Коррекционная непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Осень».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №27 «Путене»
Моргаушского района Чувашской Республики
Коррекционная
непосредственно образовательная деятельность
по развитию речи
в старшей логопедической группе.
Тема: «Осень».
Составитель: Михайлова Е.Ю.
учитель-логопед
первой квалификационной категории
с. Моргауши, 2015
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные задачи:
-активизировать словарь детей по теме «Осень»;
- учить образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- учить подбирать слова – антонимы. Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие речевого дыхания;
-развитие органов чувств (осязание, обоняние)
-развитие и активизация внимания;
-развивать мелкую моторику,
-развитие слуховое внимания, мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитание воображения, творческой активности;
-воспитание доброжелательности;
-воспитание активности и самостоятельности.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев; мяч, игрушка Смурфик, корзина с дарами осени, одноразовые вилки, тарелки, салфетки, шарики Су-Джок.
Запись мелодии(Ivan_Kuznecov__Osennyaya_sonata_ch.2_po_motivam_anime_Winter_Sonata_(get-tune.net)
Ход занятия:
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”.
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)
2. Введение в тему. Прослушиваем мелодию.
(Ivan_Kuznecov_-_Osennyaya_sonata_ch.2_po_motivam_anime_Winter_Sonata_(get-tune.net)
-Ребята, как вы думаете, про какое время года эта мелодия?
Правильно про осень. А какое настроение у вас стало во время прослушивания данной мелодии? (грустное, печальное).
-Ребята, мы сегодня с вами будем говорить об осени.
-Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).
Просматриваем на экране осенние пейзажи.
3.Игра “Большой - маленький”.
- Ребята, посмотрите вокруг, вы никого не замечаете? (Ребята видят Смурфика). В гости пришел Смурфик - футболист. Он из сказочной страны. В его стране все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково (игра с мячом).
Трава - травка
Дождь - дождик
Ветер - ветерок
Туча - тучка
Гриб- грибок, грибочек
Куст - кустик
Лист - листочек
Солнце - солнышко
Цветок - цветочек
Лес - лесочек
4. Игра “Один - много”.
А теперь Смурфик предлагаем вам сыграть в игру “Один - много” (игра с шариком Су-Джок). Дети в ладонях прокатывают шарики и проговаривают слова.
Гриб – грибы, ягода – ягоды, дерево – деревья, куст – кусты, лужа – лужи, дождь – дожди, ветка – ветки, туча - тучи.5. Физкультминутка.
А теперь предлагаю немного отдохнуть.
«Осенний лес».
Заходи в осенний лес!
(Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес!
(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот берёзки золотые стоят,
(Поднимают руки вверх).
Под берёзками грибочки
(Приседают и выполняют упражнение Грибок).
На нас глядят-
В корзинку прыгнуть хотят.
(Встают и выполняют упражнение Корзинка).
6. Игра “Наоборот”.
Смурфик предлагает поиграть в игру “Наоборот”.
Собираем нужные лото.
Дерево высокое – низкое , деревья мокрые - сухие, дорожка грязная – чистая,
день осенью короткий – летом длинный.
7. «Дары осени».
Вносится корзина с дарами осени. Логопед выставляет баночки, лотки с вареными и свежими овощами и фруктами.
-Ребята, тетушка Осень нам передала подарки. Давайте их рассмотрим. Рассматриваем овощи, пробуем на вкус вареную свеклу, картофель, морковь; свежие яблоки, груши. Дети пробуют овощи и фрукты вначале с закрытыми, затем с открытыми глазами. Принюхиваемся к лоткам. Говорим о вкусовых качествах каждого продукта.
8. Итог занятия.
Вспомнить о чём говорили.
- Молодцы, ребята! О каком времени года мы сегодня говорили? Что понравилось на занятии?
Выслушиваются ответы детей. Прощаемся со Смурфиком.
(В группе из даров осени дети с воспитателем готовят винегрет).