Разработка урока внеурочной деятельности Треугольники. Виды треугольников


Логика 3 класс
Тема: «Треугольники. Виды треугольников.»Цель:
познакомить ребят с историей возникновения треугольника;
научить ребят строить и обозначать треугольники;
рассмотреть какие бывают треугольники;
проект «Ёлочка»
способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать осознанную математическую речь; развитие познавательного интереса учащихся;
содействовать воспитанию таких качеств как: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, целенаправленность, трудолюбие, аккуратность, ответственностьЗадачи:
- Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.
- Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации
План.
Организационные моменты
История возникновения треугольников.
Как появился треугольник
Сказка
«В стране Геометрия жили три точки и три отрезка на плоскости. Жили точки отдельно, никому не принадлежали, и отрезки также ни с кем не пересекались. Как- то раз отрезки и точки встретились и подружились. Подружились очень хорошо, им не хотелось расставаться друг с другом. И решили они соединиться и стать одной фигурой. Но какой? Долго думали они и, наконец, придумали. Точки сказали: «Мы встанем с сестрицами – точками так, чтобы видеть, друг друга, но не лежать на одной прямой, а вы, отрезки, попарно соедините нас, чтобы получилась красивая геометрическая фигура». Отрезки согласились. Так появился треугольник».
Давайте еще раз вернемся к началу этой удивительной сказки: «жили три точки и три отрезка на плоскости. Жили точки отдельно…». Но вот соединились они, и образовался совершенно новый мир – мир такой геометрической фигуры как треугольник. А, ведь, люди точно также как точки и отрезки могут жить уединенно, отдельно, не понимая или не зная, что, объединившись, они могут создавать новые миры. Но для того, чтобы жить вместе, нужно уважать, принимать и признавать различия друг друга, ценности тех, кто оказался рядом с тобой. Словом, нужна толерантность. Сегодня мы с вами попробуем выяснить, что же представляет собой мир треугольника, каковы его особенности, как ему «живется» среди других геометрических фигур, в других разделах науки.
Знакомство с элементами треугольника и его видами.
Треугольник - это геометрическая фигура, знакомиться с которой мы начинаем с самого раннего детства. Еще в начальной школе дети изучают элементы треугольника. Давайте и мы вспомним, что это за элементы, как они называются и обозначаются.
Логичнее всего начать именно с построения треугольника. Делается это следующим образом:
на любой плоскости ставится три точки, не лежащие на одной прямой;
затем эти точки попарно соединяются тремя отрезками;
в результате получается треугольник.
Так вот, эти самые точки, отмеченные в самом начале построения, называются вершинами треугольника. Отрезки, которые соединяют эти точки, называются сторонами треугольника. Ну и "внутри" самого треугольника мы можем увидеть три угла. Итак, подытожим, основными элементами любого треугольника являются:
вершины;
стороны;
углы.

А теперь давайте поговорим, как их правильно обозначить и назвать.
Вершины треугольника есть ничто иное, как обычные точки в вершинах углов, образующих треугольник. Вы знаете, что точки на плоскости обозначаются большими латинскими буквами: A, B, C, D и т. д. Поэтому когда Вас просят указать вершины треугольника, Вам просто нужно через запятую выписать названия этих точек (см. рисунок).
Стороны треугольника  - это отрезки, образующие его. Отрезок - это часть прямой, ограниченной двумя точками - концами отрезка. Отрезки обозначаются и записываются по названию своих концов, т. е. парой больших латинских букв, например: AB, BC, CD и т. д. Помните, что один и тот же отрезок можно назвать как AB, так и BA - разницы нет никакой (см. рисунок).
Внутренние углы получившегося треугольника можно назвать по его вершинам, только перед записью каждого угла нужно указать специальный символ: (см. рисунок). Углы треугольника можно записать и по-другому. Каждый угол можно записать тремя точками, только нужно помнить, что вершинка угла всегда должна находиться в середине.

Чтобы изложенный материал стал для Вас более понятным, мы предлагаем ознакомится со следующими наглядными примерами.
Элементы прямоугольного треугольника MSL

вершины: M, S, L;
стороны: MS, SL, ML;
углы: ∠M, ∠L, ∠S.
Элементы равнобедренного треугольника FQW
вершины: F, Q, W;
стороны: FQ, QW, WF;
углы: ∠FWQ, ∠WQF, ∠QFW.
В зависимости от величин углов и соотношения длин сторон различают следующие виды треугольников.
Виды треугольников по углам:
остроугольные
прямоугольные
тупоугольные
 

Остроугольный треугольник — это треугольник, все углы которого острые (то есть градусная мера каждого угла меньше 90º).
 
 

Прямоугольный треугольник — это треугольник, у которого один угол прямой (то есть имеет градусную меру 90º).
 

 
Тупоугольный треугольник — это треугольник, у которого один угол — тупой (то есть имеет градусную меру больше 90º).
 
 
Виды треугольников по сторонам:
равносторонние
равнобедренные
разносторонние
 

 
Равносторонний треугольник (или правильный треугольник) — это треугольник, у которого все три стороны равны.
 
 
 

 
Равнобедренный треугольник — это треугольник, у которого две стороны равны.
 
 
 

 
Разносторонний треугольник — треугольник, все стороны которого имеют разную длину.
Научить деток сравнивать треугольники методом наложения.
Каждому из вас известно, что в окружающем нас мире встречаются предметы, которые имеют одинаковую форму и одинаковые размеры. Например, два одинаковых карандаша, два одинаковых автомобиля, два одинаковых будильника.
В геометрии две фигуры, имеющие одинаковую форму и одинаковые размеры, называют равными.
Давайте возьмём две фигуры F1 и F2 (рисунок 1), вырезанные из бумаги.

Рисунок 1.
Чтобы установить, равны они или нет, наложим одну фигуру на другую. Предположим, что наши фигуры совместились, тогда можем сказать, что они равны.
А вот некоторые фигуры P1 и P2 (рисунок 2).

Рисунок 2.
Если попробуем наложить их друг на друга эти две фигуры, то увидим, что их совместить невозможно, а, следовательно, они не равны.
Можем сделать следующий вывод:
Две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.
Практическая работа.
Выполните задания:
Начертите несколько треугольников и обозначьте их
Измерьте длины сторон ваших треугольников, найдите периметр треугольников
Сравните ваши треугольники
Молодцы, все хорошо поработали. Пересядьте на свои места. Сейчас мы немного отдохнём и послушаем сказку-вопрос. (Текст сказки перед каждым учащимся на столе и на экране).
СКАЗКА – ВОПРОС.
Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: “Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придёт первым, тот и будет королём”. Все согласились. Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: “Переплывут меня только те, у кого все углы острые”. Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошёл только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём.
Вопросы:
Кто стал королём?
Кто был основным соперником?
Кто первым вышел из соревнования?
Итоги урока
Что вы сегодня узнали на уроке? Что больше всего запомнилось?
Домашнее задание.
Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить рассказ, сказку или стихотворение о стране треугольников, или из различных видов треугольников составить картинку: это может быть животное или геометрический рисунок.