Самообразование по теме: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область «Коммуникация» для детей 2 – 3 лет (первая младшая группа) Кружковая деятельность


Прогимназия № 1
Самообразование
По теме:
«Познавательно-речевое развитие».Образовательная область «Коммуникация» для детей 2 – 3 лет (первая младшая группа) Кружковая деятельность.
Выполнила
М.Н. Ладнер.
Астрахань 2013 г.
Содержание:
Пояснительная записка
- Концептуальные основы программы
- Образовательная область «Коммуникация»  
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми
2. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
- Формирование словаря
- Звуковая культура речи
- Грамматический строй речи
- Связная речь
3. Образовательная область «Коммуникация»
Кружковая деятельность
- Таблица 1. Распределение тем на 2012-2013 г.г.
- Таблица 2. Связь с другими образовательными областями.
- Направления работы с семьёй.
- Таблица 2. Связь с другими образовательными областями.
- Таблица 3. Методическое обеспечение.
- Программное обеспечение.
4. «Изобразительная деятельность как метод воспитания»
5. Вывод
6. Литература
Пояснительная записка
Концептуальные основы программы
Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цель данного документа - решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и экспериментальной деятельностью.
Рабочая программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Разработка программы осуществлена в соответствии с:
Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08г. №666);
Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
Приказом Министерства образования РФ от 23.11. 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Постановлением об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 №19342 утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164;
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва – 2010г.
Образовательная область «Коммуникация»  
«Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи».
 Развитие свободного общения с взрослыми и детьми
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, в ко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животного («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать - надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.
Звуковая культура речи
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»). 
Грамматический строй речи
Совершенствовать грамматическую структуру речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь
Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Образовательная область «Коммуникация»
Таблица 1. Распределение тем на 2012-2013 гг.
Недели Содержание
 
 
I неделя
II неделя
 
III неделя
IV неделя
 
 
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
 
 
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
I неделя
II неделя
III неделя
 
IV неделя
 
 
 
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
 
I неделя
II неделя
III неделя
 
IV неделя
 
 
I неделя
II неделя
III неделя
 
IV неделя
 
I неделя
 
II неделя
III неделя
IV неделя
 
 
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
  Сентябрь
Мишка. Игра «Построим Мишке домик»
Рассматривание на фланелеграфе картинки «Птичий двор»
Игра «Чудесный мешочек»
У бабушки в гостях. Игра «Чудесный мешочек»
Лесная гостья. Игра «Цветочная поляна»
Октябрь
Кошка с котятами. Игра «Найди миски для кошки с котятами»
Собака со щенятами. Сравнение игрушек собаки и щенка.
Знакомство с игрушечным домом. Игра «Спрячь зайку от лисы»
Р.Н. песенка «Ладушки, ладушки…». Красивая чашка (в горошек)
 
Ноябрь
Медвежья семья. Игра «Кто спрятался?»
Коза с козлятами. Коза и козлёнок (сравнение)
Знакомство с игрушечным зайцем. Игра «Найди пару»
Научим куклу раздеваться после прогулки. Разноцветная одежда.
Декабрь
Птицы зимой. Игра «Какие бывают птицы?»
Ёжик. Игра «Волшебный мешочек»
Рассматривание сюжетной картинки «Лиса с лисятами».
Знакомство с игрушечной лисой.
Как зверята готовятся к празднику ёлки.
Игра «Найди каждому снеговику ёлочку»
 
Январь
Лесные жители. Игра «Выкладывание ёлочек из треугольников разных размеров»
Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви»
Игрушки в гостях у ребят. Игра «Назови и расставь посуду»
Устроим кукле комнату. Игра «Найди кроватку для каждой матрёшки»
Февраль
Такие разные предметы. Игра «Найди на ощупь и назови предмет»
Наблюдение на прогулке за птичкой. Игра «Птички (одна-много)»
Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили»
Игра «Рассматривание игрушечных птиц (снегирь, синичка)»
Игра «Угадай по голосу». Рассматривание и сравнение героев сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
Март
Ознакомление с качеством предметов. Игра «Широкий-узкий»
Наблюдение за рыбками в аквариуме. Игра «Сравним рыбок»
Выбираем игрушки для прогулки. Игра «Покажи предмет (признаки предметов: твёрдый, мягкий, гладкий, пушистый)»
Рассматривание комнатных растений
Апрель
Рассматривание картины «Дети играют в кубики»
Игра «Какого цвета кубик»
Рассказ воспитателя «Как Катя нашла Щенка»
Игра «Разноцветный коврик для щенка»
Что делает повар. Игра «Найди предметы для повара»
Профессии наших мам и пап. Игра «Кому что нужно для работы» 
Май
Кто что ест? Домашние животные и их детёныши (сравнение)
Рассказ воспитателя о домашних птицах. Игра «Подари петушку пёрышко»
Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе.
Рассматривание домиков для животных.
Что растёт за окном? Игра «Какие бывают деревья?»
 
 К концу года дети могут: поделиться информацией («Грача видел» и т.д.), пожаловаться на неудобство (замёрз, устал, хочу кушать) и на действия сверстников (отнимает игрушку, обижает). Сопровождает речью игровые и бытовые действия. Слушает чтение небольших произведений без наглядного сопровождения.
Таблица 2. Связь с другими образовательными областями.
 
