Авторская адаптационная педагогическая разработка «Адаптация к школе» для обучающихся 1 класса

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 им. А.П.Жданова»
«Согласовано»
Заместитель директора
по НМР
_____________
 Л.Г.Соболевская
«___»________20 г._
«Утверждено»
Директор
МБОУ «СОШ №31 им. А.П.Жданова»
 ___________
Н.А.Селезнёв
«__»_____20 г.








Авторская адаптационная педагогическая разработка
«Адаптация к школе»
для обучающихся 1 класса
направление – духовно – нравственное









Автор разработки:
Долгова Полина Юрьевна,
Педагог – психолог МБОУ
«СОШ №31 им. А.П.Жданова»


2014г
г. Братск
Пояснительная записка
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Большая часть жизни первоклассника связана с игрой. Игра для них – один из главных способов постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими предметами, изучает мир человеческих взаимоотношений, утверждается в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому, программа, разработанная мной по адаптации учащихся к школе, построена на игровом материале. В ней содержатся игры и упражнения на развитие основных психических процессов детей: внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения на развитие межличностных отношений в коллективе и т.д. В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, попытаться понять, как устроен мир вокруг него, найти себе друзей среди сверстников и ребят, которые находятся рядом.
           Поставим себя на место ребенка, строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил очень непросто. Он становится учеником, который впервые переступает порог школьного здания. Что мы знаем про него? Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо научиться. Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.  Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм. И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется. Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке цикла психологических занятий для детей, только что переступивших порог школы.
Основной целью этого цикла является психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. Решаются следующие задачи:
формирование адекватного представления о школьной жизни; осознание ребенком специфики позиции школьника;
выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни; повышение школьной мотивации.
Занятия проводятся по группам.
Кол-во участников в группе: 7 - 10 человек.
Продолжительность одного занятия 1 час.

Ход занятия:
Ритуал приветствия
Разминка
Основное содержание:
Рефлексия: понравилось или нет. Почему?
Смысловое содержание: Почему это делали? Для чего мы играли? Если в группе есть учащиеся, которые плохо адаптировались к школе, занятия могут быть продолжены (в групповой или индивидуальной форме).

Основные разделы и темы

Тема
Цель
Кол-во часов

1
Знакомство. Я+Ты=Мы.
Познакомиться с детьми, организовать общение между ними так, чтобы в группе складывались благоприятные отношения

1

2
Школа и школьные правила.
Познакомить детей со школой, правилами для учащихся

1

3
Я и ты = школа.
Познакомить учащихся со школой, с работниками, работающими в школе, со школьными законами и традициями в виде приключения
1

4
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.
Развитие памяти, мышления, восприятия, речи учащихся посредством игры

1

5
Развиваем пальчики рук
Посредством игр и упражнений развивать мелкую моторику рук учащихся, мыслительные процессы.

1

6
Штрихуем контурно – изобразительные предметы.
Научить детей штриховать в зависимости от направления контура. Развитие мелкой моторики рук.

1

7
Дорисуй предмет.
Помочь поверить в собственные силы. Снять недоверие к собственной руке, коррекция и развитие воображения учащихся. У аутичных детей – предотвратить вторичный дефект – эффективность.

1

8
Путешествие в осенний лес.
Коррекция познавательных процессов учащихся, адаптация их к школе.
1

9
Скоморошки. Игра на свежем воздухе.
Развитие познавательных процессов учащихся младших классов с помощью игр и упражнений, умение действовать в коллективе сверстников.
1

10
Путешествие по сказкам.
Адаптация учащихся к школе, формирование позитивного отношения к коллективу сверстников.
1

11
Веселое космическое путешествие в созвездие знаний. Итоговое занятие.
Подведение итогов проведённых коррекционно-развивающих занятий.

1

Итого: 11 занятий по 1 часу.



Занятие 1   Тема: Знакомство. Я  +  ты = мы.
Задачи: 1. Разучить игры на знакомство. 2.  Рассказать о том, как должны обращаться дети друг к другу, к учителям   и работникам школы.
Материал: стулья для каждого ребёнка и для ведущего.
Подготовка  к  занятию:
Подобрать для занятия игры и упражнения на знакомство.
Подобрать упражнения для пальчиковой гимнастики.
Подобрать музыку для музыкального сопровождения занятия.
Подобрать загадки для игры.
Продумать систему цветового оформления занятий.
 
Схема  проведения  занятия:
Ведущий   занятия   –   Психолог  проводит  с   ребятами вступительную беседу.
Отрабатывается приём, что необходимо делать, в случае, если ребёнок не понял или не расслышал, сказанное учителем.
Приведем пример истории, который можно использовать на занятиях. Однажды четыре маленьких крокодила пришли записываться в школу. Они очень волновались и очень хотели поскорее стать настоящими школьниками. В школе их встретила учительница. Она приветливо улыбнулась, поздоровалась и спросила крокодильчиков, как их зовут. Но крокодилы так волновались, что не расслышали вопроса учительницы. Первый крокодил (лучше всего использовать на занятиях одни и те же игрушки и дать им имена) засмущался и ничего не сказал. Второй на всякий случай громко крикнул: «Мне шесть лет!» Третий широко открыл глаза и спросил: «Чего?» А четвертый вежливо сказал: «Я не понял, повторите, пожалуйста». Учительница улыбнулась и еще раз громко и четко спросила: «Как вас зовут?» И каждый крокодил назвал свое имя. Далее дети называют свое имя.
Упражнение 1. «Непонятные вопросы»
Здесь моделируются те возможные трудности в ситуации собеседования, о которых уже говорилось выше: ребенок не понял задания или не расслышал его. Игра проводится следующим образом. Дети стоят или сидят в кругу. Педагог держит в руках мяч, который он бросает кому-либо из детей, и задает «непонятный» вопрос. «Непонятность» может заключаться в очень быстром темпе речи или использовании неизвестных ребенку слов родного или иностранного языка (У тебя есть sister?). Задача ребенка отреагировать одной из отработанных стереотипных речевых реакций типа «Я не понял, повторите, пожалуйста» и бросить мяч обратно. После этого педагог формулирует вопрос в понятной для ребенка форме и снова бросает мяч тому же ребенку. Теперь ребенок может ответить на заданный вопрос. На занятии также рассматриваются следующие ситуации:
а) знакомство (как познакомиться с одноклассниками);
б) просьба (как попросить ручку и т.п.);
в) вопрос к взрослому или ребенку (о том, как пройти в нужное место и т.п.).

