Формирование разговорной речи и активизация общения в процессе создания коллективных работ на занятиях по изобразительной деятельности в условиях ДОУ.


Консультации для воспитателей
Формирование разговорной речи и активизация общения в процессе создания коллективных работ на занятиях по изобразительной деятельности в условиях ДОУ.
Автор: Глазунова Анна Александровна, воспитатель, первая квалификационная категория, МДОУ «Детский сад N222» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, Кемеровская область, г. Новокузнецк.

В специальных условиях коррекционного обучения дошкольников с нарушениями слуха предусматривается целенаправленное и последовательное приобщение их к разговорной речи. Процесс овладения этим видом словесной речи у слышащих детей подчас представляется спонтанным, хотя и в норме имеет место процесс обучения. В отношении же глухих и слабослышащих детей педагогам, воспитателям и родителям приходится следовать жестким требованиям многоплановой коррекционной стратегии, чтобы, имитируя путь естественного речевого развития, ввести детей в общение словесной речью.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с различными видами деятельности: игрой, рисованием, различными видами труда… В этой практической деятельности и зарождается речь, как обслуживающая ее сторона. Она первоначально вплетена в практическую деятельность, а затем из нее выделяется.
С учетом этого положения необходимо организовывать педагогическую работу по развитию речи детей с нарушениями слуха. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства. Условия деятельности делают мотивированными и усвоение сообщений взрослых, комментирующих ее, подражание речи взрослых также становиться осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской деятельности способствует возникновению желания обменяться впечатлениями, спросить, узнать, попросить…
Таким образом, развитие различных видов детской деятельности является одним из важнейших условий речевого развития дошкольников с нарушениями слуха.
В данной работе будут раскрыты вопросы формирования разговорной речи и активизации общения в процессе создания коллективных работ на занятиях по изобразительной деятельности
Рассмотрим подробнее как происходит решение задач по активизации разговорной речи на занятиях по созданию коллективных работ по изобразительной деятельности
Цель активизации устной разговорной речи при создании коллективных работ – придать речевому общению естественный характер, научить строить диалог, переспрашивать, уточнять сказанное, разнообразить палитру высказываний.
Занятия по изобразительной деятельности тесно связаны с задачами формирования речи ребенка с нарушениями слуха. Понятия о форме, величине, пространственных отношениях, которые формируются сурдопедагогом на занятиях по развитию речи, получают чувственную опору во время занятий по изобразительной деятельности. В свою очередь, ряд представлений, полученных ребенком на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, расширяется, уточняется сурдопедагогом и воспитателями на занятиях и в повседневной жизни.
Словарь обязательный на каждом занятии по изодеятельности, включает четыре группы слов и выражений.
Слова и выражения, связанные со спецификой данной деятельности:
название материалов (бумага, краска, клей…);
наименования производимых действий (лепить, рисовать…);
название орудий и инструментов (карандаш, кисть, ножницы…).
Слова – названия предметов и выражения, обозначающие явления, которые изображают дети.
Слова и выражения, необходимые для руководства восприятием (ощупай, обведи…).
Слова и выражения, фиксирующие результат восприятия:
название цветов;
название геометрических форм;
определение величин;
определение пространственного расположения.
При создании коллективных работ в словаре детей вводиться еще одна группа слов – слова, организующие совместную деятельность.
По определению ведущих психологов (С.А. Рубинштейн), разговорная речь – это речь ситуативная. Ее развитие происходит непосредственно в процессе общения ребенка с взрослым и детей между собой. Поэтому вся работа по активизации устной коммуникации детей должна основываться
на принципах коммуникативно – деятельностного, ситуативно – тематического и личностно – ориентированного обучения.
Детей с нарушениями слуха надо научить тем способам применения словесной речи, которые доступны их слышащим сверстникам. Овладение способами составления диалога является не целью обучения, а средством речевого общения. Поэтому педагог не должен натаскивать детей на формальное повторение заученных фраз и предложений.
При работе над диалогами успешнее всего развивается прогнозирование тех или иных компонентов передаваемого сообщения. Постоянное, целенаправленное варьирование речевого материала в диалогах имеет большое значение для развития способности комбинирования, перефразирования, инициативности высказывания. Работа с диалогами способствует развитию речевой памяти у детей с нарушениями слуха.
Для создания живого (не формального) диалога нами были выделены следующие требования к речевому материалу, предъявляемому детям.
отсутствие незнакомого речевого материала (в большинстве случаев);
повторяемость, трансформации, комбинирования речевого материала (способствует развитию навыков вариативного словесного комбинирования, в различных ситуациях, при изменении действующих лиц);
использование речевого материала, состоящего из звуков, которые ребенок произносит правильно (включая допустимые замены), а также тех звуков, которые закрепляются в речи в данный период.
Для активизации речевого общения, на коллективных занятиях по изобразительной деятельности нами используются следующие виды работ.
I. Поручения и задания.
При выполнении данного вида работ ребенок должен:
внимательно выслушать;
понять содержание;
выполнить поручение;
дать словесный отчет о выполненном.
Таким образом, к активности привлекаются внимание, мышление, память, моторика, речь, поэтому необходимо хорошо продумать сущность и содержание поручения, возраст и индивидуальные особенности ребенка.
II. Упражнения в составлении высказывания (предложения) разнообразны и различны по степени трудности.
Разрезные предложения.
Две части состоят из слов или выражений:
Одна часть заменяется картинкой.

