Авторская адаптационная педагогическая разработка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
Заседание МС МКОУ
«Ключи-Булакская СОШ»
Протокол №___
от «____» _________ 20___ г.
Зам. директора по УВР
Н.Н. Бухтиярова ___________ РЕКОМЕНДОВАНО
ЭС отдела образования АМО
«Братский район»
Протокол №___
от «____» _________ 20___ г.
Заведующий ИМК
И.Г. Бусыгина __________ УТВЕРЖДЕНО
Приказ №___
от «____» _________ 20___ г.
Директор МКОУ
«Ключи-Булакская СОШ»
Е.Д. Рябцева __________
Авторская адаптационная педагогическая разработка
«Секреты русского словообразования»
Программа факультативного курса
для обучающихся 9 класса общеобразовательных учреждений
Образовательная область: русский язык
Автор разработки:
Луненок Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
вторая квалификационная категория

с. Ключи-Булак
2014 г
Секреты русского словообразования
Факультативный (элективный) курс для 8-9 классов
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе «Программы факультативных и элективных курсов. Русский язык.7-11 классы» под редакцией С.И.Львовой. Вента-Граф, 2008
Цель преподавания: знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.
Задачи преподавания:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;
- формирование интереса к изучению родного языка.
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Курс посвящён одному из самых интересных разделов лингвистики — русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения в языке новой жизни — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс служит достаточно действенным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы: …истка, …инный, …расс…анного, …сский и т. п.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.
Методы и формы, технологии обучения:
- анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;
- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
- активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфемный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
 - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
- тестовые работы;
-  практические  работы. 
                                          Формы занятий:
 - уроки – лекции;
-  конференции;
-  практикумы;
 - защита рефератов.
                              Требования к уровню подготовки учащихся:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;
- развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов.
Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ).
1. Конференция «Изменения  в структуре слова»
2.Практическая работа «Словообразовательные  кальки»
3.Практическая работа «Этимология слов»
4.Практическая работа со словарями
5.Защита рефератов. «Семантизация  морфем»
6.Практическая работа «Приёмы этимологизации»  
7.Практическая работа «Использование приёмов  в художественной литературе»
8.Итоговая  конференция. Защита рефератов.
Секреты русского словообразования
9 КЛАСС
(34ч)
№ урока Тема урока Дата
Исторические изменения в структуре слова (17 ч)
1-2-3 Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем). 4-5-6 Использование иноязычных элементов при образовании слов. 7-8-9 Словообразовательные и семантические кальки. 10-11-12 Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. 13-14 Этимологический анализ слова и его написание. 15-16-17 Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с этими словарями. Изобразительные возможности русского словообразования (17ч)
18-19-20 Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление. 21 Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём. 22 Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. 23 Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей. 24 Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. 25-26 Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего слова и др. 27 Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах. 28-29-30 Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д. 31 Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. 32 Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. 33 Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте. 34 Наблюдение за использованием указанных приёмов в произведениях художественной литературы. Список литературы
Для учащихся
Аверьянова А.П. Как образуются слова. — М.; Л., 1966.
Вартанъян ЭА. Путешествие в слово. — М., 1986.
Вартанъян ЭА. Рождение слова. — М., 1970.
Голанова Е.И. Как возникают названия. — М., 1989.
Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
Львова С.И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. — М., 1996.
Максимов В.И. К тайнам словообразования. — М., 1980.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
Сахарный Л.В. Как делаются слова. — М., 1978.
Феллер МЛ. Как рождаются и живут слова. — М., 1964.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. — М., 1996.
Словари
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. — М., 1986.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Панов В.Т., Текучее А.В. Школьный грамматика-орфографический словарь русского языка. — М. 1991.
Потпиха ЗА. Строение русского слова. Учебный словарь для зарубежных школ. — М., 1981.
Потпиха ЗА. Школьный словарь строения слов русского языка.-М., 1987.
Тихонов АЛ. Словообразовательный словарь русского языка: Т. 1,2.- М., 1985.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
Цыганенка Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. - Киев, 1982.
Цыганенка Т.П. Этимологический словарь русского языка. — Киев, 1989.
Шанский Н.М. В мире слов. — М., 1985.
Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)
Для учителя
Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986.
Жуковская О.Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. — М., 1983.
Земская Е.Н. Как делаются слова. — М., 1963.
Земская Е.Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.
Лопатин В.В. Рождение слова. — М., 1973.
Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. — М., 1965.
Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. — М., 1977.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5—9 классах: Книга для учителя. — М., 1996.
Львова С.И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996.
49Панов М.В. Изучение состава снова з национальной школе. — Махачкала, 1977.
Потиха ЗА. Современное русское словообразование. — М., 1970.
Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. — М., 1977.
Чуковский К.И. От двух до пяти. (Любое издание.)
Шехикачева М.Ш. и др. Модели и схемы словообразовательных типов русского языка. — М., 1993.