Упражнение 2.  «Назови имя»
Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга. У него в руках мяч. Он по очереди бросает мяч игрокам. Тот, кому бросают мяч, поймав его, называет своё имя.

Упражнение 3. «Снежный ком»
Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, запоминании их. Учащиеся сидят в кругу. Ведущий объясняет условия игры. Первый игрок называет своё имя. Следующий за ним игрок повторяет имя первого ученика и называет своё имя. Третий игрок называет имена двух предыдущих игроков и добавляет своё имя. Игра продолжается до тех пор, пока все имена не будут запомнены.
Упражнение 4. «Больше всего я люблю»
Учащиеся сидят в кругу. Ведущий начинает игру со слов больше всего я люблю И добавляет к этой фразе то, что он на самом деле любит (это может быть какое – то действие, или блюдо, или любимый предмет, или человек). Следующий игрок повторяет эту же фразу «Больше всего я люблю » и добавляет к ней что-нибудь своё и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не скажут о том, что они любят.
Упражнение 5. «Пальчиковая гимнастика»
Ведущий даёт задание учащимся, они его выполняют:
Руки положить на стол, ладонями вниз. Одна рука сжимается в кулак, другая одновременно расправляется.
Ладонь – кулак – ладонь – ребро – Действия выполняются по команде, руки при этом лежат на столе.
К большому пальцу прикасаться поочерёдно всеми пальцами. Действия производить, увеличивая темп.  
 Упражнение 6. «Загадки»
1. На сметане мешён, на окошке стужён,      Круглый бок, румяный бок, покатился .   (Колобок)
2. Бабушка девочку очень любила,      Шапочку красную ей подарила.      Девочка имя забыла своё,      А ну, подскажите имя её...         (Красная шапочка)
3. Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,      Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.      Трое их – и до чего же, братья дружные похожи.      Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?           (3 поросёнка)
4. Лечит птичек и зверей, лечит маленьких детей,       Сквозь очки свои глядит, добрый доктор     (Айболит)
5. Хвост пушистый, мех золотистый,      В лесу живёт, в деревне кур крадёт         (Лиса) 6. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный?     (Волк)
Упражнение 7. « Запомни и повтори ритм»
Психолог отстукивает определённый ритм и предлагает учащимся по очереди его повторить. Затем ритм отстукивает кто-нибудь из учащихся и дети по очереди его повторяют.

Упражнение 8. «Море волнуется»
Игра проводится в комнате, Дети стоят в любом порядке, покачиваются на месте, руки у них подняты вверх. Они громко хором повторяют слова за психологом: Море волнуется раз, море волнуется два, Море волнуется три, морская фигура на месте замри !
После этих слов все игроки замирают на месте, изображая какую-нибудь фигуру. Водящий ходит по комнате и выбирает ту фигуру, которая ему больше всего понравиться. Этот человек становится водящим. Все остальные «оживают» по команде « Отомри!». Игра начинается сначала.

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Ритуал прощания.
   
Занятие 2   Тема: Школа и школьные правила.
Задачи: 1. Разучить игры, способствующие восприятию и усвоению школьных правил. 2.  Рассказать о том, как должны обращаться дети друг к другу, к учителям   и работникам школы. 3. Рассказать об уроках и переменах. Что «можно» и что «нельзя».
Схема  проведения  занятия:
Психолог: Ребенок получает и осмысливает конкретную информацию об устройстве школьной жизни. В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся, читают, считают, пишут, во время перемены играют, разговаривают, готовятся к уроку. На уроке отвечают на вопросы учителя. Если ученик хочет что-то спросить у соседа, то он должен говорить тихо. На вопрос учителя нужно отвечать громко. На перемене тоже можно говорить громко. Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи.
Упражнение 1. «Кто где?»
         Дети получают следующее задание: «Вот тебе лист бумаги. Он разделен пополам. Нарисуй на одной половинке школьника, а на другой дошкольника. Сделай это так, чтобы можно было сразу догадаться, кто где нарисован. Никому не говори, кого где ты нарисовал». По завершении рисования мы садимся в круг. Дети по очереди показывают свои рисунки, а задача группы догадаться, где нарисован школьник, а где дошкольник. Как показывает наш опыт, на первых занятиях между двумя рисунками либо совсем не имеется существенных различий, либо дошкольник рисуется маленьким, а школьник большим. Рисунки на ту же тему, сделанные по завершении всего цикла занятий, свидетельствуют об осознании детьми принципиальных различий между двумя социальными ситуациями: школьник, как правило, изображается в школе на уроке и обладает школьными атрибутами (портфелем, учебниками и т.п.), а дошкольник рисуется в игровой ситуации.
Упражнение  2. «Я положу в свой в портфель»
           Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я положу в свой портфель...» и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.
Упражнение 3. «Что лежит в портфеле?»
              Дети стоят в кругу. Ведущий бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич и т.д. Если по мнению ребенка этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет ловить мяч не нужно.
Упражнение 4. «Тихо громко»
            Ведущий произносит незаконченные предложения, например, «Когда ты на уроке, ты разговариваешь...» Задача детей крикнуть: «Громко!» или прошептать: «Тихо».
Упражнение 5. «Урок и перемена»
Эта игра имеет два варианта. На начальном этапе она заключается в том, что ведущий называет различные формы деятельности («Ты читаешь, ты пишешь, ты играешь...»), а дети отвечают, когда они этим занимаются: «На уроке!» или «На перемене!» Затем, когда дети располагают достаточными знаниями о формах деятельности, соответствующих уроку и перемене, игра меняется. Ведущий, обращаясь к одному из детей, говорит: «На уроке...» или «На перемене...», а ребенок называет, чем он может заниматься в названное время, например: «Я слушаю учителя» или «Я разговариваю с другом».
Упражнение 6. «Круги и квадраты».
           На занятиях можно использовать внешние средства организации поведения: геометрические фигуры круги зеленого и красного цвета. Они опосредуют общение взрослого и ребенка в доступной для ребенка форме. Таким образом, ребенок приспосабливается к принятию школьных правил, регулирующих отношения учитель ученик. Круги используются при индивидуальной работе детей с письменными заданиями доступной сложности. Важно, чтобы дети могли работать с ними индивидуально в оптимальном для каждого ребенка темпе. Дети получают следующую инструкцию: «У тебя есть круги разных цветов. Представь себе, что ты шофер и должен смотреть на цвета светофора. Когда горит красный свет, ты должен стоять и выполнять задание. А когда твое задание завершено, и ты готов ехать дальше, ты зажигаешь зеленый свет». В начале работы дети кладут на стол красный круг. По ее завершении они кладут зеленый круг. Тем самым снимается типичная дисциплинарная проблема: ребенок, завершивший задание, либо зовет взрослого: «А я уже все!», либо отвлекает соседей. Кроме кругов дети получают квадраты. Квадрат это просьба о помощи. Мы говорим ребенку: «Если ты испытываешь затруднения, просто подними квадрат». Можно использовать и еще одну форму работы с кругами. Это беседы, в которых дети отвечают на вопросы психолога с помощью кругов, при этом красный круг означает «Нет», а зеленый круг «Да». Вопросы могут быть следующих видов. Вопрос с единственно правильным ответом (Снег белый? Мышь больше кошки?). Это наиболее простой вид вопросов, так как он оставляет возможность сверить свои ответы с ответами других детей.
Вопрос, на который разные дети могут дать разные ответы (Ты мальчик? Тебе пять лет?).
Вопрос-ловушка, то есть вопрос, на который нельзя ответить «Да» или «Нет» (Какое сейчас время года? Как тебя зовут?). В этом случае дети должны поднять обе руки вверх.
 