Я буду рисовать

2. Использование комбинированных постановочных таблиц.
Две части состоят из слов и выражений;

Я буду рисовать
цветок
бутон
лист
Одна часть состоит из слова или выражения, другая заменена картинкой.

Я буду рисовать


Предложение строиться из трех, четырех частей – при этом сначала все три части – слова и выражения, затем одна (две) часть – картинка, затем одна часть многоточие.

Оля
будет рисовать
розовый
цветок
Таня
зеленый
бутон
Кирилл
голубой
лист

Оля
будет рисовать
Таня
Кирилл
3. Составление предложений без опоры на картинку.
Стимулом является вопрос и та часть предложения, которая дается детям для чтения.
Какие по цвету?

Что ты будешь рисовать?
4. Составление предложения без опоры на вопрос или картинку.
Эти упражнения строятся только на хорошо знакомом по содержанию материале разговорной речи.
Применение различных видов работ и их сочетаний, соответствующих возрасту и речевому развитию детей позволило в первую очередь вызвать желание разговаривать, приобщить детей к фразовому материалу разной логической структуры, отработать в деятельности необходимые
вопросы, побуждения, сообщения, отрицания.

Рассмотрим особенности формирования полноценного, делового общения при создании коллективных работ детьми с нарушениями слуха.
Психологическими особенностями ребенка с нарушениями слуха является наличие узкого кругозора, недостаток речевого взаимодействия с окружающими, эмоциональная незрелость. Дети в своем общении часто не могут выстроить продуктивное общение со сверстниками, недопонимают друг друга, в результате чего происходят частые конфликты и ссоры.
Одной из ведущих задач, решаемых на занятиях по изобразительной деятельности является формирование полноценного общения, критериями, которого являются:
Инициативное отношение ребенка к взрослому;
Доверчивое, открытое, эмоциональное отношение к педагогам и сверстникам;
Настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
Чувствительное отношение к оценке взрослого и умение перестроить свое поведение в зависимости от его оценки;
Предметное сотрудничество.
Если общение не полноценно, то
Снижается активность поведения (даже при обостренной потребности);
Отсутствует интерес к предметной деятельности;
Ребенок не в состоянии правильно относиться к оценке взрослого.

Овал: I этапВся работа по обучению детей общению в процессе создания коллективных работ проходит в ряд этапов:



Целенаправленная работа по формированию полноценного делового общения при совместной, коллективной, деятельности дошкольников позволила не только построить полноценное словесное общение, но и вырабатывать у детей адекватные формы поведения, сформировать бесконфликтное взаимодействие, научиться сотрудничать. Полученный продукт деятельности помогает ребенку понять свою значимость, ощутить свой вклад в общий результат, научиться адекватно оценивать себя и других.
Рассмотрим особенности организации занятий по созданию коллективных работ по изобразительной деятельности.
Все занятия всех видов изобразительной деятельности объединены в циклы на основе единой тематики, общности персонажей, сходства способов изображения или одно и того же вида народно – прикладного искусства. Кроме того единая речевая тема объединяет не только занятия по изобразительной деятельности в цикле, но и занятия по развитию речи, проводимые сурдопедагогом и занятия по ознакомлению с окружающим, проводимые воспитателями.
Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер. Именно на данном этапе используется такая форма проведения занятий, как создание коллективных работ. Так как на данном этапе у ребенка уже есть необходимый запас знаний, сформированы необходимые умения и навыки изображения, что позволяет, самостоятельно комбинируя и видоизменяя, решать те или иные изобразительные задачи.

Формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.


В данном случае разделение на индивидуальные, подгрупповые и групповые формы проходило не только по способу организации детей, но и по способу выполнения своей части работы.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в нашем детском саду разработан перспективный план. Далее нами представлены перспективные планы для старшей и подготовительной группы. В плане указан цикл (речевая тема), вид деятельности.
В процессе целенаправленной и систематической работы по формированию делового общения и активизации разговорной речи наши дети научились:
договариваться о совместной работе, ее содержании;
работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
радоваться успехам своих товарищей при создании работы,

Перспективный план по изобразительной деятельности в старшей возрастной группе.
Название цикла
Перечень занятий
Коллективные занятия
Осенняя природа
1.Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.
2. Рисование: «Осеннее дерево».
3. Рисование: «Осеннее дерево и кусты».
4. Рисование: «Осень отражается в воде».
5. Рисование: «Унылая пора»
6. Лепка: «Осенние деревья». 7. Аппликация: «Букет из осенних листьев в вазе».
8. Конструирование: «Венок из осенних листьев».
1. Аппликация: «Букет из осенних цветов и листьев в вазе».
2. Пластилинография, рисование, аппликация: «Осенний лес».
Овощи и фрукты
1. Рисование: «Огурец и свекла».
2. Рисование: «Огурец, свекла и морковь».
3. Рисование: «Яблоко, лимон, апельсин».
4. Лепка: «Морковь, свекла».
5. Лепка: «Яблоко и груша».
6. Лепка: «Фрукты».
7. Аппликация: «Помидоры».
8. Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
1. Рисование: «Что созрело в огороде».
2. Рисование: «Натюрморт – с вазой и фруктами».
3. Рисование: «Что созрело в саду».
4. Лепка: «Вылепи овощи для игры в магазин». Соленое тесто.
5. Аппликация: «Яблоки и груши в вазе».
Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи
1. Знакомство с искусством – народная дымковская игрушка.
2. Рисование: «Элементы дымковской росписи».
3. Рисование: «Козлики и бараны».
4. Рисование: «Расписные птицы».
5. Рисование: «Роспись дымковской куклы».
6. Лепка: «Козлики и бараны».
7. Лепка: «Дымковский индюк».
8. Лепка: «Дымковская кукла».
9. Конструирование: «Весёлые дымковские артисты»
1.Рисование: «Изготовление дымковских артистов для народного театра».
2.Лепка: «Вылепи дымковских животных».
3.Аппликация: «Козлики и бараны на лугу».
4.Аппликация: «Петушок».
Зима
1.Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.
2. Рисование: «Снег, снег кружится, белая вся улица».
3. Рисование: «Снежинка».
4. Рисование: «Красивое развесистое дерево».
6. Рисование: «Выросла ёлка в лесу на горе».
7. Рисование: «Зима».
8. Лепка: «Снеговик».
9. Конструирование: «Снежинки».
1. Рисование: «Дерево в инее».
2. Рисование: «Шишки на ветке».
3. Аппликация: «Ёлочки».
Новый год
1. Рисование: «Снегурочка».
2. Рисование: «Наша нарядная ёлка».
3. Лепка: «Снегурочка».
1. Аппликация: «Новогодняя елка».
2. Аппликация: «Варежки для Снегурочки».
3. Конструирование: «Гирлянды на ёлку».
Человек
1. Рисование: «Девочка в национальном костюме».
2. Рисование: «Девочка в нарядном платье».
3. Рисование: «Девочка танцует».
4. Рисование: «Нарисуй девочку в русском костюме».
6. Лепка: «Девочка в длинной шубке». По подражанию.
7. Лепка: «Девочка катает снежный ком
8. Аппликация: «Девочка в пальто».
9. Аппликация: «Мальчик в комбинезоне».
1.Аппликация: «Дети на прогулке».
