Рабочая программа внеурочной деятельности Мой родной край для 5 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Арсинская cредняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________________
Протокол № ___
от «___»_________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР ________________________
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
__________________________.
Приказ № ___ от «___»____2015 г.





Программа внеурочной деятельности
«Мой родной край!»
для 5 класса




Автор-составитель:
Соколова Анна Александровна,
учитель истории и обществознания















2015-2016 учебный год
Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мой родной край » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история п. Арсинский Нагайбакского района Челябинской области. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Цели программы: сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; расширить и углубить знания учащихся о родном крае; формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи: ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи: развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Программа предназначена для учащихся 5 класса.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

2. Содержание программы

Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Классы: 5. Наполняемость группы – 12 человек.

Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
 Удачные находки во время работы над проектом становятся достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами.










Личностные и метапредметные результаты

результаты
формируемые умения
средства формирования

личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общен
·ии и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия



Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
Изучение истории п. Арсинский, Нагайбакского района. Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны. Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений. Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться
Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

· видеть проблемы;

· ставить вопросы;

· выдвигать гипотезы;

· давать определение понятиям;

· классифицировать;

· наблюдать;

· проводить эксперименты;

· делать умозаключения и выводы;

· структурировать материал;

· готовить тексты собственных докладов;

· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (вза-модействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
фотоальбом

3. Содержание тематического планирования курса «Мой родной край»

Раздел I. Введение. (7 часов).
Краеведение-наука о родном крае. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность. Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края. Формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Раздел II.История Нагайбакского района и п.Арсинский.( 6часов)
Раздел посвящен истории родного края. История Нагайбакского района, п. Арсинский. Символика Нагайбакского района. Известные люди родного края. Достопримечательности Нагайбакского района. Музеи Нагайбакского района. Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе изученного материала).

Раздел III. Нагайбакский район в годы Великой Отечественной войны. (5часов).
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад жителей района и п.Арсинский в победу над врагом. Знакомство с Книгой памяти. Сбор материала о земляках. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Раздел IV. Нагайбакский район – земля талантов. (5часа)
Писатели и поэты Нагайбакского района. Художники Нагайбакского района (экскурсия в Дом творчества). Творчество Деняева Ю.В. Фотоотчет.


Раздел V. Моя семья. (5часов)
Типы и происхождение фамилий. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. Составление родословной семьи, рода. Подготовка и 3ащита проекта «Времен связующая нить».

Раздел YI. Природа Нагайбакского района и п.Арсинский. (5 часов)
Растительный и животный мир. Красная книга. Реки и озера. Памятники природы Нагайбакского района. Выпуск листовок «Берегите лес от пожаров». Труддесант.

Итоговое занятие. (3ч.)
Оформление и защита творческих работ по теме «Не исчезай мое село». (Выставки фотографий, рисунков, стихов, сочинении Календарно-тематическое планирование.




Тема
Коли-чество часов
Дата проведеня за-нятия
Форма проведения
Дополнительная деятельность, содержание занятий.


Раздел I.
Введение (7 часов)

1
Краеведение – наука о родном крае
1

Беседа (теория)
Что такое родной край, своя местность, малая родина. Работа с картой.

2
Источники знаний о родном крае
1

Экскурсия в библиотеку
Знакомство с литературой о родном крае.

3
Исследовательская и проектная работа
1

Беседа (теория)
Знакомство с формами и методами исследовательской и проектной работы

4
Программа текстовый редактор Word.
1

Практическое занятие, групповая работа
Работа с компьютером.

5
Программа PowerPoint.
1

Практическое занятие, групповая работа
Работа с компьютером.

6
Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия»,
1

Практическое занятие, групповая работа
Работа с интернетом.

7
Работа с интернетом, знакомство с сайтом Нагайбакского района, сайтом МОУ Арсинская СОШ
1

Практическое занятие, групповая работа
Работа с интернетом.

Раздел II. История Нагайбакского района и п.Арсинский.( 6часов)

8
История образования поселков Нагайбакского района.
1

Практическое занятие, групповая работа
Географическое расположение, топонимика родного края. Коллективно-творческая работа с картой Нагайбакского района.

