и др.) 2)-раст//рос-,_скак-//скоч-(3)-гар//гор-,-твар//твор-, клан//клон-,-зар//зор-(- оло//ла, оро//ра, ере//ре ,ело//ле


9
5.Обозначение на письме согласных корня:

Повторить звонкие и глу хие; непроизносимые; удво енные согласные
Знать: чередование соглас ных в корне связанные с этим орфографические трудности
(доска- дощатый)
Находить орфограмму- со гласную в корне, подбирать проверочное слово


10
6.Правописание иноязычных словообразовательных элементов



Систематизировать знания о правописании иноязыч ных словообразовательных элементов. Иноязычные приставки
Знать правописание иноязычных словообразо вательных элементов (лог ,фил, гео ,фон и т.п.)

Уметь использовать морфологичес кий принцип написания слов с иноя зычными словообразовательными элементами


11
7.Правописание приставок.

Повторить деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.

Знать: принципы написа ния приставок. 1)приставки на з\с- фонетический прин цип;2)все остальные прис тавки( русские и иноязыч ные по происхождению)-.
Уметь: использовать морфологический принцип написания, фонетический принцип написания



12
8.Приставки пре и при
Повторить орфографичес кие правила, регулирую
щие выбор букв Е и И в приставках ПРЕ-ПРИ. Развивать умение анализировать изучаемый материал
Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ и ПРИ; словарные слова; правописание слов с труд но определяемым значением приставок ПРЕ и ПРИ Роль смыслового написания слова при различении приставок пре- при
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; словарные слова; слова с труд но определяемым значением приставок ПРЕ и ПРИ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарём


13
9.Правописание суффиксов.

Систематизировать прави ла написания суффиксов в разных частях речи Повто рить систему правил, свя занных с написанием суф фиксов в словах разных частей речи
Знать:. Роль морфемно- словообразовательного ана лиза слова при выборе пра вильного написания суфф икса.Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-,-ник-, -изн(а), -есть-(-ость-),-ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица.
Уметь: применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания. Пользоваться орфографическим словарём и справочником по правописанию Суффиксы –ек-и–ик, –ец-и- иц- в именах существительных со значением уменьшительности
Проводить морфемный разбор слова


14
10.Типичные суффиксы прилагательных и их написание:

Систематизировать прави ла написания суффиксов в прилагательных. Повторить систему правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи
Знать типичные суффиксы прилагательных-оват(-еват -евит-,-лив-,-чив- --чат-,-оньк-(-еньк-) и др.
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Различать на письме суффиксы –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний


15
11.Типичные суффиксы глагола и их написание
Научить применять алго ритм действий при выборе гласных в суффиксах глаго лов
Знать условия выбора глас ных букв в суффиксах глаго лов –ОВА-(ЕВА-) и ЫВА-(ИВА-) Различение на пись ме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез-/обес-(обезлесеть-обез лесить); -ться- и –тся- в глаголах

Уметь правильно писать гласные в суффиксах глаголов–ОВА-(ЕВА-) и ЫВА-(ИВА-); графически обозначать условия выбора правильных написаний:-и-,-е-,-а-,-ка-,-ва-,-ирова-,-ича-,-ану-, и др.




16
12.Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

1Систематизировать зна ния об условиях выбора гласной перед Н в полных и кратких страда тельных причастиях. 2.Формиро вать практическое умение верно определять гласную перед Н. 3.Повторить пра во писание полных и крат ких страдательных причас тий и прилагательных.
Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени( посеять-посеявший- посеянный)

Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед « в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой Р.Р.Расшифровывать аббревиатуру, подбирать различ ные варианты толкования;


17
13.Правлписание н и нн в полных и кратких формах причастий.
1.Систематизироватьзнания о правилах написания Н и ННв суффиксах кратких страда тельных причастий и кратких отглагольных прилагательных 2.Формировать навык на писания Н и НН в суффиксах
Знать об условиях пере хода причастий в прилагательные знать условия вы бора Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных при лагательных; ход рассужде ния для разграничения крат ких страдательных причас тий и кратких отглагольных прилагательных,
Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями; делать выбор Н и НН в суффикса


18
14.Правописание окончаний.