Рефлексия. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

Занятие 3   Тема: Я и Ты = Школа. Экскурсия по школе.
Задачи :   1.  Подобрать задания для игры – путешествия. 2.  Познакомить ребят со школьными заповедями и традициями. 3. Провести экскурсию по школе и рассказать о людях, которые в ней работают.
Подготовка  к  занятию:
1.  Сделать маршрутные листы – задания для учащихся. 2.  Договориться с работниками школы о том, что к ним будут приходить дети.
Схема  проведения  занятия:
Экскурсия по школе. Знакомство с работниками школы.
Игра – путешествие 1. «Мы-разведчики».  Учащиеся делятся на небольшие команды по 3 – 4 чел.  Психолог раздаёт им карты игры путешествия, на которых написаны вопросы о школе, о людях, работающих в школе. Дети должны ответить на поставленные вопросы.   
Упражнение 2. «Любимое  место в  школе». Учащиеся возвращаются после экскурсии в кабинет психолога. Психолог раздаёт листы бумаги, карандаши. Задание заключается в следующем: Дети должны изобразить на своих листах бумаги школу, людей, работающих в школе или то, что им больше всего понравилось или запомнилось.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.



Занятие 4   Тема: учиться   будем   весело, чтоб   хорошо   учиться.
Задачи :  1.  Подобрать игры и упражнения для занятия. 2. Научить детей отвечать на поставленные вопросы, работать в коллективе, не перебивая друг друга и не выскакивая с места. 3.   Повторить цветовую гамму с учащимися. 4.   Повторить с учащимися основные цвета светофора и их значение для пешеходов и водителей.
Материал :   чистая бумага, простые и цветные карандаши, мяч.
Подготовка  к  занятию :
1. Листы чистой бумаги разрезать на равные части. 2. Подобрать записи на аудиокассетах, подготовить к работе магнитофон. 3.  Сделать кружки с цветами светофора: красный, жёлтый, зелёный.
Схема  проведения  занятия:

Упражнение 1. «Считалки»
 Послушайте стихи – загадки. Подберите подходящее по смыслу слово.                        Ра, ра, ра – начинается     (ИГРА) Ры, ры, ры – у мальчика  (ШАРЫ) Ро, ро, ро – у Раи новое (ВЕДРО) Ре, ре, ре – стоит домик на (ГОРЕ) Ар, ар, ар – кипит наш (САМОВАР) Ор, ор, ор – созрел красный (ПОМИДОР) Ир, ир, ир – мой папа (БРИГАДИР) Арь, арь, арь – на стене висит (ФОНАРЬ)
Игры, представленные ниже, можно проводить с гладким или массажным мячом для развития регуляции, координации, ловкости движений, коррекции внимания.

Упражнение 2. «Времена года»
Ведущий называет по очереди Времена года. Кидает мяч игроку и называет ему время года. Дети должны вспомнить приметы данного им времени года, предметы, относящиеся к данному Времени года, месяцы  и т.д.     
  
Упражнение 3. «Распознание цветов и оттенков». 
Психолог раздаёт детям листы бумаги и цветные карандаши. Он рассказывает детям о том, какие цвета бывают. И даёт задание разукрасить предложенную им радугу. Дети разукрашивают данные им картинки.

Упражнение 4. «Найди лишнее слово».
кошка, собака, лошадь, Комар
ландыш, колокольчик, роза, Яблоня
самолёт, вертолёт, воздушный змей, Лодка
январь, июль, сентябрь, Зима
скакалка, мячик, кукла,  платье
Упражнение 5. «Съедобное - несъедобное».
Игру можно проводить с мячом или без него.  Водящий произносит любое слово и при этом бросает мяч игроку. Если слово обозначает то, что можно кушать, то игрок должен поймать мяч, если же слово обозначает не съедобный предмет, то игрок не ловит мяч. Если игрок допускает ошибку, то он остаётся стоять на месте, если же он всё сделает правильно, то продвигается на шаг вперёд. Побеждает игрок, который первым дойдёт до ведущего.

Упражнение 6. «Светофор»        
Водящий объявляет громко любой цвет светофора. Если он называет красный цвет – все игроки стоят на месте, если жёлтый – все двигаются не сходя с места, ну а если же он называет зелёный цвет, то игроки двигаются по комнате в любом порядке.

Упражнение 7. «Аукцион слов» ( апельсин – ноготки – иголка и т.д.).
Игроки по очереди называют слова. Каждое следующее слово начинается на последнюю букву предыдущего. Выигрывает тот игрок, который последним называет слово в цепочке всех слов.

