Конспект Край мой родниковый (Удмуртия)


Познавательная игра:
«Край мой родниковый»
(для учащихся 6-8 классов).
Провела: Куликова Ольга Сергеевна
Введение
Данная игра- это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка, стимулирует деятельность ребенка, содействует проявлению инициативы, самостоятельности, посвященная 450-летию добровольного присоединения Удмуртии к России.
Во время подготовки дети могут вносить свои предложения в организацию мероприятия: помочь в оформлении зала, подборе иллюстраций, книг для выставки, что играет немаловажную роль в создании атмосферы игры. Дети видят, что коллективные усилия приносят большие плоды, что, все заняты подготовкой: читают литературу по данной теме, посещают выставки, отвечают на вопросы викторины и это стимулирует их в познании нового, интересного и побуждает участвовать в данной игре.
Цель игры:
Воспитание любви и бережного отношения к родному краю, его истории, народу, его традициям, искусству;
Задачи:
1. привить любовь к прошлому страны, края, города, чтобы каждый осознал себя частичкой большого народа, к которому он сопричастен.
2. Развивать логическое мышление, речь и память, через разучивание стихов и песен, ;
3. Сплочение коллектива, воспитание чувства товарищества.
Подготовительная работа:
- составление подробного плана игры;
- КТД (распределение обязанностей между детьми, написание плаката, оформление выставки книг, составление орнамента, ответственный за оформление зала, за реквизит и музыку и т.д.);
-написать красочное объявление о предстоящей игре;
- посетить экспозицию в краеведческом музее, выставочном зале о родном крае;
- разучивание стихов удмуртских поэтов.
Оформление мероприятия:
а) книжная выставка: « Край мой родниковый»;
б) картины с изображением природы родного края;
в) эпиграф: «Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего!». М. Горький
г) манекен в удмуртском костюме;
д) столы для участников игры и жюри накрыты скатертями с удмуртским орнаментом;
е) на столе для жюри лежат листочки, ручки, цветы ( италмасы и колокольчики), часы с секундной стрелкой;
До начала игры в зале звучит удмуртская музыка, песни В. Пудовой и других исполнителей.
Звучит музыка. Участников игры просят занять свои места за столиками.
Вед: В сердце плещется чувство,
Его не изгнать,
Не забыть и не сдать на поруки,
Это чувство - любить нашу
Родину – мать,
Её запах, краски и звуки.
Вед: Добрый день ребята и гости! У нас сегодня будет проходить игра «Край мой родниковый», участниками которой будут учащиеся 6 и 8 классов. Ребята, какой праздник мы отмечали 4 ноября? (ответы детей)
Вед: Верно, это День Рождения республики. Совсем скоро мы будем отмечать 450 – летие добровольного присоединения Удмуртии к России. Не так уж велик наш край, раскинувшийся между Камой и Вяткой, но весь мир знает о нашей республике. Кто-то знает ее по машинам и мотоциклам, ружьям. Но еще славится наша земля выдающимися и талантливыми людьми, людьми героической судьбы. Здесь родились такие люди, как герой Советского Союза Кунгурцев, первая женщина кавалерист- Надежда Дурова, участница 1-ой мировой войны 1812 года, ровно через 10 лет ее подвиг повторила Антонина Пальшина, тоже наша землячка, великий композитор Петр Чайковский и многие другие. Да и сейчас немало людей прославляют нашу республику своими талантами. Не зря Удмуртию называют «Родниковым краем», ведь это еще и символ чистоты и нежности нашего края, журчащей красоты народных мелодий. Большинство людей, живущих на земле, уверены, что самое прекрасное место на свете - это как раз то, где они родились и выросли. И мы с особой любовью и теплотой говорим «Родина моя, лесной край, моя республика». И на такой ноте мы переходим к нашей игре.
Начнем мы игру с представления жюри, которое будет внимательно следить за ответами участников. Оценивать вашу работу сегодня будут(представить жюри). Победы в том или ином конкурсе будут оцениваться в один балл. Надеюсь, что в ходе подготовки к игре вы познакомились с бытом, историей и культурой удмуртского народа.