Систематизировать знания о правилах написания окончаний в разных частях речи
Знать: систему правил, регулирующих правописа ние окончаний слов разных частей речи
Различение окончаний –е-и-и- в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.


19
15. Различения морфем, в составе которых находится орфограмма
Повторить орфографичес кие правила, требующие различения морфем, в сос таве которых находится ор фограмма: о и е после ши пящих и ц в корне, суф фиксе и окончании; пра вописание ы и и после ц; употребление раздели тельных ь и ъ
Знать условия выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и в суффиксах существительных употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем
Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний


20
16 Правописание согласных на стыке морфем

Систематизировать знания о морфемном составе слова
Знать о правилах правописания согласных на стыке морфем;

Уметь правильно писать слова типа матросский, петроградский. Написание сочетаний
чн,щн,нч,нщ,рщ,чк,нн


21
17. Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей слов.
Показать взаимосвязь зна чения, морфемного строе ния и написания слова
Знать: зависимость между морфологической принад лежностью слова и его мор фемным строением Этимо логическая справка как при ём объяснения написания морфем.
Уметь: объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. Использование орфографических. морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов


22
18.Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Систематизировать прави ла употребления Ь для обо значения мягкости соглас ных и грамматических форм; использование раз делительных Ь и Ъ знаков
Орфография: роль букв Ъ и Ь в слове. Морфемика: части сло ва. Фонетика: буквы, не обозначающие звука
Навык правописания Ъ и Ь в исконно русских и заимство ванных словах


Слитные дефисные, и раздельные написания (10ч.)

23
24
1.2.. Написания не с различными частями речи
Закрепление правила напи сания НЕ в отрицательных и неопределенных местои мениях, в отрицательных наречиях, причастиях; отра ботка умения написания НЕ с различными частями речи
Знать о различии на письме частиц НЕ и НИ. Различие час тицы НИ, союза НИ – НИ, приставки НИ-; форми ровать умение различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку.
Уметь различать частицы. Графичес ки обозначать условия выбора орфо ргаммы Уметь работать по алгоритму Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи



25

3.4..Различение приставки ни и слова
ни(частицы, союза)
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы
Знать о различии на письме частиц НИ и приставки НИ
Уметь различать частицы, графи чески обозначать условия выбора орфограммы. Уметь работать по алгоритму


26
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.
1.Повторить слитное и раз дельное написание приста вок в наречиях2. Формиро вать навыки слитного и раздельного написания на речий 3.Р.Р. Конструиро вание предложений и сло восочетаний, умение под бирать синонимы
Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Историческая справка о происхождении некоторых наречий

Уметь правильно писать слова с изу ченным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора пра вильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользо ваться орфографическим словарем.


27
5Граматико- орфографические отличия приставки и предлога.
Познакомить с многознач ными предлогами.2.Форми ровать умение правильно употреблять предлоги.4Р.Р. Уметь составлять словосо четания с предлогами
Знать об однозначных и многозначных предлогах, находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользо ваться в речи предлогами - синонимами
Уметь определять значения предлогов в словосочета ниях; употреблять нужный падеж зависимого сущест вительного с предлогом в словосочетании; составл ять словосочетания с ис пользованием подходящих по смыслу предлогов;


28
29
6.7..Особенности написания производных предлогов.
1.Систематизировать зна ния о производных и непро изводных предлогах. 3.Нау чить отличасть производ ные предлоги от синони мичных им частей речи
4.Формировать умение подбирать предлоги- синонимы
Знать неморфологический способ образования производных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных. Употребление существительных с предлога ми по, благодаря, согласно, вопреки;
Уметь находить непроизводные и про изводные предлоги; отличать произ водные предлоги от не производных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предло ги; Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, оттого, отчего, зато,поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.