Упражнение 8. «Обобщение предметов»
1)  Лена, Света, Таня – это     (ИМЕНА) 2)  А, В, С, Ц, П  -- это    (БУКВЫ) 3)  Понедельник, среда, пятница – это (ДНИ НЕДЕЛИ) 4)  Москва, Чебоксары, Ленинград – это  (ГОРОДА) 5)  Морковь, свёкла, лук, огурцы – это (ОВОЩИ) 6)  Стол, диван, кровать, тумбочка – это (МЕБЕЛЬ) 7)  Грабли, лопата, мотыга – это (САДОВЫЙ  ИНВЕНТАРЬ) 8)  Яблоко, банан, апельсин – это (ФРУКТЫ) 9)  Кукушка, аист, воробей, ворона – это (ПТИЦЫ) 10)  Ель, сосна, берёза – это  (ДЕРЕВЬЯ)

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Ритуал прощания.
 
Занятие 5   Тема: «Развиваем пальчики рук».
Задачи:   1.   Подобрать игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, на развитие речи, мышления. 2. Научить детей выполнять графические задания, данные по образцу. 3. Научить детей правильно держать в руках карандаш и проводить им линии по данному образцу.
Материал:   цветные карандаши, простые карандаши, листы бумаги, заготовки рисунков овощей, листы бумаги с графическими заданиями.
Схема  проведения  занятия:

Упражнение 1. Сказка о желтом цыпленке.
« Жил – был маленький жёлтый цыплёнок. И были у него мама (большой палец)  и папа (средний палец). На день рождения цыплёнку подарили большую конфету – карандаш, которая была очень тяжёлой. Решили положить её на папу – средний палец, а мама – большой палец сверху придерживает, а цыплёнок клюёт указательным пальцем ».
Так ребёнок обучается свободно держать карандаш, не прогибая от напряжения указательный палец в фаланге.
Пальчиковая гимнастика: «Кулачки – ладошки»  (выполняется двумя руками 10 раз) «Большой палец здоровается со своими братьями» (2 раза каждой рукой).

Упражнение 2. «Засолка капусты»        
Дети сначала по подражанию взрослому, затем самостоятельно выполняют движения одновременно с проговариванием текста игры:
«Мы капусту рубим » - движения кистями и ладонями.
«Мы морковку трём » - пальцы сжать в кулаки, движения от себя, к себе.
«Мы капусту солим » - пальцы собраны в щепотку.
«Мы капусту жмём » - движения пальцами рук: сжимаем, разжимаем.

Упражнение 3. «Огуречик»
Дети выполняют движения пальцами под текст русской песенки. Огуречик, огуречик   -- правая рука сжата в кулак, большой палец поднят вверх. Не ходи на тот конечик – движения « шаги » указательного и среднего пальцев обеих рук. Там мышка живёт – пальцы левой руки охватывают мизинец правой. Тебе хвостик отгрызёт.

Упражнение 4. «Назови и запомни овощи»
Учащимся дан рисунок, на котором изображены следующие овощи:
Картофель - Помидор
Огурец - Тыква
Морковь - Арбуз
Психолог : Рассмотрите внимательно рисунок. Какие предметы изображены на нём ? Нарисуй от точки на морковке – короткие чёрточки,  на картофелинах – точки,   На огурцах – линии.   Раскрась линии.
                [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
 
Упражнение 5. «Загадки».
1)  Ростом мал, да удал, от меня ускакал.        (МЯЧ)  2)  Пляшет крошка, а всего одна ножка.          (ЮЛА) 3)  Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.    (СОБАКА) 4)  Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьёт, песенки поёт.     (КОШКА) 5)  Летом ходит без дороги, возле сосен и берёз,       А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.    (МЕДВЕДЬ) 6)  Поверну волшебный круг и меня услышит друг.    (ТЕЛЕФОН)

Упражнение 6. «Мы рисуем» ( Графическое задание ).
Учащимся раздаются листы бумаги, на которых даны ряды изображений. Им даётся задание закончить данные линии по образцу, не нарушая закономерности.
                [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Ритуал прощания.


Занятие 6   Тема: «Штрихуем  контурно – изображённые предметы».
Задачи:   1.  Научить детей рисовать картинку по данному им контуру. 2.  Научить детей рисовать рисунки по данной линии. 3.  Научить ребёнка различным видам штриховок, в зависимости от их направления.
Материал: Тонкие листы бумаги, пастовые ручки или цветные карандаши.
Подготовка  к  занятию: 1.  Листы с контурным изображением предметов из геометрических фигур. 2.   Листы с контурным изображением разных линий: 1) замкнутых петлеобразных;   2) спиралеобразных.     3.    Листки с картинками, нарисованными пунктиром.
Схема  проведения  занятия:

Упражнение 1. «Выложи сам»
         Ребёнку даётся контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, а также набор этих фигур. Необходимо выложить изображение из этих фигур. Сложность работы зависит от того, какое количество фигур дают ребёнку.
 
Упражнение 2. «Нарисуй по линиям»
Психолог рисует образец:
1) замкнутые петлеобразные линии, ребёнок срисовывает с образца и заканчивает картинку. Улитка     -         цветок     -        недовязанный носок       -        солнце.        
2) Рисование спиралеобразных линий:
 Пчела     -        Бабочка   -       дым из трубы       -        змея.
 
Упражнение 3. «Заштрихуй  картинку» Психолог раздаёт детям листочки, на которых изображены штрихами картинки. Ребёнок должен соединить все точки, чтобы получилась картинка и заштриховать её по образцу, который даёт психолог.
 
Подведение итогов занятия. Цветовое оформление занятия. Ритуал прощания.

Занятие 7   Тема: Дорисуй  предмет. Цветовое  изображение предметов.
Задачи:   1.  Научить ребёнка рисовать линии на бумаге: ломаные, замкнутые, дугообразные и т.д. 2.  Научить ребёнка выполнять работу под диктовку взрослого. 3.  Научить детей различать основные цвета. 4.  Научить ребёнка распознавать основные геометрические фигуры : круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Материал:  листы бумаги, простые карандаши, цветные карандаши.
Подготовка  к  занятию:
1.Начертить на листах бумаги различные линии по заданиям для учащихся. 2.Нарисовать на листах бумаги радугу по количеству учащихся. 3.Нарисовать на листах бумаги квадраты с геометрическими фигурами внутри по количеству учащихся.
Схема  проведения  занятия:
Упражнение 1. «Нарисуй  линию»
Психолог даёт задание всем учащимся:
Провести линию в направлении: от себя, к себе, дугообразную.
Психолог рисует элемент и предлагает ребёнку дорисовать его до получения образа, уточняя «Кто это ?»  или  « Что это ? » Рисование овалов, кругов, их сочетаний.
Клубничка    -      Жучок    -        Цыплёнок     -        Рыбка     -      Пингвин. 
Рисование различных линий. Волна     -          Округлая линия        -          Напряжённая линия.