И может быть те книги, которые представлены на нашей книжной выставке, помогут вам в сегодняшней игре.
Вед: Мы начинаем игру «Край мой родниковый» с представления наших команд, для этого вам предстоит составить слово из букв, которые находятся в конвертах на ваших столах, надо дать объяснение, что же это такое и какую
связь эти слова имеют с нашей республикой?
( у одной команды набор букв для слова ИТАЛМАС, у другой ЧИНГЫЛИ
Италмас-желтый цветок, другое название купальница, занесена в красную книгу, как редкий цветок, так же такое название имеет ансамбль песни и пляски Удмуртии, который известен не только на территории нашей страны, но и за рубежом;
Чингыли - синий или сиреневый цветок, который называют колокольчик, это так же знаменитый детский ансамбль и получили они такое название за свой звонкий голос, о них говорят: «Словно колокольчики звенят по утренней росе»).
Первый конкурс.
Мы представляем слово представителям команд. (выступления команд)
Теперь мы знаем название команд и если в конкурсе одержит победу команда «Италмас», то соответственно в вазе (на стенде) появится цветок, символизирующий эту команду, если же «Чингыли», то в вазу добавят колокольчик. Мы думаем, что оценивание уже началось, ведь участники уже успели посостязаться.
Второй конкурс называется: «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ». Вам необходимо дать как можно больше правильных ответов за 1 минуту, если вы не знаете или затрудняетесь ответить, то говорите: «Дальше…», чтобы не задерживать время. Итак, отвечает 1-я команда (вопросы в приложении).
Я думаю, задали вы работку нашему уважаемому жюри и мы не будем их отвлекать и приступим к следующему заданию, которое называется «КАРТОГРАФЫ» - третий конкурс.
Во время подготовки к игре вы знакомились с картой Удмуртии, знаете, где расположен г. Глазов и г. Камбарка, какой район самый северный, а какой южный. Вам необходимо собрать карту Удмуртии. Думаю, что справится с этим заданием тот, кто хорошо знает карту.
Но прежде, чем приступить к выполнению задания, ещё раз напоминаем о технике безопасности при работе с ножницами:
1.не размахивать, передавать ручкой вперёд,
2.не наклоняться низко, не толкать друг друга,
3. после работы ножницы положить в чехол или коробочку.
Время пошло, а пока участники работают, мы попытаемся проверить знания зрителей (вопросы для зрителей см. в приложении).
А вот уже готовы карты и самой быстрой и точной оказалась команда,_________ и они зарабатывают свой цветок.
-Отгадайте, кто такой?
Этот парень озорной,
Шустрый малый, весельчак,
Но совсем он не дурак.
В книгах сказок он живет,
Дружит с Вокузё, Инмаром
И Кузё его дружок
Выручал кого он мог.
(дети дают ответ, что это Лопшо Педунь, герой удмуртских сказок), после этих слов появляется Лопшо Педунь.
Л-Педунь: Не удержался я дома, так и манит к вам. Здравствуйте добрые хозяева, здравствуйте дорогие гости! Я так к вам торопился, что по пути споткнулся и рассыпал все, что нес к вам, вот теперь не знаю, что и делать?
Вед: Не переживай, дружок! Может мы тебе поможем?
Л-П: А что и верно! Вот тут у меня были удмуртские пословицы, да видно я их перепутал, пока собирал.
Вед: Это дело поправимо. Мы попросим наших участников помочь тебе.
Четвёртый конкурс.
Л-П: Вам нужно найти начало и конец пословицы, а так же сказать русскую пословицу близкую по смыслу. А вы жюри ведите строгий учет. (Список пословиц в приложении)
Л-П: Спасибо! Как я рад, что вы смогли мне помочь. А еще в пестере у меня есть такие вещи, которые принадлежали героям сказок, да только я позабыл какие кому. Вот я вас и попрошу снова мне помочь и найти хозяев потерянных вещей.