30
8..Образование и написание сложных слов
Показать смысловые и грамматические различия в написании сложных слов
Знать: система правил данного раздела правописания
Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания
Смысловые и грамматические отли чия прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосоче таний (многообещающий- много обещающий)сложных


31
9.Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
1.Познакомить с дефисным написанием частиц.-то-.ка. 2.Формировать навык дефисного написания. 3.Повторить дефисное написание местоимений, прилагательных и наречий
Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц.
Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.


32
10..Работа со словарём «Слитно или раздельно?»

Навыки работы со словарной статьёй
Знать: роль смыслового и грамматического анализа при слитном и раздельном написании
Использование орфографических. морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов


Написание строчных и прописных букв(2ч.)

33
34
1.Употребление прописных букв
2.Работа со словарём «Строчная или прописная?»
Навыки работы со словарной статьёй
Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы
Уметь правильно употреблять строчную и прописную буквы


35
Итоговая работа.







КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс ( 34 часа)




ЗУН
Дата

№п\п
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ
ЗНАТЬ
УМЕТЬ



Речевой этикет в письменном общении (2ч.)

1.
1.Речевой этикет как правило речевого поведения.
Рассказать о речевом этикете как компоненте культуры речи.
Речевая ситуация и употреб ление этикетных форм изви нения, просьбы, благодар ности, приглашения и т.п. в письменной форме.
Уметь применять основные правила речевого этикета. Речевой этикет в частной и деловой переписке.



2
2.Особеннсти речевого этикета
Познакомить с особенно стями речевого этикета
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (сообщения, электронная почта, телефакс и др.)
Уметь применять основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях ,конференциях, на тематических чатах Интернета



Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3ч.)


3
1.Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Дать сведения из истории русской пунктуации Основное назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ёё понимания.
Знать: основные функции пунктуационных знаков. Принципы русской пункту ации
Уметь: определять принад лежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам


4
5
2.Разделы русской пунктуации.
3.Основные функции пунктуационных знаков.


Повторить разделитель ные, выделительные зна ки препинания, знаки завершения.
1)знаки препинания в конце предложения;2)знаки препина ния внутри простого предло жения;3)знаки препинания между частями сложного пред ложения;4)знаки препинания при передаче чужой речи;
5)знаки препинания в связном тексте

Знать основные функции
пунктуационных знаков
Знать: предложение- одна из основных единиц синтак сиса, выполняющая комму никативную функцию и хара ктеризующаяся смысловой и интонационной законченностью.
Уметь правильно применять знаки препинания. Обозначить основные функции пунктуационных знаков
Уметь: определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения


Знаки препинания в конце предложения (1ч.)

6
1.Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения
Граница предложения, отражение ёё на письме. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Смысловая роль многоточия
Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи.


Знаки препинания внутри простого предложения(13ч.)

7
1.Знаки препинания между членами предложения
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в непол ном предложении; интона ционные особенности этих предложе ний.
Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Правила постановки тире.
Интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой.
Употреблять тире между подлежащим и сказуемым. Использовать составные именные сказуемые для х-ки человека


8
2.Знаки препинания между однородными членами предложения.
Грамматические и интона ционные особенности пред ложений с однородными членами. Интонация перечисления
Знать правило постановки знаков препинания при одно родных членах. Однородные члены, соединённые двой ными союзами
Уметь: интонационно правильно произносить предложения с одно родными членами, выделять зна ками препинания на письме.


9
3.Интонационные и пунктуационные осо бенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
3.Однородные члены, не соединённые союзом. Одно родные члены, соединён ные неповторяющимися союзами.
Правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова
Находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или передними), правильно расставлять знаки препинания; интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.