Упражнение 2. «Дорисуй  картинку»
Психолог даёт каждому ребёнку изображение геометрических фигур, линий  (в 9 квадратах). В каждом квадрате ребёнок должен нарисовать картинку.
             [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Упражнение 3. «Волшебная  палитра»
Детям предлагается изобразить красками на листе бумаги (Возможна совместная деятельность) :
Какого цвета летнее небо
Какого цвета яркое солнышко
Какого цвета листва на деревьях
Какого цвета радуга на небе
Какого цвета земля и т.д.
Упражнение 4. «Коврик для нас»
Ребёнку предлагается сделать коврик: В середине должен быть большой круг. Сверху – 4 квадратика. Снизу – 4 треугольника. Слева – 3 овала. Справа – 3 прямоугольника. Коврик рисуется на листе бумаги. Затем все фигурки, изображённые на коврике, разукрашиваются.
 
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 8   Тема: Путешествие в осенний лес.
Задачи:  1.  Развитие воображения, мышления, памяти, восприятия учащихся с помощью игр и упражнений.  2.   Научить детей с любовью относиться к родной природе, к растениям и жителям леса. 3.  С помощью специальных методов и приёмов расширить кругозор детей.
Материал:  картинки с изображением животных и птиц, обитающих в наших лесах; цветные карандаши, листы чистой бумаги, пластинка с записью фрагмента Чайковского «Времена года », проигрыватель.
Подготовка  к  занятию: 1. Найти картинки с изображением: зайца, белки, волка, лисы, дятла,   медведя. 2. Найти пластинку с записью фрагмента «времена года» п. И. Чайковского. 3.  Поискать материал на тему «осень в лесу» для вступительной беседы с учащимися. 4.  Найти аудиокассету с записями пения птиц, журчания ручья, шума  леса.
Схема  проведения  занятия:

Вступительная беседа.
Психолог: Мы отправляемся с вами в воображаемую пешеходную   прогулку по осеннему лесу.  ( Загадка об осени).
Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. (ОСЕНЬ)
Как   вы   думаете,   ребята, есть ли в нашем  лесу медведи,  зайцы     ( НЕТ ) А есть ли в нашем лесу белки, дятлы ?   ( Да, есть ) Как вы должны одеваться осенью, а если вдруг на улице идёт дождь?  (Дети отвечают на вопросы психолога)

Новый материал. 
Психолог: Каждый день, каждую ночь отправляются в путь крылатые странники. Летят не спеша, потихоньку, с долгими остановками – не то что весной.  Видно не хочется им расставаться с Родиной.
Порядок перелёта не такой, как весной : Сейчас первыми летят яркие, пёстрые птицы, последними трогаются те, что прилетели весной первыми : зяблики, жаворонки, чайки. У многих птиц вперёд летят молодые; у зябликов самки раньше самцов. Кто посильней и выносливей, дольше задерживается. Большинство птиц летит прямо на юг – во Францию, Италию, Испанию, на Средиземное море, в Африку. Некоторые – на восток: через Урал, через Сибирь в Индию, даже в Америку. Тысячи километров мелькают внизу.
Каких вы знаете перелётных птиц?
Какие птицы первыми покидают родину?
Куда летят птицы? Где пережидают зимние холода?
Вопросы детям:         Кто провожает нас на прогулку?
Какая погода вам больше нравится ?
Психолог рассказывает о деревьях, которые растут в нашем лесу, о птицах, животных. Рассказывает какие изменения происходят в лесу осенью. Какие птицы улетают на юг, как звери готовятся к зиме, как меняются деревья осенью. Психолог: (Предъявляется картинка "Осень в лесу").
           [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
                 Необходимо составить рассказ по картинке о деревьях нашего леса: Посмотрите, ребята на это дерево. Не смотря на то, что все деревья меняют цвет своего наряда, это деревце стоит  всегда зелёное, даже зимой, когда все деревья сбрасывают свою листву, оно стоит пушистое и красивое и радует нас своим появлением в нашем доме на Новогодний праздник. Что это за деревце? (Дети хором отвечают на вопрос психолога )
Психолог: Ёлочка зелёная, смолистая, иглистая, колючая, пахучая Здравствуй!   Поздоровайтесь и вы, ребята, с ёлочкой  (Дети хором здороваются с ёлочкой).
Можно ли ощутить, что ёлочка колючая, смолистая?
Можно ли почувствовать её запах? Вы чувствовали такой запах, когда танцевали вокруг ёлки в новогоднем хороводе.
Психолог: Мы засмотрелись на лесную красавицу и вдруг увидели кого-то на дереве. Послушайте и скажите, кто это?
Кто в беретке ярко-красной В чёрной курточке атласной, На меня глядит, глядит, Всё стучит, стучит, стучит?            (ДЯТЕЛ)
// Психолог показывает рисунок с изображением дятла //.
Как вы догадались что это дятел?
Психолог: А теперь послушайте ещё одну загадку и скажите, о каком обитателе леса здесь идёт речь?     ( Загадка про белку ): Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В лесу на старом дубе, Орешки я грызу.                 ( БЕЛКА )

Упражнение 1. «Бывает,   не  бывает»
Ведущий называет что-либо, а дети хором говорят « Бывает – не бывает» такое в жизни. 
НАПРИМЕР: Волк бродит по лесу  ( БЫВАЕТ), Волк на дереве сидит  ( НЕ  БЫВАЕТ ),   Воробей улетает зимой на юг (НЕ  БЫВАЕТ ),   Медведь по небу летает  ( НЕ  БЫВАЕТ ),  Дятел стучит по дереву  ( БЫВАЕТ ),  Девочка гуляет по лесу  ( БЫВАЕТ ), Белка скачет по деревьям (БЫВАЕТ), Заяц жуёт кору деревьев (БЫВАЕТ).

