Рабочая программа внеурочной занятости Занимательная грамматика 1 класс


Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена на основе программы «Занимательная грамматика» (авторы: Жирикова Н.В., Жигулина Н.П.).
Отличительные особенности программы.
1 класс: «Путешествия по Стране Слов»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на один год (1 класс). Количество занятий в год – 33 (1 час в неделю )
Формы проведения занятий.
беседа, рассказ;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
викторины, олимпиады.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии.
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Ценностные ориентиры содержания изучаемого курса.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Занимательная грамматика».
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения данного курса у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На занятиях русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Ожидаемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы подведения итогов реализации программы
викторины, КВН, олимпиады, фестивали
учебно-исследовательские конференции
инсценирование произведений, представления
Рабочая программа по курсу «Занимательная грамматика» рассчитана на 33 часа. В связи с тем, что 3 занятия выпадают на праздничные и каникулярные дни, предусмотрено уплотнение занятий:
раздел «Путешествие по Стране Слов» тема «На карнавале слов» - 22.02
раздел «Путешествие по Стране Слов» тема «К словам – родственникам. Почему их так назвали?» - 25.04
раздел «Путешествие по Стране Слов Путешествие по Стране Слов» тема «Итоговое занятие» - 23.05.

Учебно - тематический план 1 год
33 часа

п/п
Планируемая дата
Фактическая дата
Разделы программы и темы учебных занятий
Всего часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа






Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности


Путешествия по Стране Слов

1
07.09

В мире безмолвия и неведомых звуков. Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Слушание сказки, и «теория ням-ням».
0,5ч
Разыгрывание немых сцен. Игры. Звукоподражание.
Знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог.

2
14.09

В страну слов. Первые встречи.
1
0,5ч
Слушание рассказа, слушание и принятие условий занятия.
0,5ч
Игры. Разгадывание загадок, головоломок. Сценка «Кто лишний».
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, различение допустимых и недопустимых форм поведения.

3-
4
21.09

28.09

К тайнам волшебных слов.
2

Слушание сказки, стихов и рассказов. Беседа.

Разыгрывание сценки, разгадывание загадок.
Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.

5
05.10

Выбор друзей в Стране Слов
1
0,5ч
Слушание сказки, стихов и рассказов, правила игры.
0,5ч
Игры. Конкурс на внимание и чистописание.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.

6
12.10

К несметным сокровищам Страны Слов.
1
0,5ч
Беседа, знакомство с толковым словарём.
0,5ч
Конкурс на лучшее толкование слов, игры.
Честное, самокритичное отношение к своему поведению.

7
19.10

Чудесные превращения слов.
1
0,5ч
Слушание сказки, стихов, рассказов.
0,5ч
Инсценирование стихотворения.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

8-9
26.10

09.11

В гости к Алфавиту.
2

Чтение отрывка из книги. Беседа.

Работа с шарадами, ребусами. Работа в паре.
Умение договариваться, находить общее решение.

10



16.11

К тайнам звуков и букв.
1
0,5ч
Беседа, знакомство с новыми играми.
0,5ч
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.
Установление дружеских взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Работа в паре.

11


23.11

Встреча с Радугой.
1
0,5ч
Слушание сказки, стихов и рассказов, принятие правила игры.
0,5ч
Рассматривание картины И. Левитана, игры
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

12

30.11

В Страну Говорящих Скал.
1
0,5ч
Рассказ. Беседа.
0,5ч
Головоломка.
Знание правил вежливого поведения, культуры речи.

13

07.12

В глубь веков на Машине времени.
1
0,5ч
Рассказ, знакомство с новыми играми.
0,5ч
Разгадывание ребусов. Работа в группах.
Учить радоваться успехам одноклассников.

14


14.12

В Королевстве ошибок.
1
0,5ч
Прослушивание стихов и рассказов.
0,5ч
Сочинение сказки, работа по исправлению ошибок.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.