Область Связь с областями
Физическая
культура Знание названий   спортивного инвентаря, произнесение текстов подвижных игр, развитие речи, слухового аппарата, обогащение словаря
Здоровье Вежливо здоровается при входе в группу, отпрашивается вечером у воспитателя, прощается, обращается с просьбой помочь завязать шнурки, застегнуть куртку и т.д. Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, просит салфетку или носовой платок). Самостоятельно ест, высказывает мнение о качестве пищи, обращается с просьбой дать добавку.
Познание Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, знакомство с окружающим, с предметным миром, формирование элементарных математических представлений
Социализация Формирование знаний о своём городе, о семейной принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнёрского взаимодействия
Музыка Способность воспроизводить содержание песен под музыкальное сопровождение, читать стихи, потешки, участвовать в коротких инсценировках и исполнять роли
Труд Выполняет простейшие трудовые действия, сопровождая их высказыванием впечатлений, наблюдает за трудовыми действиями взрослых, задаёт вопросы, участвует в обсуждении трудовых процессов
Чтение художественной литературы Слушает доступные по содержанию стихи, потешки, рассказы, сказки. При повторном чтении проговаривает слова, фразы, запоминает и читает четверостишья. Рассматривает иллюстрации, картинки, называет знакомые предметы, изображённые на них.
Безопасность Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, взаимодействия с животными, растениями. Знает опасные объекты: проезжая часть, глубокая яма, горячий предмет и т.д. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения
Художествен-
ное творчество Знает четыре основных цвета спектра, называет требующийся для работы материал: краски, карандаши, бумагу, пластилин. Просит помочь при затруднении, высказывает и выражает речью радость, полученную в результате творчества
 
Направления работы с семьёй.
Показывать родителям необходимость и актуальность коммуникативного развития детей, потребность в активном общении с родителями, сверстниками, окружающими людьми. Знакомить с возможностями дошкольного учреждения, а также других учреждений в коммуникативном взаимодействии, способствующем развитию всех компонентов устной речи детей, произносительной стороны речи, связной (диалогической и монологической) форм в различных видах детской деятельности.
Поддерживать стремление родителей к формированию у детей речевой культуры на материале художественных текстов.
Планировать совместную работу с родителями по развитию у детей всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, практического овладения детьми нормами русской речи)
 
Таблица 3. Методическое обеспечение.
Программное обеспечение.
Содержание Пособия
Программы
Технологии
Пособия Васильева М.А., Веракса Н.Е. От рождения до школы. – М., 2011
Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М., 1981.
Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966
Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981
Гербова В.В. Учусь говорить. – М., 2003
Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. – М., 2006
Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 2 - 4 лет. – М., 1997
Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1976
Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы»
«Коммуникация» в первой младшей группе детского сада. – В., 2012
 
«Изобразительная деятельность как метод воспитания»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Считаю, что именно в детском саду закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Для этого мы и должны создать условия. Занятия должны проводится 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе рисования.
Перед началом работы кружка была поставлена цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художествественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Выделены задачи кружка:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Новизна. Были изучены методические пособия и литература по обучению детей дошкольного возраста, теоретические основы художественно – эстетического воспитания, образования и развития детей, на основе которого по материалам можно сделать вывод, что специфика формирования эстетического отношения определяется в первую очередь способами восприятия мира ребенком и обуславливается особенностями его внутреннего мира такими, как :- повышенная эмоциональная отзывчивость;
- острота видения;
- глубина художественных впечатлений;
- правдивость, искренность, содержательность, яркость, красочность воспринимаемых и создаваемых образов;
- стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.
Продолжительное время основной задачей в работе кружка, обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования, но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям – «Начальное школьно - дошкольное образование. Технология», воспитатель детей дошкольного возраста, учитель начальных классов; Технология- руководитель изобразительной деятельностью подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь правильную речь.
Исходя из этого, для организации кружковой работы с детьми, была подобрана методика комментированного рисования (автор - Н.В. Микляева), которая ставит задачи развития не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке. В ходе работы мною было отмечено, что у детей дошкольного возраста недостаточно развиты психические процессы: внимание, память, воображение, внимание; пальцы рук неловки, движения неточны. Детям трудно нарисовать задуманный сюжет. Поэтому дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Для того чтобы малыши почувствовали уверенность в себе, мною проводилась специальная работа по развитию цветовосприятия и цветоразличения; по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник, развитие коммуникативных навыков.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии, речи.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др.
В процессе комментированного рисования, воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:
1. Использование приема транслирования информации,
2. Отбор тематического содержания,
3. Главный герой рисования – ребенок,
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
5. Педагог создает схематические изображения,
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2. Обеспечение главных условий общения,
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4. Использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
5. Словесные игры, игры – драматизации.
5. Вывод
Итогом деятельности кружка является:
организация выставок;
оформление эстетической развивающей среды в группе;
создание в группе театрального, музыкального, национального и изобразительного уголков;
тесная связь и взаимодействие детского сада с семьей (выставки).
Гибкая форма организации детской творчества позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, уровень овладения навыками рисования и речи.
Два раза в год с детьми должна проводится диагностика уровня художественно – эстетического развития детей. Где мы можем видит результаты своей работы.
Литература
1. Кан – Калик, В.А. Тренинг профессионально – педагогического общения (методические рекомендации). – М., 1990.
Алексашкина Л.Н. и др. Проект государственного образовательного стандарта. Образовательная область «Общество». 1996 № 12.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Справочно-методическое пособие для учителей. М, 1997.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.
Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, 1996.
Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов. Учебное пособие. Калининград, 1998.
Российский учебник: Каталог-справочник. В 2 ч. / Под ред. М.Р. Леонтьевой. М., 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М, 1998.
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. С. 224
Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на-Дону., 1994. URL :HYPERLINK "http://www.pedlib.ru/Books/1/0469/1_0469-469.shtml"http://www.pedlib.ru/Books/1/0469/1_0469-469.shtml
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. – М., 1999. – кн.2.