Упражнение 2. «И  Мы»
Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы психолога словами «И мы», разумеется только в тех случаях, когда такое завершение является логическим.
НАПРИМЕР, Я пришла в лес (И мы). И увидела в лесу белку (И мы). Я подошла поближе (И мы). И стала следить за белкой (И мы). Белка взобралась на дерево (И мы). Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост  ( ? ). Завершение « И мы» является невозможным в конце второго предложения.


Осенние приметы леса. 
1) Гром в сентябре предвещает тёплую осень. 2)  Паутина стелется по растениям – к теплу. 3)  В лесу много рябины – осень будет дождливая, если мало – сухая. 4)  Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме. 5)  Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает не чисто – жди суровой зимы. 6)  Много желудей на дубу – к лютой зиме. 7)  Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы. 8)  Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме. 9)  Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме.

Упражнение  3. «Волшебный лес»
Психолог предлагает детям дорисовать незаконченные фигурки, превратив их в цветы, деревья, бабочек, птиц, животных.  
Прослушивание музыкального фрагмента Чайковский « Времена года ».
Психолог : Ну вот, совершили мы воображаемую экскурсию в лес. Настала пора возвращаться домой. На экскурсии было хорошо, но мы с вами не раз ещё отправимся в лес и на настоящую прогулку. Но навсегда надо запомнить, что надо беречь деревья, не пугать животных и птиц, потому что они приносят людям пользу.  Очень долго мы будем помнить и чувствовать лесные запахи и слышать пение лесных птиц. Нам надолго запомнится красота и прелесть этой чудесной прогулки. // Звучит в записи шум леса, пение птиц, журчание лесного ручья //

Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

Занятие 9   Тема:  Скоморошки. Игровое занятие на свежем воздухе.
Задачи:  1.  Научить детей внимательно слушать инструкцию взрослого и выполнять действия, необходимые по данной инструкции. 2.  Научить ребят действовать в группе. 3.  Развитие памяти, мышления, внимания, восприятия через различные игры и упражнения.
Материал: мяч, скакалки, кегли, кольцеброс, платки для завязывания глаз.
Схема  проведения  занятия:

Упражнение 1. «Перелётный  колокольчик»
Играющие выбирают водящего. Одному из участников вручается колокольчик или погремушка. По сигналу, играющие разбегаются в разные стороны. Задача водящего: догнать и запятнать игрока с колокольчиком. Но играющие на бегу передают колокольчик друг другу и водящему приходится догонять то одного, то другого, Если водящему удаётся запятнать игрока, тот становится водящим.

Упражнение 2. «Войди  в  круг»
Играющие плечами касаясь друг друга, образуют плотное кольцо. Один из игроков, находясь за пределами этого кольца, стремится проникнуть в круг, тогда как остальные препятствуют этому.
Затем, с тем же игроком игра проводится ещё раз, только теперь он находится в центре круга. Его задача: выйти из круга.
Игру желательно провести со всеми участниками. Она поможет определить стиль взаимоотношений в коллективе.

Далее играем в игры:
Игра  «Жмурки»
Одному из игроков завязывают глаза. Он – водящий. Остальные участники убегают от водящего, который должен задеть одного игрока рукой или поймать его. Тот, кого заденет водящий сам становится водящим.

Игра «Угадай слово»
Игра способствует развитию навыков классификации, выделении наиболее значимых признаков, выработке оптимальной стратегии продвижения « по дереву понятий ». Учащимся предлагается угадать название произвольно выбранного предмета, задавая при этом уточняющие вопросы, на которые можно ответить только « Да » или «Нет».

Игра  «Паровозик»
Учащиеся выстраиваются по одному в линию и берут друг друга за талию, изображая паровозик. Все игроки, кроме первого, закрывают глаза. Первый игрок « Паровоз » преодолевает различные препятствия и предупреждает об этом остальных игроков каким-либо знаком (говорить о том, какое препятствие на пути нельзя). Препятствия могут быть следующие : Пройти через лужицу, перепрыгнуть через канавку и т.д.

Игра  «Ручеек»
Игроки становятся парами в линию. Один игрок стоит без партнёра: он водящий. Водящий стоит спиной к игрокам. Он идёт между парами игроков и выбирает себе партнёра. Тот игрок, который остаётся без пары становится водящим. Игра начинается снова.

Игра  «Хали - хало».
Играющие стоят в кругу. Водящий стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч вверх и называет чьё-нибудь имя. Тот игрок, чьё имя было названо, должен поймать мяч и сказать «Стоп!». После этих слов все игроки должны остановиться. Водящий делает несколько шагов в сторону одного из игроков. Потом кидает в этого игрока мячом и все игроки бегут в сторону круга. Если водящий попадает в игрока, он должен взять мяч и сказать «Стоп!». При этом все игроки, которые не смогли добежать до круга, останавливаются. Игрок с мячом делает несколько шагов в сторону одного из игроков и кидает в него мяч и т.д.

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 10   Тема: Путешествие  по  сказкам.
Задачи:  1.  Научить детей действовать по определённым правилам. 2. Формирование совместных действий в коллективе сверстников с помощью игр и упражнений. 3.  Приобщение детей к чтению книг. Материал:  игровое поле, на котором изображены отрывки из сказок, по которым ребята собираются путешествовать, кассеты с записями отрывков сказок, стулья, цветные и простые карандаши, листы бумаги.
Подготовка  к  занятию:
1.  Листы с изображением рисунков для каждого учащегося. 2.  Игровое поле с рисунками отрывков из сказок. 3.  Подобрать кассеты с записями отрывков из сказок.
Схема  проведения  занятия:

Сказка «Василиса Прекрасная».
Психолог: Василиса Прекрасная была большой искусстницей. Она умела вышивать ковры небывалой красоты. В данном конкурсе предлагается нарисовать рисунки по данному образцу и заштриховать их различной штриховкой.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]                                   
 