15


21.12

В Страну Слогов.
1
0,5ч
Рассказ, знакомство с новыми играми.
0,5ч
Игра на внимание. Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки.
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

16
11.01

Неожиданная остановка в пути.
1
0,5ч
Рассказ учителя о речи.
0,5ч
Проговаривание слов по слогам. Игры.
Умение отвечать за свои поступки.

17


18.01

В удивительном городе Неслове. Техника безопасности при проведении занятий.
1
0,5ч
Работа со словарём. Беседа.
0,5ч
Инсценирование рассказа. Разгадывание загадок, головоломок.
Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.

18-19
25.01

01.02

Чудеса в Стране Слов.
2

Рассказ.

Разгадывание ребусов, головоломок. Угадывание слов по их значению. Работа в паре.
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

20

08.02

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
1
0,5ч
Рассказ. Беседа.
0,5ч
Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказа.
Учить волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

21-22



22.02



На карнавале слов.
2

Рассказ Прослушивание стихов.

Работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Ориентация на понимание причин успеха и не успеха в деятельности (работа в группе).

23


29.02

В Театре близнецов.
1
0,5ч
Знакомство со словарем.
0,5ч
Головоломка. Разыгрывание сценки Работа со словарём.
Умение адекватно принимать оценку учителя.

24


07.03

Конкурс знающих.
1
0,5ч
Объяснение правил игры.
0,5ч
Работа с кроссвордом, головоломками. Игры. Работа в паре.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.

25


14.03

Новое представление.
1
0,5ч
Рассказ. Беседа.
0,5ч
Инсценировка отрывка из сказки. Игра (работа в группе).
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

26

04.04

Необычный урок.
1
0,5ч
Рассказ.
0,5ч
Головоломка. Игра (работа в паре).
Умение контролировать свои действия и действия партнёра

27



11.04

Следопыты развлекают гостей.
1
0,5ч
0,5ч
Прослушивание сказок, рассказов.
0,5ч
0,5ч
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами.
Развитие готовности к сотрудничеству, различение допустимых и недопустимых форм поведения.

28


18.04

В Клубе весёлых человечков.
1
0,5ч
Беседа.
0,5ч
Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

29-30


25.04

К словам – родственникам. Почему их так назвали?
2

Рассказ учителя. Знакомство со словообразовательным словарём.

Игра. Подбор родственных слов. Разгадывание ребусов.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности.

31

16.05



Экскурсия в прошлое.
1
0,5ч
Рассказ .Беседа.
0,5ч
Соревнование команд.
Умение договариваться, находить общее решение.

32




23.05

Полёт в будущее.
1
0,5ч
Рассказ.
0,5ч
Игра. Разгадывание головоломки.
Учить адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

33


Итоговое занятие.
1
0,5ч
Беседа.
0,5ч
Инсценирование рассказов. Игры со словами Разгадывание ребусов, шарад.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (работа в группе).

Содержание курса
1 год
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема 3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декламирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Сказка «Вот так родственники!». Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказа.
Методическое обеспечение.
1. Компьютер, принтер, мультимедийный проектор, экран.
2. Презентации по темам: «Алфавит», «Азбуковедение», «Синонимы», «Антонимы».
Список литературы.
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценариев мероприятий. Авт –сост. Л. И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2009.
3. Занимательное азбуковедение. В. В. Волина -2-е изд., испр. -М.:Просвещение, 1994
4. Занимальная грамматика. В. В. Волина М.: Знание,1995.
5.Игры с буквами и словами на уроках в школе и дома: Шарады. Шифровки.- М.:АСТ_ПРЕСС,1998.
6.Орфографический словарик. Пособие для учащихся начальных классов. П. А. Грушевский, М.: Просвещение, 1985.
7. Учите детей отгадывать загадки. Ю.Г. Илларионова.-М.:Просвещение,1985
8. Хрестоматия по детской литературе /под редакцией Е.Е. Зубаревой.-М.: Просвещение, 1985.








Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» города Губкина Белгородской области


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 715