Пятый конкурс:
В пестере находятся:
- цыпленок «Ленивый Захар»;
- орех «Топор – саморуб»;
- яблоко «Свеча и яблоки»;
- медаль – Георгиевский крест «Георгиевский кавалер»;
- большая ложка «Бесстрашный дворянин»;
- репа «Плешивый дурак и шайтан»;
- яйцо «Лошадиное яйцо».
- лапти «Лапти-скороходы»
Л-П: Я доволен вашими ответами, но еще я хотел бы с вами поиграть. Есть у нас такая игра « КУТ ТЭТЧАН», что в переводе означает «лапоток прыгай».
(На веревке привязан лапоть и ведущий крутит его по кругу, при приближении лаптя игрок должен подпрыгнуть. Тот, кто не успел и его задел лапоть выходит из игры. Побеждает тот, у кого будет меньше выбывших участников.)
Л.П: Ох и устал. Пора и на покой, да только интересно вас еще послушать.
Вед: Так в чем же дело? Оставайтесь с нами, а мы продолжим.
Шестой конкурс. Участники получат карточки, на которых написаны мифологические герои и их приметы, нужно найти, кому что соответствует и выстроить логическую цепочку.
Н – р: Лопшо Педунь- герой сказок- смекалистый, умеющий выйти из любого трудного положения и т.д. Вам все ясно? Тогда приступаем к
выполнению. ( Задание см. в приложении)
-Пока участники заняты, продолжим игру с залом. Загадки. (см. в приложении)
-Я вижу, команды уже готовы и предоставляю им слово.
-Вы, наверное, заметили, что на стенде из символики висит только герб Удмуртской Республики. А что не хватает еще?
Седьмой конкурс. Вам необходимо изготовить нужные атрибуты к флагу и составить его, при этом пояснить, что означает каждый атрибут. Когда команды будут готовы, мы ждем их выступлений.
(Черный цвет- символ земли и стабильности,
белый - символ космоса и чистоты,
красный- цвет солнца и символ жизни.
Оберег оберегает человека от несчастий.)
Сейчас я загадаю загадку, которая и определит наше следующее задание.
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Появлялись люди редко
На реке, в глуши лесной.
Только предки наших предков
Появлялись здесь весной.
Этот город вам знаком,
Так как вы живете в нем.
-Так о каком городе идет речь? (ответы детей). Действительно, Глазов является частичкой Удмуртии. По одной из существующих легенд, название Глазова восходит к удмуртскому слову «Сингурт», что означает «глаз-
деревня». В нашем городе есть главная площадь, которая имеет историческое значение. В прошлом это была базарная площадь, куда съезжались купцы со всех окрестных волостей. При строительстве города учитывалось и то, что от этой базарной площади отходили все улицы города.
И если вы знаете, свой город, то вам будет нетрудно вспомнить название этой площади и улиц.
Восьмой конкурс. Участникам необходимо подписать реснички, которые символизируют улицы города. Кто больше названий напишет за 1 минуту, тот и добавит в букет свой цветок.
Вот и подошла к концу наша игра. Я думаю, что немало нового и интересного вы узнали на этой игре, смогли показать свои знания. Посещайте выставочный зал, краеведческий музей, экспонаты которых были любезно нам предоставлены. А пока жюри подводит итоги, предлагаем послушать стихотворения известного удмуртского поэта, судьба которого тесно переплетается с жизнью нашего города. Флор Васильев закончил Глазовский педагогический институт, его родина - соседний Ярский район.
И сейчас стихотворение Ф.Васильева «Дорога» прочитает (ученица)
И в заключение хочется зачитать слова Максима Горького: «Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего!»
Жизнь продолжается, происходят новые события, появляются новые герои и поэтому необходимо пополнять свои знания о родном крае.
А теперь предоставляем слово жюри.
(Награждение победителей).
Я благодарю всех участников, жюри за их работу, а вас, уважаемые гости за то, что нашли время прийти к нам. А букет, который смогли собрать наши участники, благодаря своим знаниям, находчивости и умением работать дружно мы дарим Удмуртской Республике.