10
4.Однородные и неоднородные определения,)
Различение однородных и неоднородных определеий на основе семантико-грам матической и интонацион ной характеристики предло жения и его окружения (контекста)
Основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных
Умение отличать однородные определе- ния от неоднородных и ставить знаки пре пинания при однородных и неоднород -ных определениях. Определять роль однородных определений в раскрытии авторского замысла


11
5.Обособленные члены предложения
Повторить знаки препи нания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особен ности предложений с обособленными членами
Обособление-выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире
Интонационно правильно произно сить предложения с обособленны ми членами, определять их роль в предложении. Показывать графи чески интонацию обособления.



12
6.Обособленные определения
Повторить виды обособле нных определений (согла сованные и несогласован ные). Способ выражения обособленного определе ния .Обобщить знания ос новных правил обособле ния определений и умения применять их на письме
Знать распространённые и нераспространённые, согла сованные и несогласованные Причастный оборот как осо бая синтаксическая констру кция. Грамматико-пунктуа ционные отличия причастно го и деепричастного оборотов.
Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысло вые, интонационные, граммати ческие, пунктуационные. Нахо дить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми



13
7.Обособленные приложения
Систематизировать знания об обособленном приложении
Правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову)
Распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения. Объяснять условия обособления. Уметь применять знания на практике


14
8.Обособление обстоятельств,
Систематизировать зна ния об основных прави лах обособления обстоя тельств и умения приме нять их на письме Спосо бы выражения обособлен ного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот)
Обособление обстоятель ств, выраженных одиноч ным деепричастием и дее причастным оборотом.Смы словые и интонационные особенности предложений с обособленными об стоя тельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочёты в построении предложений с обособленными обстоятельствами


15
9.Обособление дополнений
Смысловая и интонацион ная характеристика предло жений с обособленными дополнениями.
Виды уточняющих
Дополнений, правила выделения уточняющих членов
Умение выделять уточняющие члены в предложении, опираясь на семантико-интонационный анализ высказывания



16
10.Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Формировать умение производить синтаксический разбор предложения с обособленными членами
Порядок устного и письменного синтаксического разбора
предложения с обособленными членами
Производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме



17
11.Сравнительный оборот
Систематизировать знания о постановке знаков препи нания при сравнительном обороте.
Знать принцип составления таблиц обобщающего харак тера Знаки препинания в
предложениях с сравнитель ным оборотом
Умение правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения



18
12.Вводные слова.
Закрепить знания о групп пах вводных слов по значе нию. Виды вводных предло жений. Частицы и наречия, не являющиеся вводными словами. Знаки препина ния при словах,граммати чески не связанных с членами предложения.

Интонационные и пунктуа ционные особенности пред ложений с вводными слова ми. Семантико-грамматичес кие отличия вводных слов от созвучных членов предло жения.

Разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза. Выделять вводные слова знаками препинания. Определять текстообразующую роль вводных слов


19
13.Предложения с обращениями.


Умение отличать обращение от созвучных слов Обращение в предложениях с прямой речью


Что такое распространённое обращение. Способы выраже ния обращения. Интонацион ные и пунктуационные осо бенности предложений с об ращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.




Использовать распространённые обращения в речи. Интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией)


Знаки препинания между частями сложного предложения(8ч.)

20
1.Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений
Научить видеть смысловое и стилистическое различие сложносочинённых предложений, соединённых разными сочинительными союзами
Знать: особенности строения ССП, СПП,БСП. Сложные предложения с разными видами связи.

Уметь : различать смысловые и стилистические особенности сложных предложений


21
2.Знаки препинания между частями ССП.