Здания и транспорт
1. Рассматривание домов разной архитектуры.
2. Рисование: «Домик для мишки».
3. Рисование: «Дом, в котором ты живёшь».
4. Рисование: «Автобус».
5. Рисование: «Грузовой автомобиль».
6. Рисование: «Машина привезла продукты».
7.Лепка: «Весёлый поезд».
8.Аппликация: «Домик - теремок».
1.Рисование: «Нарисуй дом, для лесных жителей».
2. Аппликация, рисование, конструирование: «Улицы нашего города».
3. Лепка: «Теремок».
Подводный мир
1.Рисование: «Рыбки в аквариуме»
2. Рисование: «Мои любимые рыбки».
3. Рисование: «Кружевные рыбки».
4. Рисование: «Я в подводном царстве».
5. Лепка: «Декоративная пластина «Сказочная рыбка».
1. Лепка: «Веселые рыбки».
2. Конструирование: «Аквариум».
Игрушки
1. Рисование: «Мои игрушки». 2. Лепка: «Игрушечный мишка».
1. Аппликация: «Разноцветные матрёшки».
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи
1. Знакомство с искусством – рассматривание предметов расписанных городецкой росписью.
2. Рисование: «Рисование элементов городецкой росписи».
3. Рисование: «Узор на полосе из бутонов».
4. Рисование: «Закладка для книги».
5. Рисование: «Кружка украшенная цветочной гирляндой».
6. Рисование: «Городецкие узоры».
7. Аппликация: «Разноцветные стаканчики».
1. Аппликация: «Чашка с блюдцем».
2. Аппликация: «Магазин посуды».
Домашние животные
1. Рисование: «Котёнок».
2. Рисование: «Щенок». По подражанию.
3. Рисование: «Мои любимые животные». По представлению.
4. Лепка: «Кошка».
5. Лепка: «Собака».
6. Аппликация: «Овечки».
1. Рисование: «Выставка рыжих котов».
2. Рисование: «Мой маленький друг». По образцу.
3. Конструирование: « Кошечки и собачки».
Домашние птицы
1. Рисование: «Петушок». По подражанию.
2. Рисование: «Цыплёнок и утёнок гуляют».
1. Лепка: «Утка с утятами».
2. Конструирование:
« Петушиная семья».
Дикие животные
1. Рисование: «Колобок встретил зайца».
2. Рисование: «Колобок встретил волка».
3. Рисование: «Колобок встретил медведя».
4. Рисование: «Колобок встретил лису».
5. Конструирование: « Медведь и заяц».
1. Лепка: «Зайчиха с зайчатами».
2. Аппликация: «Царство диких зверей».
Весна красна
1. Рисование: «Весна на лесной полянке».
2. Рисование: «Чудесные бабочки».
3. Лепка: «Пушистые одуванчики».
4. Аппликация: «Веточка яблони».
1. Рисование: «Одуванчики в траве».
2. Лепка: «Весенние цветы».
3. Аппликация: «Букет из веток вербы и березы».
4. Конструирование:
«Бабочки на лугу».
Перспективный план по изобразительной деятельности в подготовительной группе
Название цикла
Перечень занятий
Коллективные занятия
Осенние пейзажи
1. Знакомство с искусством – рассматривание картины Левитана «Золотая осень».
2. Рисование: «Дерево рябины».
3. Рисование: «Осенняя берёза».
4. Рисование: «Золотая осень». 5. Рисование: «Хмурый ветреный день».
6. Аппликация: «Веточка рябины».
7. Конструирование: «Осенняя почта».
1. Рисование: «Золотая осень».
2. Лепка: «Разные деревья». 3. Лепка: «Подарки осени».
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи
1. Знакомство с народно-декоративным искусством – городецкой росписью.
2. Рисование: «Узор для городецкой шкатулке».
3. Рисование: «Узор на кухонных досках».
4. Рисование: «Городецкий конь-качалка».
5. Рисование: «Весёлый городец».
6. Лепка: «Городец - удалец».
7. Аппликация: «Городецкий узор на полосе».
8. Аппликация: «Панно - тарелка».
9. Конструирование: «Стаканчик для карандашей». Оригами.
10. Конструирование: «Городецкий конь». Оригами.
1. Рисование: «Украсим кукольную мебель городецким узором».

1. Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.
2. Рисование: «Натюрморт – тарелка с луком и морковью».
3. Рисование: «Натюрморт – супница с овощами».
4. Рисование: «Ваза с фруктами – яблоком, грушей, апельсином».
5. Рисование: «Чайник с чашкой и фруктами».
6. Лепка: «Морковь, свекла, лук».
7. Лепка: «Яблоко, груша и сливы.
8. Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов».
9. Лепка: «Натюрморт из чайной посуды».
10. Конструирование: «Натюрморт с фруктами».
1. Рисование: «Нарисуй свои любимые фрукты и овощи».
2. Лепка: «Поднос с овощами и фруктами».
3. Аппликация: «Декоративная композиция: ваза с фруктами, ветками и цветами».
Зима
1. Знакомство с искусством – рассматривание репродукций картин с изображением зимней природы.
2. Рисование: «Моя любимая погода зимой».
3. Рисование: «Рябина в снегу».
4. Рисование: «Опушка зимнего леса».
5. Рисование: «Очарован, лес стоит».
6. Рисование: «Зимняя ночь».
7. Лепка: «Зимний пейзаж».
1. Рисование: «Иней покрыл деревья».
2. Рисование: «Вьюжная сказка». Декоративное рисование по зеркалу.
3. Аппликация: «Зимняя картинка». Способ обрывания.
Праздник Новый год
1. Рисование: «Узоры Дедушки Мороза».
2. Рисование: «Дед Мороз и Снегурочка, возле ёлки».
3. Рисование: «Портрет Снегурочки и Деда Мороза».
4. Лепка: «Снегурочка».
7. Лепка: «Дедушка Мороз».
8. Аппликация: «Сказочный дом, в лесу, возле ёлок».
10. Конструирование: «Мастерская Дедушки Мороза».
1. Рисование: «Мы встречаем Новый год».
2. Рисование: «Цветы для Снегурочки».
3. Аппликация: «Нарядная ёлка».
4. Конструирование: «Букет для Снегурочки».
Птицы
1. Рисование: «Воробей».
2. Рисование: «Синичка».
3. Рисование: «Снегирь».
4. Лепка: «Слепим птичек сами».
5. Аппликация: «Снегири на ветке».
1. Рисование: «Стайка воробьёв».
2. Рисование: «Зимующие птицы».
3. Лепка: «Птицы на кормушке».
4. Конструирование: «Птицы на кормушке».
Дикие животные
1. Знакомство с искусством – рассматривание репродукций картин и иллюстраций с изображением диких животных, выполненных штрихами (графика).
2. Рисование: «Ежиха в ельнике».
3. Лепка: «Лиса крадётся за добычей».
4. Лепка: «Медведь».
5. Аппликация: «Трусишка зайка серенький».
6. Конструрование: «Царство диких зверей».
1. Рисование: «Пушистые животные».
2. Лепка: «Какие звери живут в зимнем лесу?».
Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
1. Знакомство с народно-декоративным искусством – рассматривание элементов хохломского узора.
2. Рисование: «Узор на миске».
3. Рисование: «Узор на бочонке или вазе».
4. Рисование: «Хохломские ложки».
5. Рисование: «Золотая хохлома».
6. Лепка: «Чудо - хохлома».
7. Конструирование: «Весёлые матрёшки».
1.Рисование: «Узор для городецкой шкатулке».
Здания и транспорт
1. Знакомство с искусством – рассматривание открыток и иллюстраций с изображением зданий разной архитектуры.
2. Рисование: «Деревенский домик».
3. Рисование: «Вот эта улица, вот этот дом».
4. Рисование: «Строители строят новый дом».
5. Рисование: «Дом на нашей улице».
6. Рисование: «Грузовые автомобили».
7. Рисование: «Легковой автомобиль».
8. Конструирование: «Русская изба». Бумагопластика. 2 занятия.
1. Рисование: «Нарисуй улице с домами и машинами».
2. Аппликация: «Машины едут по улице».
Посуда
1. Лепка: «Лепка посуды путём составления её из колец».
2. Лепка: «Молочник».
3. Лепка: «Чайник».
1 .Лепка: «Устроим выставку посуду». Коллективная.
Цветущая весна
1. Знакомство с искусством – рассматривание весенних пейзажей и натюрмортов.
2. Рисование: «Весенний ковер».
3. Рисование: «Цветущий месяц май».
4. Рисование: «Ветка сирени в вазе».
5. Лепка: «Ветка яблони».
6. Конструирование: «Букет».
1. Рисование: «Одуванчики». 2. Аппликация: «Одуванчики».
3. Конструирование: «Весенний пейзаж».
Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника
Губаревич Людмила Изетовна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
 «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». /В.А.Сухомлинский/
Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.
В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания.
В данном изложении представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и коррекции их речевых нарушений на занятиях изобразительной деятельностью. Представленные рекомендации направлены на развитие детей, имеющих недоразвитие речи.
Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. И как уже отмечалось ранее, речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.
Мотивация должна подбираться педагогом таким образом, чтобы ввести ребенка в ситуацию, способствующую эмоционально воспринимать созданный «продукт». Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.
Таким образом, определенные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при ее аномальном развитии.
Поскольку дети с недоразвитием речи имеют и нарушения мелкой моторики, то освоение приемов изобразительной деятельности приходится и на детей старшего дошкольного возраста. Различаются такие дети по включению в деятельность: когда одни спешат, а другим требуется дополнительное побуждение к деятельности и по темпу деятельности: когда одни работают быстро, другие – медленно. Следовательно, индивидуальный подход в работе с дошкольниками осуществляется с учетом обозначенных особенностей и предусматривает также особую форму общения с детьми, учитывая их речевые возможности, их общительность и уровень их изобразительных навыков.