Приложения к игре:
Пословицы:
1. Дерево без ветра не скрипит – Дыма без огня не бывает.
2. Зимний день к лету готовится, а летний к зиме - Готовь телегу зимой, а сани летом.
3. Опаздывающего не ждут.– Семеро одного не ждут.
4. Знанию нет предела. – Век живи, век учись.
5. Не помогай языком, помогай делом. – Больше дела, меньше слов.
6. Голова советует, думает, руки делают. – Глаза боятся, руки делают.
7. Говори – подумав, садись – оглядевшись. – Семь раз отмерь, один раз отрежь.
8. Не учи рыбу плавать. – Не учи ученого.
9. Шишки у елки к подножию падают. – Яблоко от яблони не далеко падает.
10.Скрученная ива лишь крепче становится. – За битого двух небитых дают.
11.Человек всю жизнь ума разума набирается. – Век живи, век учись.
12.Любишь мед, терпи жало пчел. – Любишь кататься ,люби и саночки возить.

Логическая цепочка:
Инмар – хозяин неба - Его имя означает то, что в небе спускаясь, он черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтобы они не высохли от солнца…..
Вукузё – хозяин воды – Целыми днями сушил он свою бороду, вешая конец бороды на облако, а сам ложился на воду, лежал себе, подремывая….
Кылдысын – хозяин земли – Высокий рослый, с непокрытой головой человек, гулял он по своим любимым дорожкам- межам, носил белое. Имя его означает - созданный из неба, умел лучше всех угадывать, когда сеять, когда урожай убирать.
Тылькузё – хозяин леса – Сделал его Вукузё, из сосны - туловище, из гриба чаги - голову, мхов зеленых и синих навешал для устрашения. Летом часто бродил по лесу, а устанет лапти плетет.

«Гонка за лидером»
1. Коренное население Удмуртии (удмурты)
2. Бог неба (Инмар)
3. Сколько лет прожил на удмуртской земле Чайковский (8лет)
4. Первый центр Удмуртской Автономии (Глазов)
5. Чемпион мира по шашкам из Удмуртии (А. Чижов)
6. Человек-легенда, его изобретением пользуются во всем мире. Назовите его (Калашников Михаил Тимофеевич)
7. Писатель, которого 8 лет ссылки в Удмуртии сделали известным сатириком (Салтыков-Щедрин)
8. Село, где создан музей Сибирского тракта (Дебёсы)
9. Перечислите цвета удмуртского флага (красный, белый, чёрный)
10. Кто главный герой удмуртских сказок (Лопшо Педунь)
11. Какая река в Удмуртии самая длинная (Кама)
12. Какие города соединил Сибирский тракт (Петербург и Иркутск)
13. Официальное название удмуртов до 30-х годов (вотяки)
14. Чем встречают гостей удмурты (хлебом-медом и маслом)
15. Четырехкратный чемпион мира по биатлону, родившийся в Ижевске (В.Медведцев)
16. По Сибирскому тракту в 16 в. В Россию шел поток «мягкого»
золота. Что это за золото (меха)
17. О каком народе говорят: «отличительный признак - большое количество рыжеволосых, голубые и серые глаза, с широким иногда скуластым лицом. Миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, стеснительны, трудолюбивы» (об удмуртах)
18. Сколько букв в удмуртском алфавите (38)
19. Назовите первую удмуртскую поэтессу, учительницу, заслуженного врача-окулиста (Ашальчи -Оки)
20. Кто из первых писателей печатался под псевдонимом «удморт» (Григорий Верещагин)
21. Что в Удмуртии называют северным шелком (лен)
22. Назовите птицефабрики, находящиеся в нашем городе (удмуртская и глазовская)
23. Что такое Сактон (ижевская трикотажная фабрика)
24. Назовите хищное растение, которое используется в медицине (росянка)
25. Как в прошлом назывался Глазовский пединститут (глазовская учительская семинария)
26. Назовите героев Советского Союза наших землячек (Нина Ульяненко, Татьяна Барамзина, Федора Пушина)
