Рабочая программа кружка Юные краеведы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Зав. кафедрой ЗД НМР ЗДУВР
_________/Селезнева С.О./ ________/Шамшин Р.В./ _______/Никитина М.Д./
Протокол № _____
от «__» __________2015 г. «__» _________2015 г. «__» __________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ
ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ
В 3 КЛАССАХ
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Юные краеведы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Образовательной программой школы;
- базисным учебным планом на 2015-2016 учебный год;
- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса.
- на основе программы курса по краеведению «Азбука Смоленского края» для выпускного класса начальной школы / С.А.Болотова).
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности направления по краеведению.
Программа данного курса представляет систему занятий по краеведению для учащихся начальных классов и рассчитана на два года обучения, начиная с 3 класса. В третьем классе 68 часа (2 часа в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Основные цели курса - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с, культурно-историческим, духовным наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
        Задачи курса.
1.        Формировать знания о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
2. Развивать познавательную активность младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами.
3. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
При решении задач обучения, воспитания и развития, учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся.
В целом курс «Край Смоленский» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Общая характеристика курса
№ раздела Название раздела Количество часов
16
32
20
  1. Мир природы   2. Мир истории   3. Мир культуры Место предмета во внеурочном плане.
В 3-ем классе данной программой предусмотрено изучение курса «Юные краеведы» 2 часа в неделю. Всего 68 часов в год.
Результаты освоения курса
Метапредметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Планируемые результаты изучения курса
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к завершению изучения курса по краеведению у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Ученик научится:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Ученик получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние  и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Смоленской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.
Познавательные  действия:
Ученик научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Смоленской области, города;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Ученик научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность:  
готовить и выступать с сообщениями;
формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
Ребенок научится:
видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей,
оценивать их с точки зрения развития истории и культуры,
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры,
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия малой родины.
Тематическое планирование

занятия Тема занятия Примечание
Мир природы
1-2. Растительный мир нашего края.
Экскурсия в музей Смоленский лён. 3-4 Презентация «Ядовитые растения и грибы нашего края» 5-6 Урок творчества.
Проект. Отзывы о музее. 7-8 Птицы Смоленского края
Проект «Красная книга Смоленщины» 9-10 Животные Смоленской области.
Интерактивная экскурсия в СмолГУ 11-12 Животные красной книги
Экскурсия в музей природы 13-14 Урок-творчества. Рисуем птиц и животных родного края.
Проект «Сохраним живую природу» 15-16 Обобщающее занятие – викторина. Растения Смоленской области.
Экскурсия в Лопатинский сад Мир истории 1-2 Вводное занятие. Наши предки.
Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Смоленск». 3-4 Древний город Смоленск.
Проект «Древнему городу-слава!» 5-6 Составляем план экскурсии по городу.
Экскурсия по городу 7-8 Первые упоминания о городе Смоленске.
Обзорная экскурсия по Смоленску. 9-10 Урок творчества. Эссе на тему «Мой Смоленск»
Экскурсия во Фленово 11-12 Интерактивная экскурсия.
Города Смоленщины. 13-14 Герб нашего города.
Конкурс рисунков «Любимый Смоленск» 15-16 Флаг Смоленской области.
Экскурсия в Реадовку 17-18 Урок творчества. Рисуем герб своей семьи.
Составление рассказа на тему: «Я и моя семья». 19-20 Конкурс на лучшую презентацию герба семьи./2ч/ 21-22 Обобщающее занятие – викторина.
Древний Смоленск.
Экскурсия в парк 23-24 Наши земляки. И.М Глинка.
Экскурсия в парк к памятнику 25-26 Посещение Смоленской филармонии им. Глинки.
/2ч/ 27-28 Викторина. Творчество М.И. Глинки.
Экскурсия в усадьбу им. М.И. Глинки/3ч/ 29-30 31-32 Урок творчества. Сочиняем музыку.
Конкурс рисунков «Я вижу музыку» Мир культуры 1-2 Жилища и предметы быта древних Смолян.
Экскурсия в Громовую башню 3-4 Урок творчества. Изготовление макета избы./2ч/ 5-6 Окончание работы по изготовлению макета избы. /2ч/ 7-8 Как одевались в старину.
Презентация «Наши предки» 9-10 Урок творчества. Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет».
Практическая работа: конструируем одежду/аппликация/ 11-12 Окончание работы по составлению коллекции одежды «Мода прошлых лет».
Выставка. 13-14 Что ели наши предки.
Значение реки в жизни древних смолян 15-16 Фольклор
Практическая работа. Приготовление окрошки. 17-18 Урок праздник «Русская кухня».
Проект. Рецепты русской кухни 19-20 Заключительный урок.
Экскурсия в лес Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Болотова С.А. Программа курса по краеведению «Азбука Смоленского края» для выпускного класса начальной школы / С.А. Болотова, СОИУУ. - Смоленск, СОИУУ- 26 с.
2.Болотова С.А. Формирование у школьников целостной картины окружающего мира: Интеграционные процессы // С.А. Болотова // Штудии-3: Сборник статей молодых ученых. - Смоленск: СГПУ. - С. 119. - 122.
3.Болотова С.А. Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании младших школьников / С.А. Болотова // Образование и духовное развитие ребенка в XXI веке: Сборник научно-методических материалов /Сост. и науч. ред. О.А. Куревина. - М.,.-С. 130-131.
4.Головин Н.М. Краеведение в начальной сельской школе / Н.М. Головин, АПН. - М: Изд. АПН.
5.Гражданское воспитание школьников в современном обществе, [методическое пособие для педагогов начальных классов]. - М.:РДОО «Живой ветер».
6.Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования / А.В. Даринский // Педагогика. - № 1. - с. 18-20.
7.Закон РФ «Об образовании» (по состоянию на 25.06.2002) // Директор школы. - № 7. - С. 95-125.
8.Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение.
9.Клетнова Е.Н. Изучение родного края. - 2-ое изд. / Е.Н. Клетнова." М., 1918.
10.Конституция Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 15 ноября 1999 года: [историко-правовой комментарий]. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА.
11. Краеведение: пособие для учителей / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. - М: Просвещение.
Техническое оснащение:
1. Интерактивная доска.
2. Персональный компьютер.
3. Принтер.
4. Видеопроектор.
5. Музыкальный центр.