В настоящее время используются разнообразные формы организации детей. И выбор той или иной формы определяется задачами, которые следует решать с учетом, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Так, занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить подгруппами, где каждый ребенок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия.
На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.
Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.
Большое значение в обучении продуктивной деятельности придается обследованию предлагаемых объектов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании, который способствует формированию правильного восприятия и отображения, реально существующих объектов в различных вариантах (плоскостном, объемном).
Специфическое построение обследования объекта, подкрепленное словом, следует включать в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого.
Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставлен- ную речь.
Важно помнить, что содержание вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать сопутствующей деятельности. Вопросы по существу данной деятельности способствуют решению изобразительных задач.
В коррекционных целях следует использовать выполнение работы небольшими частями. Такое деление способствует переключению видов деятельности, повышая их работоспособность, отсрочивая утомление, помогая вовремя включиться в деятельность, нормализуя темп работы. В свою очередь позволяет обеспечивать чередование объяснения с выполнением работы. Специфика построения такого занятия определяется особенностями детей с общим недоразвитием речи – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Чередование объяснения с выполнением работы решает еще и коррекционно-воспитательные задачи: воспитание выдержки, включение в деятельность, ее темп.
Подводя итог занятия, оцениваем результаты детской деятельности. Оценку должен получить каждый ребенок с учетом правильности выполнения задания.
Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.
Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, отражая, знакомые и близкие ему чувства, а также открывая чувства новые.
Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным.
Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что все части занятия изобразительной деятельностью можно успешно использовать в коррекционных или коррекционно-воспитательных целях.
«… От красивых образов мы перейде к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте». ПЛАТОН
Рисованием как художественной деятельностью при взаимодействии со взрослым дети овладевают рано. Учитывая преобразующий характер рисования, важно обеспечить творческую направленность деятельности. Важной на данном этапе становится задача – найти пути эффективного педагогического взаимодействия с ребенком, способствующего развитию самостоятельности и обеспечивающего творческую направленность в рисовании.
Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.
В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности, они получают возможность для полного и разностороннего отражения явлений окружающей действительности, активно выражая свое отношение к ним.
Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который, прежде чем изобразить объект, внимательно его изучает. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, сопоставляя и сравнивая образы изображенные с образами реальными. Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Поэтому, подобранный зрительный ряд должен направлять внимание детей на восприятие обычных, непривычных и малозаметных явлений и объектов. Очень важна установка на заинтересованное рассматривание объекта. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.
Впечатления, полученные в результате организованного процесса восприятия, позволяют создать на занятиях условия, благоприятные для продуктивного творчества. Дошкольникам не дается готовых рецептов, а создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленных задач. Педагог лишь помогает детям ориентироваться в этом поиске, создавая условия для зарождения замысла.
Одним из главных методических приемов обучения является вариативный показ способов и последовательности изображения. Основное внимание уделяется показу жестом. Графический показ используется при подаче новых изобразительных конструкций. Обязателен такой показ и при освоении новых технических приемов рисования. На всех занятиях, где используется графический показ, центральной задачей является создание выразительности образа. Целесообразно сочетание частичного показа с последующим восприятием. Показ жестом по предмету, рисунку интересен и значим для закрепления навыков изображения.