         [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]                        
Сказка «Винни Пух и все, все, все».
Психолог:  Главный герой сказки Винни Пух любил рассказывать разные истории о себе и своих друзьях, он был очень любознательным. У Винни – Пуха было очень много друзей. Среди них: Пятачок, Ослик Иа, Сова, Кролик, и др. Психолог: Сейчас вам будут заданы вопросы, которые придумал Винни Пух, на которые вы попытаетесь ответить.
Вопросы учащимся:
Назовите времена года, которые вы знаете.
Назовите цвета радуги, которые вы знаете.
Назовите месяцы года, которые вы знаете.
Назовите дни недели, которые вы знаете.
Назовите виды транспорта, которые вы знаете.
Назовите животных: домашних  и  диких, которых вы знаете.
Назовите птиц, которых вы знаете.
Назовите деревья, которые вы знаете.
Назовите игрушки, которые вы знаете.
Сказка «Огниво».
Психолог: В подземелье, где старая баба-яга спрятала огниво и деньги, и куда спустился солдат, сидели 3 собаки. Они были уверены, что любой вошедший в подземелье – лишний. В этом конкурсе участники должны определить лишнее из 4-х данных слов. Психолог называет 4 слова, а учащиеся называют лишнее слово.
1)  Роза,     кактус,     собака,     колокольчик 2)  Автобус,     трамвай,      школа,     автомобиль  3)  Чайник,     аквариум,     кастрюля,      самовар      4)  Кошка,      корова,     собака,     ромашка 5)  Тетрадь,     пенал,     книга,      кукла 6)  Река,     озеро,     поляна,     океан 7)    Домик,  дача,  телевизор,  палатка 8)  Одуванчик,   василёк,    самовар,   ландыш.

Сказка «Малыш и Карлсон».
Психолог: Карлсон был великим проказником и очень любил играть и шалить. Вместе с Малышом они очень любили играть в различные игры. Сейчас и мы с вами тоже  поиграем в игры.
Игра «Эхо».
Собирайся детвора    (ДЕТИ:  Ра – ра) Начинается игра    (ДЕТИ:  Ра – ра) Да ладошек не жалей   (ДЕТИ: Лей – лей) Бей в ладошки веселей  (ДЕТИ: Лей – лей) Сколько времени сейчас  (ДЕТИ: Час – час) Сколько будет через час  (ДЕТИ: Час – час) И неправда будет два  (ДЕТИ:  Два – два) Думай, думай голова   (ДЕТИ: Ва – ва) Как поёт в селе петух  (ДЕТИ: Ух – ух) Да не филин, а петух   (ДЕТИ: Ух – ух) Вы уверены, что так?   (ДЕТИ: Так – так) А на самом деле как?    (ДЕТИ: Как – как) Сколько будет дважды два?  (ДЕТИ: Два – два) Ходит кругом голова   (ДЕТИ: Ва – ва) Это ухо или нос //показывает на ухо //  (ДЕТИ : Нос - нос) Или может сена воз (ДЕТИ: Воз – воз) Это локоть или глаз //показывает на локоть // ( ДЕТИ : Глаз - глаз) А вот это что у нас? // показывает на нос // (ДЕТИ : Нас – нас) Вы хорошие всегда? (ДЕТИ: Да – да) Или только иногда?  ( ДЕТИ: Да – да) Не устали отвечать?  (ДЕТИ: Чать – чать) Разрешаю помолчать  (ДЕТИ: Чать – чать).

Игра «Поменяйся  стульями».
Подвижная игра. Учащиеся сидят на стульях. По команде водящего (Он называет 2-х игроков по именам) игроки, которых он назвал должны поменяться стульями. Задача водящего: занять место одного игрока. Тот, кто не успел сесть на стул становится водящим.

Сказка « Незнайка и его друзья »
Психолог: Незнайка был великим выдумщиком и фантазёром. Он со своими друзьями часто отправлялся в великолепные путешествия. И мы с вами сейчас попутешествуем, но не выходя из этой комнаты. Давайте поиграем с вами в игры.

Игра «Ой ля калина».
          Ведущий говорит слова и показывает движения, которые дети за ним повторяют, начиная с одной строчки и постепенно добавляя последующие. После того, как выучили,  все слова и движения повторяются несколько раз с постепенным убыстрением. Ведущий: Ой, ля калина  (Хлопок руками по коленям, хлопок перед собой, щелчок пальцами ) Ой, ля ку – ку   ( Движения те же ) // Всё повторяется дважды // Ведущий: Румба – румба   ( Руки перед грудью согнуты в локтях – вращательные движения руками ) Ведущий:  Тач – тач – тач  ( Руки согнуты в локетях, локти прижаты к поясу, кисти рук изображают «клювы утят»). Ведущий: А – а – а, О – о – о  ( Ладонью правой руки описать круг справа, затем ладонью левой руки описать круг слева ). Ведущий:  Пиф ! Паф !    ( Указательными пальцами правой и левой рук указываем сначала вправо, затем влево ).

Игра «У  Агафьи  у  старушки».
Ведущий говорит слова и показывает движения, все игроки за ним повторяют. У Агафьи, у старушки жили в маленькой избушке, 7 сыновей, 7 дочерей все без бровей. Вот с такими глазами, вот с такими усами, Вот с такими носами, вот с такими ушами, Вот с такой головой, вот с такой бородой. Все они сидели, ничего не ели, На неё смотрели и делали вот так.   ( Все игроки повторяют слова и движения. Игра повторяется 3-4 раза с убыстрением. Каждый раз меняется показ – глаза могут быть узкими, круглыми, косыми и т.д.;  уши – как у зайца, у чебурашки, у слона и т.д.)

Игра «Зайчики».
Ведущий даёт задание зайчикам, то есть игрокам прыгнуть вправо, влево, вперёд, назад и даёт определённое количество прыжков. Зайчики выполняют задание. Самые внимательные становятся по очереди на место ведущего.

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 11   Тема: Весёлое космическое путешествие в  созвездие знаний. Итоговое занятие.
Задачи :  1.  Повторить с учащимися игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. 2.  Повторить игры на развитие межличностных отношений в коллективе.
Материал:  цветные карандаши, листы бумаги, простые карандаши.
Подготовка  к  занятию:
1.  Вырезать из цветной бумаги звёздочки различной величины. 2. Написать названия созвездий «игры  со  словами», «игры  с  мячом», «подвижные  игры», «игры  без  слов», «весёлый  карандаш». 3.  Подобрать записи спокойной музыки,  космической мелодии. 4.  Проверить исправность магнитофона. 5.  Найти мяч, кегли 6.  Подготовить листы с рисунками для каждого ребёнка.

