Разработка урока по русскому языку на тему Лингвистический анализ стихотворения И.С.Тургенева Как хороши, как свежи были розы…


Тема: Лингвистический анализ текста И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...»
Цель: Уметь анализировать текст с точки зрения лингвистики,
стилистики, морфологии; уметь находить в тексте сильные позиции; знать, как рассчитывается гармонический центр, с применением методики Нинель Васильевны Черемисиной.
Девиз: «Я алгеброй гармонию проверил...»(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Оборудование: Тексты, калькулятор, таблица «Гармонический центр».
I. Слово учителя:Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит интересная работа. Литературный текст мы разложим на цифры, чтобы выявить то слово, которое несёт на себе всю смысловую нагрузку текста.
Сильная позиция текста - это то, на что мы с вами обращаем внимание. (Заглавие, эпиграф, начало текста, абзац, конец текста, гармонический центр (ГЦ), в загадке - отгадка). ГЦ - это точка «золотого сечения» (Аристотель). Пропорция «золотого сечения» известна с античности. ГЦ для каждого текста вычисляется индивидуально.
ГЦ = Длина текста х коэффициент «золотого сечения» 0,618
Текст берётся за 1 см.
ГЦ-0, 61800,382
Повторение: На тексте малого объёма мы с вами рассчитаем ГЦ:
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит. (Гармонь)
Вопрос:Назовите сильные позиции данного текста.
Теперь посчитаем, сколько синтаксических мест в тексте. Предлог считаем вместе с именем существительным.
8 синтаксических мест; 8 х 0,618 = 4,944; ГЦ=5
Сейчас, ребята, используя свои знания, мы должны проанализировать стихотворение «Как хороши, как свежи были розы...» и рассчитать ГЦ«Как хороши, как свежи были розы...»1.Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение.
Оно скоро позабылось мною...но первый Стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...
2.Теперь зима: мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна "свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит;
Как хороши, как свежи были розы...
Создаётся иллюзия тем; одиночество эмоционально окрашено.
3.И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опёршись на выпрямленную руку склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появление первых звёзд.
Картина с точки зрения восприятия героя
Есть лирическое «ты», «я».
Заглавие 1(р) ЛП, ЛВ Я напоминание
Деление на абзацы 2 (р) ЛП, ЛВ контр, я
Из (р), союз и - соединит, функция воспоминание Я
ЛП1, ЛВ1, ты
р - восторг героя перед героиней а 4(р) ЛП, ЛВ Я рассказчик
сожаление
5(р) ЛП1, ЛВ1 они жизнеутверждение 6(р) - ЛВ, ЛП я и пёс, смерть.
1 - экспозиции (пролог)
4-6 - тема старости, с ней перекликается тема смерти.
5 - тема молодости/жизни
чередование эпизодов.
Целостность текста проявляется во взаимозависимости тем, частей, целого в развитии глубинного смысла произведения.
Все уровни произведения (содержательный)
Как простодушно - вдохновенны задумчивые глаза,
как трогательно - невинны
раскрытые вопрошающие губы, как ровно
дышит ещё не вполне расцветшая,
ещё ничем не взволнованная грудь,
как чист и нежен облик юного лица!
я не дерзаю заговорить с нею, - но как
она мне дорога, как бьётся моё сердце!
Как хороши, как свежи были розы...
А в комнате всё темней, да темней...
нагоревшая свеча трещит, беглыетени колеблются на низком потолке.
мороз скрепит и злится за стеною - и чудится скучный старческий шёпот...
Как хороши. как свежи были розы... Нагнетание по всем линиям
Встают передо мною другие образы...
Слышится весёлый шум семейнойдеревенской жизни. Две русые головки,
прислонясь друг к другу, бойко смотрят
на меня своими светлыми глазками,
алые щёки трепещут сдержаннымсмехом, руки ласково сплелись,
вперебивку звучат молодые,
добрые голоса; а немного подальше, в глубине
уютной комнаты, другие, тонкие молодые руки бегают,
путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и
ланнеровский вальс не может заглушить воркотню
патриархального самовара...
(лингвистический, формальный) организованы глубинным смыслом. (Ланнер(авст)-один из зачинателей вальса)
Уютное, одушевленное, очеловеченное, радостное пр-во.
1-2. когда-то, давно-давно комната
теперь, где-то старость как
определить вид глаголов. Одиночество
холод как одиночество.
2-горит одна свечасимвол угасающей жизни.
4- свеча трещит
6- свеча мерцает и гаснет
зима - время года; старость
лето - время года; молодость, расцвет.
(вид глаголов, им. прилагательные)
- одинокая, не согретая ничьим присутствием холодная жизнь.
эмоции, чувства, состояние героя.
4 а переход в другое пространство, скучный, старческий шёпот - старость низкий потолок
тени колеблются- трагичность ситуации
весёлый шум, молодость.
Смерть.

Как хороши, как свежи были розы...
6. Свеча мерцает и гаснет...
Кто это кашляет там так хрипло и глухо?
Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ...
Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...
Вывод: В тексте 154 слова. ГЦ находится в 4 абзаце, на сравнительном союзе как. Этот союз употреблён в тексте 18 раз.