При подборе приемов обучения следует основное место отводить наглядности: реальному предмету, различным видам искусств – игрушке, иллюстрациям, репродукциям картин и образному слову (стихам, потешкам, сказкам, и др.)
Особой заботой для воспитателя являются дети, имеющие слабое развитие художественное, речевое, общее. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происходят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики, осанки. Серьезность таких отклонений и их обратимость зависят от того, когда будет начата коррекционная работа. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Наша система направлена на формирование у детей автоматизированных навыков в различных видах изобразительной деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. Особая роль в развитии мелкой моторики отводится пальчиковым играм. Они позволяют корректировать движения каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.
Первоосновой изобразительного искусства по праву называют рисунок. Сфера применения рисунка чрезвычайно широка. Рисунок, как графическое изображение, является одним из видов художественного отображения действительности, а также основой создания образа в других видах искусства.
Одним из видов изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка являетсяграфика, которая делится на несколько видов: станковую, книжную, плакатную, газетно-журнальную, прикладную.
Элементы рисунка – это линии, штрихи, пятна, из которых складываются изображения.
Линия в рисунке – основное изобразительное средство, которое может носить различный характер. Графической линией как одним из основных средств изображения дети овладевают на самых ранних этапах. На протяжении всего дошкольного детства в рисунках детей преобладает одинокая контурная линия. Следует обратить внимание на совершенствование навыков изображения простых и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).
Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. В старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и их оттенков. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство.
Композиция рассматривается как способ расположения объектов в пространстве. Разнообразны примеры решения композиции. Верность композиционного решения определяется идеей, темой и сюжетом произведения, т.е. находится в зависимости от поставленных задач.
Техника в искусстве – это совокупность способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Карандаш– графитный стержень в оправе, используется для проведения линий различной толщины, применяется для тушевки и штриховки.
Уголь – прессованный уголь, хорошо применяем для первоначальных набросков. Его основное свойство – бархатистость.
Пастель – мягкие цветные карандаши. Может использоваться в соединении с карандашами, иногда с акварелью, она создает основной тон. Возможно использование мокрым способом.
Восковые мелки – легко ложатся на шероховатую бумагу, дают мягкие очертания. Фон, выполненный мелками, делает рисунок выразительным.
Акварель – водяные краски. Основное свойство – прозрачность, это необходимо учитывать при наложении одного цвета на другой.
Гуашь – непрозрачные акварельные краски. Гуашь обладает хорошим кроющим свойством.
Полезно иногда давать детям не белую, а тонированную бумагу.
В процессе рисования дети закрепляют свои представления об окружающем мире, выбирают способы изображения.
Рисование с натуры способствует развитию зрительной памяти, которая способствует рождению образного восприятия и образного мышления.
Рисование по памяти сводится к произвольному запоминанию характерных признаков объекта и их последующему изображению.
Рисование по представлению – это воспроизведение объекта в произвольном положении, основывается на произвольном запоминании объекта, имеющего эмоциональную окраску.
Декоративное рисование является одним из видов изобразительного искусства. Богатым источником для данного вида изображения является многообразное народное искусство, в орнаментах которого отражается родная природа и национальная культура. Основное назначение декоративного искусства – это украшение самых разных предметов. Особенностью народного декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов рисунка.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий. Умело, используя игровой прием, можно увеличить количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.
Комбинированные занятия по изобразительной деятельности дает возможность продемонстрировать владение различными приемами изображения, разнообразие используемых материалов. Такие занятия обогащают не только опыт дошкольника, но и непосредственно влияют на развитие его речи. А умение комбинировать, и составляет основу творчества.
Дети развиваются не одинаково, поэтому показатели творческого характера раньше появляются у детей с более высоким уровнем памяти, речи, воображения, практических навыков, образного восприятия, самостоятельности.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее. В этом смысле все, что окружает нас, кроме мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества.
ПриложениеВлияние занятий по изобразительной деятельности на мелкую моторику и речь дошкольников.
 