9
Символика Нагайбакского района
1

Лекция, викторина.
Сбор информации для призентации. Работа в интернете.

10
Известные люди Нагайбакского района.
1

Лекция, экскурсия.
Практикумы в библиотеке, работа с документами.

11-12
Достопримечательности Нагайбакского района
2

экскурсия
Экскурсия в краеведческий музей с. Фершампенуаз, музей камня.

13
Подготовка проекта «Мое открытие родного края»
1

Практическое занятие, групповая работа
Оформление буклета “Приглашаем в путешествие по Нагайбакскому району”

Раздел III.
Нагайбакский район в годы Великой Отечественной войны. (5часов).


14
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад.
1

Лекция.
Просмотр документальног фильма о ВОВ.

15
Героизм земляков на фронтах войны.
1

Практическое занятие, групповая работа
Экскурсия в школьный музей.

16
Земляки – Герои Советского Союза.
1

Практическое занятие, групповая работа
Практикум в библиотеке.

17
Трудовые подвиги земляков
1

Практическое занятие, групповая работа.
Экскурсия в школьный музей, встреча с ветеранами тыла.

18
Оформление творческих работ
1

Практическое занятие, групповая работа.
Отчет о проделанной работе групп.

Раздел IV
Нагайбакский район – земля талантов. (5часа)

19
Писатели и поэты Нагайбакского района. Творчество В.Бердникова
1

Практическое занятие, групповая работа
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.


20-21
Экскурсия в Дом творчества
2

Практическое занятие, групповая работа
Знакомство с творчеством Деняева В.Ю., художниками Нагайбакского района.

22
Фольклорные коллективы Нагайбакского района
1

Лекция
Встреча с участницами фольклорного ансамбля «Казаченька»

23
Анализ и обработка информации.
1

Практическое занятие, групповая работа
Подготовка фотоотчета

Раздел V.
Моя семья. (5часов.)

24
История в фамилиях
1

Практическое занятие.
Работа с интернетом, подготовка сообщения

25
Моя родословная
1

Практическое занятие.
Составление родословной

26
Старые фотографии рассказали
1

Практическое занятие.
Составление перечня вопросов для сбора информации. Запись рассказа.

27
Семейные реликвии. Памятные вещи.
1

Практическое занятие.
Составление перечня вопросов для сбора информации. Запись рассказа.

28
Подготовка проекта «Времен связующая нить»
1

Практическое занятие.
Отчет о проделанной работе

Раздел YI. Природа Нагайбакского района и п.Арсинский. (5 часов)


29
Растительный и животный мир Нагайбакского района. Красная книга.
1

Практическое занятие, групповая работа
Практикум в библиотеке.

30
Реки и озера Нагайбакского района. Памятники природы
1

Практическое занятие, групповая работа
Работа с картой Нагайбакского района, сбор информации из литературы и интернета.

31
Выпуск листовок «Береги природу родного края»
1

Практическое занятие, групповая работа


Итоговые занятия (3 часа)

32-33
Оформление творческих работ «Не исчезай мое село».
1

Практическое занятие, групповая работа
(Выставки фотографий, рисунков, стихов, сочинений)



34
Защита творческих работ
1

Практическое занятие, групповая работа
Представление творческих работ.



5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Компьютеры
Проектор
Экран
Карта Нагайбакского района

Список литературы для обучающихся

Победа века. Челябинская область в Великой Отечественной войне. Популярная военная энциклопедия. Урал. LTD 2000г.
А.Л.Худобородов. Нагайбаки (Из истории казачества Урала).Челябинск. 1992г.
Н.Б.Виноградов, М.Г.Абрамзон. Исчезнувший мир. Атлас древней истории Южного Зауралья. Челябинск.
Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. «Абрис» 2006г.
А.М.Маметьев. Подвиг нагайбакцев во имя Победы. Фершампенуаз. 2000г.
Н.И.Шувалов. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск. 1989г.
Гербы и символы. Челябинск и Челябинская область. Санкт-Петербург. Детство-пресс. 2007г.
Тетрадь юного краеведа. Нагайбакский район.«Абрис» 2012г.


Список литературы для учителя

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Дерягин. Краеведение.7 класс. «Абрис» 2008г.













15