Расширить знания обучаю щихся о сложносочинён ном предложении; совер шенствовать навыки пос тановки знаков препинания в ССП .Закрепить знания учеников о сложносочинён ном предложении; совер шенствовать навыки пос тановки знаков препинания в ССП.Авторское употреб ление знаков препинания
Знать сложносочинённые предложения с союзами (сое динительными, противитель ными, разделительными) Разделительные знаки препи нания между частями сложно сочинённого предложения Авторское употребление знаков препинания
Уметь интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения
Правильно ставить знаки препинания в ССП Уметь находить и классифициро вать по значению союзы в слож носочинённом предложении
Синтаксические синонимы слож носочинённых предложений, их текстообразующая роль


22
3.Употребление знаков препинания между частями СПП.
Повторить типы простых предложений двусостав ных и односоставных)
Научиться выделять границы предикативных частей
Знать графические обозначения СПП, основные союзные средства( союз и союзное слово)
Уметь определять границы предикативных частей, правильно расставлять знаки препинания


23
4.Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП.
Формировать умения уста навливать смысловые отно шения между частями бес союзного сложного предло жения в зависимости от их содержания и интонации, правильно расставлять знаки препинания

Воспринимать предложения на слух. Производить анализ предложения, выявлять смысловые отношения между частями
Уметь правильно интонировать бессоюзные сложные предложе ния в зависимости от смысловых отношений, выражаемых преди кативными частями


24
25
5.6.Грамматико-интонационный анализ сложных предложений

Формирование умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры
Делать анализ многочлен ного сложного предложения с разнотипными связями..
Определять количество предикативных частей
Уметь делать грамматико-интона ционный анализ сложных пред ложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков пре пинания внутри сложной синтакси ческой конструкции. Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания


26
7. Знаки препинания при сочетании союзов
Повторить пройденное по теме; закрепить зна ния и умения. Стечение союзов в многочленных сложных предложениях с различными видами связи
Структура сложного предло жения с разными видами союзной и бессоюзной связи, сочетание видов связи
Уметь производить синтаксичес кий разбор сложных предложе ний с различными видами сою зной и бессоюзной связи


27
8.Сочетание знаков препинания.






Формирование умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правиль но расставлять знаки пре пинания в предложениях указанной структуры
Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы
Овладеть навыками составления линейных схем сложных предло жений и конструировать их по заданным схемам


Знаки препинания при передаче чужой речи (3ч.)

28
1.Прямая и косвенная речь

Систематизация знаний.
Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобст венно- прямая речь
Знать: прямая речь, диалог, единицы прямой речи
Уметь выделять смысловые части текста и основные средства связи между ними, ставить знаки препинания при прямой речи


29
2.Оформление на письме прямой речи и диалога

Систематизация знаний.
Прямая речь, диалог
Знать: структура предложений с прямой речью.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.


30
3.Разные способы оформление на письме цитат


Систематизация знаний. Стилистика: цитаты разных стилей
Знать: цитата, способы оформления цитат
Уметь правильно расставлять знаки препинания при цитатах


Знаки препинания в связном тексте (4ч.)

31
1.Связный текст

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средства связи частей текста. Типы и стили речи
Связный текст как совокуп ность предложений, объеди нённых одной мыслью, об щей стилистической направ ленностью и единым эмо цииональным настроем
Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Средства связи частей текста при повествовании, описании, рассуждении


32
2.Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.
Научить анализировать текст с точки зрения его со отнесённости с функцио нальными разновиднос тями языка, сферами общения и задачами речи.
Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей
Уметь определять стиль текста, тип речи, используемый в нём, находить средства связи частей текста, исправлять недочёты в его строении



33
34
3.4.Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста
Уметь продуцировать тексты разных типов речи на заданную ему, высказывать своё отношение к фактам, явлениям, событиям, делить текст на абзацы




Список литературы
Литература для учащихся
1.Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы 2008.-М.:,ФИПИ.Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых
2.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М.,2007
3.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.-М.,1985
4.Розенталь Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы.-М.,2000
5.Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка.2004.М., 2004

Словари
1.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.-4-е изд.-М.,1999
2.Львова С.И.Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. М.,2004
3.Тихонов А.Н. Морфемно- орфографический словарь.-М.,2002
4.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.(любое издание)
5.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999
6.Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) /сост.М.В.Панов.-М.,1984

Литература для учителя
1.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.
2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990
3.ВалгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение.-М.,1999
4.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.-
М.,2004
5.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания.-М.,1970
























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Заголовок 515