Схема  проведения  занятия:
Психолог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычайно интересное путешествие. Представьте, что все мы – космонавты. Давайте отправимся в путешествие на космическом корабле. К запуску космического корабля приготовиться!
ДЕТИ:  Есть приготовиться! Психолог:  Включить первый двигатель! ДЕТИ:  Есть включить первый двигатель! Психолог:  Включить второй двигатель! ДЕТИ:  Есть включить второй двигатель! Психолог: Включить зажигание! ДЕТИ:  Есть включить зажигание !  У – у – у - у – у! Психолог: Начинаем отсчёт  10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК!
Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза.
Психолог: Мы прилетели с вами на первую звёздочку созвездия игр и развлечений. И называется эта звёздочка «Игры со словами». Здесь мы поиграем с вами в интересные игры.

1 Звездочка: «Словесные игры».
Игра  «Аукцион  слов».  Ведущий называет тему игры, Например: «Растения» и задаёт любую букву, Например: «К». Дети должны назвать цветы, начинающиеся на букву «К»: кактус, колокольчик, каланхое, кипарис, клён, крыжовник, и т.д.  

Игра  «Цепочка слов».
Ведущий называет слово на определённую букву, игроки продолжают игру, называя слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова. Например: Трактор – речка – апельсин – носорог – гладиолус.

Игра  «Отгадай загадки»:
1. Что за зверь лесной,      Встал как столбик под сосной,      И стоит среди травы, уши больше головы.     ( ЗАЯЦ )
2. Маленький рост, длинный хвост,      Серенькая шубка, остренькие зубки.      ( МЫШЬ )
3)   Кто заливисто поёт о том, что солнышко встаёт ?    ( ПЕТУХ )
4)   Зверь я горбатый, нравлюсь всем ребятам.    ( ВЕРБЛЮД )
5)    Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается.   ( КОШКА )   
Психолог: Продолжаем наше путешествие. Давайте снова начнём отсчет космического времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. ПУСК!    (Звучит космическая мелодия). Психолог: Мы с вами прибываем на 2 звёздочку созвездия игр и развлечений, а называется она «Весёлый карандаш». Сейчас вам предстоит выполнить задания, используя цветные карандаши и листы бумаги, которые вам дадут.

2 Звездочка: «Весёлый карандаш».
Ребята выполняют различные виды штриховок, заканчивают рисунки, нарисованные пунктирными линиями и т.д.

Образцы выполняемых работ:
   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]                                                 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
                                           
 
                    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Психолог: Продолжим наше путешествие. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. ПУСК! Звучит космическая мелодия.
Психолог: Мы прибыли на звёздочку, которая называется «Игры без слов». А сейчас мы поиграем в игры, которые играются без слов.
3 Звездочка: «Игры без слов».

Упражнение «Узнай  по  звуку».
Игрокам предлагаются записи голоса различных животных. Им необходимо по звукам догадаться, кому принадлежит тот или иной голос. Можно записать: лай собаки, мяуканье кошки, кукареканье петуха, пение лесной птицы, ржание лошади и т.д.

Упражнение  «Будь внимателен».
Дети стоят группой, свободно. Каждый ребёнок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку, свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами, вперемешку даёт команды. Дети реализуют движение в соответствие с командой.
 Команда! Движение. «Зайчики!»       Дети прыгают, имитируют движение зайца «Лошадки!»    Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьёт копытом «Раки!»              Дети пятятся как раки спиной «Птицы!»           Дети бегают, раскинув руки (имитируя полёт птицы) «Аист!»              Стоять на одной ноге «Лягушки!»       Присесть и скакать вприсядку «Собачки!»        Дети сгибают руки (имитируя движения, когда «собака служит») и лают. «Курочки!»         Дети ходят, «ищут зёрна» на полу, произносят «ко !» «Коровки!»         Дети встают на руки и ноги и произносят « Му-у-у !»

4 Звездочка : «Подвижные игры».
Игра  «Попади в кеглю».
Ведущий расставляет на полу кегли. Каждому игроку ведущий раздаёт мячи. Игроки по очереди стараются попасть в кегли мячом. Кто больше попадёт в кегли мячом, тот и станет победителем игры.

Игра  «Пролезь  через  руки».
Каждый игрок делает руки «замочком» и старается пролезть в него.

Игра   «Слушай  команду».
Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду ( сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т.п. )

Игра  «Кто за кем?».
Звучит спокойная музыка. В комнате расставлены стулья. Ведущий называет по имени первого ребёнка, он начинает двигаться между стульями. Когда в музыке наступает перерыв, садится на стул. Другие дети стоят в стороне и смотрят. Затем ведущий называет второго ребёнка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
Психолог: Продолжаем наше путешествие. Отправляемся в путь. Не забыли о нашем космическом отсчёте времени ? И так, начнём его. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! Мы прибыли на звёздочку «Игры с мячом». А сейчас мы поиграем в игры с мячиком.

5 Звездочка: « Игры с мячом».

Игра «Я знаю пять имён».
Ведущий с мячом в руках начинает игру словами:
Я знаю пять имён девочекИ кидает мяч игрокам по очереди. Они должны называть имена девочек. Когда пять имён девочек будут названы, ведущий продолжает игру словами: Я знаю пять имён мальчиковЗатем игра продолжается также, как она началась и т.д. Можно использовать 5 названий городов, 5 названий деревьев, 5 названий рек,   5 мультфильмов, 5 названий фруктов, 5 названий овощей и т.д.

Игра «Съедобное - несъедобное».
Ведущий кидает мяч игроку и называет любое слово. Если слово, названное ведущим обозначает блюдо, которое можно есть, игрок должен поймать мяч, если же это несъедобный предмет, то игрок не должен его ловить. Игрок, который ошибается, остаётся на прежнем месте, тот, который правильно выполнил действие, продвигается на шаг вперёд.. Тот, кто первым дойдёт до ведущего, сам становится ведущим. Психолог: Наше необычное весёлое путешествие подходит к концу. Мы отправляемся в школу. Последний раз делаем космический отсчёт времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! 

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Детям вручается звездочка на прощание с добрыми пожеланиями каждому. Ритуал прощания.







































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя.  М., 1987.
Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психология игры: Межвуз. сб. науч. трудов.  Новосибирск, 1985.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.  М., 1986.
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере.  М., 1994.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие.  М., 1996.
Прутченков А.С Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика.  1999.  №3.
Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи": Методические разработки социально-психологических тренингов.  М., 1996.
Эльконин Д.Б. Психология игры.  М., 1978.


 
·