27. Украшение нашего леса - так называют одного из обитателей удмуртского леса (лося)
28. Что служило в качестве денег у удмуртов (беличьи шкурки)
29. Какой цвет преобладает у удмуртов (белый)
30. Какую дорогу, проходящую через территорию Удмуртии, назвали дорогой слез и горя (Сибирский тракт)
31. Великий композитор, наш земляк (П. И. Чайковский)
32. Какой судебный процесс над удмуртами Горький называл «идиотским мракобесием» (мултанское дело)
33. Какая река протекает через 5 районов Удмуртии (Чепца)
34. Национальный цветок удмуртов (Италмас)
35. Родина П. И. Чайковского (Воткинск)
36. Древнее поселение на берегу Чепцы (Иднакар)
37. Язык, близкий удмуртскому (коми)
38. назовите 2 многоводные реки России, истоки которых находятся на территории Удмуртии (Кама, Вятка)
39. Сколько городов Удмуртии. Назовите их (6. Глазов, Воткинск, Сарапул, Можга, Ижевск, Камбарка)
40. Кому из Удмуртии был вручен Олимпийский серебряный орден Международным олимпийским комитетом (Г. А. Кулаковой)
41. Кто издал указ преобразовать село Глазово в город Глазов (Екатерина II)
42. Почему во время обряда « Гырын потон» в лукошко клали с зерном вареные яйца, выкрашенные в желтый цвет и разбрасывали их по полосе (т.к. эти яйца символизировали цвет зерна)
43. Что означает слово пельмень (вареное ухо)
44. Сколько районов в Удмуртии (25)
45. Какие газеты издаются в нашем районе ( Красное знамя, Иднакар, Калина красная, Мой город)
46.самое крупное учебное заведение в Удмуртии (УДГУ и Технический Университет)
47. Что преобладало в костюме северных удмуртов (вышивка, бисер, бусы)
48. Самое крупное предприятие в Глазове (ЧМЗ)
49. Как называется лыковая обувь (лапти)
50. где берет начало удмуртская река Кама (кезский район, д. Карпушата)
51. С какими субъектами граничит Удмуртия (Кировская область, Пермский край, Башкоркостан, Татарстан)
52. Протяженность границы УР равно расстоянию между какими городами (от Москвы до Екатеринбурга)
53. Какое занятие удмуртов было излюбленным (пчеловодством)
54. Назовите город, стоящий на большой судоходной реке (Сарапул)
55. Этот город - важнейший в Удмуртии центр стеклоделия. Его художники-стеклодувы кроме обычной стекольной продукции делают из стекла, уникальные кувшины и фигуры зверей (Камбарка)
56. Почему в начале 20 в. Столицу Удмуртии перенесли из Глазова в Ижевск (Неудобство географического расположения и отсутствие дорог)
57. Назовите губерния, в которую входили все наши города (вятская губерния)
58. По какой улице нашего города в 19 в. проходила дорога, по которой заключенных гнали в Сибирь (сибирская)
59. Какие деревья у удмуртов почитались особо и считались священными (ель, береза)
60. Назовите удмуртские блюда (перепечи, табани).
Задание для зрителей.
Загадки:
-Бык живой, шкура натянута (лёд на реке)
-у сгорбленной старушки одна нога (кочерга)
-голова на углях, хвост в руках (ухват)
-бык с тремя рогами сено поднимает, а сам его не ест (вилы)
-без рук, без ног на брюхе ползает (червяк)
-у железной мышки два хвоста (игла)
-у одного человека 70 зубов (пила)
-красная корова встаёт и всех будит (солнце)
-ни рук, ни ног, а в дом заходит (ветер)
-голова одна, а платочков – тысяча (капуста)
-рыжий клубок по вершинам елей бегает (белка)
-за белым клубком жёлтый клубок гонится (заяц и лиса)
-ржание жеребца по всей округе слышно (гром)
-у только что сшитой шубы посередине дыра (прорубь)
у одной матери четыре сына: один зелёный, один красный, один белый, один желтый (времена года)