       Изобразительная деятельность, также как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей, имеющих нарушения этой функции. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.
       Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, кистью, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
        Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".
        М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
          Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторная недостаточность у детей выявляется в сглаженной, стертой форме. На занятиях по рисованию дети плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.
      Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждают ребенка избегать выполнения действий, которые сложны. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук.
       В процессе изобразительной деятельности, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
      На занятиях изобразительной деятельностью детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно  усложняемых высказываний, новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические оттенки.
      В продуктивной (изобразительной) деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи у детей с речевым недоразвитием, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи.
       Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. Особенно высокие показатели наблюдаются при каждодневном использовании всего наглядного материала, оречевлении всех демонстрируемых действий, предметов, их признаков и закреплении значений.
        В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.  Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог.
        Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения. Специфическое построение обследования объекта, подкрепленное словом, следует включать в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого. Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки. Таким образом, слово помогает осмыслению процесса изображения. На занятиях изобразительной деятельностью успешно развиваются коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.
      Таким образом, изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. На занятиях, изобразительной деятельностью решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.
Краткие сведения из истории методики изобразительной деятельности
В. Б. Косминская и др."Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду"М., «Просвещение», 1977 г.OCR Detskiysad.Ru После Великой Октябрьской социалистической революции общественное дошкольное воспитание в нашей стране стало общегосударственным делом. Цели и задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения были определены марксистско-ленинским учением, которое явилось теоретической основой для советской педагогики.К этому времени еще не было сложившейся системы советского дошкольного воспитания с разработанной программой и методами обучения. Необходимо было изучить особенности развития детей в новых условиях, создать учебные пособия, подготовить квалифицированные педагогические кадры.Наряду с разработкой общих вопросов советской дошкольной педагогики выделяются отдельные специальные методики обучения детей разным видам деятельности, среди которых немаловажное место отводится изобразительной деятельности.Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия Советской власти был труден и проходил в острой борьбе с идеалистическими теориями.Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений—психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Сёлли, Н. Брауншвиг, Р. Лампрехт и другие).Первым автором, посвятившим свой труд «Дети-художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Риччи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлось идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Исходя из биологизаторской теории спонтанного развития, Риччи и некоторые другие исследователи переоценивали творческие возможности детей, давали обоснование теории свободного воспитания. Детские рисунки часто оценивались как произведения искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.На основе биогенетической теории развитие детского творчества отождествлялось с развитием первобытного человека. Некоторыми исследователями игнорировалось своеобразие изобразительной деятельности и детский рисунок понимался как определенная ступень, предшествующая овладению речью, как особый вид игровой деятельности. Все эти исследования не выявляли подлинной сущности своеобразия детского творчества и в большинстве случаев требовали отказа от активного руководства им, невмешательства в процесс детского творчества, который якобы предопределен внутренними биологическими законами.Почти одновременно с появлением зарубежных теорий развития детского творчества интерес к детскому рисунку возник у нас в России. В 1909 г. в Москве открылась выставка «Искусство в жизни ребенка». Появились статьи и лекции о художественном воспитании.В 1911 г. была переведена на русский язык книга К. Риччи «Дети-художники». В предисловии к ней Л. Г. Оршанский замечает, что появление этой книги совпадает с возникшим в России широким интересом к детскому изобразительному творчеству, и считает, что настало время присмотреться к детскому творчеству, узнать его, определить, чему учить детей, прививать им художественный вкус.Выходят в свет труды русских ученых, посвященные детскому рисунку (Л. Г. Оршанский, А. А. Рыбников, К. М. Лепилов, Ф. И. Шмит и другие).Характерным для работ русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались С педагогических позиций — с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.Особый интерес представляет работа В. М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» (1910 г), не потерявшая значения до настоящего времени. В. М. Бехтерев рассматривал детское рисование в самый ранний период — у детей 3—4 лет. Он критически оценивал некоторые положения зарубежных авторов. В частности, он считал ненаучным вывод о возможности проникать в субъективный мир ребенка и на основе этого определять особенности его чувств и представлений. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающем, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснять условия, в которых он находится.В. М. Бехтерев признавал необходимым обучение детей технике рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразию, ни проявлению индивидуальности ребенка.Эти положения В. М. Бехтерева, несмотря на описательный характер его труда, являлись оригинальными и прогрессивными для того времени.Некоторые русские исследователи детского рисунка подверглись влиянию идеалистических и биологизаторских трактовок в понимании источников изобразительной деятельности детей и путей ее развития. Они считали, что изобразительная деятельность маленького ребенка находится под воздействием наследственных, врожденных факторов. Стадии развития этой деятельности рассматривались ими как неизменные, не зависящие от влияния социальной среды и активного педагогического вмешательства. Эти теоретические исследования оказали определенное влияние на практическую работу детских садов. В методах руководства детской изобразительной деятельностью была распространена главным образом система свободного воспитания. Система Фребеля имела меньше сторонников, но все же и она использовалась в работе с детьми. Существовали даже фребелевские курсы по подготовке воспитателей.После Великой Октябрьской социалистической революции исследование детского изобразительного творчества заметно активизировалось. Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и другие, психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, искусствоведы Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский и другие.Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф. И. Шмит. Он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчества при Всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований — выявление закономерностей детского творчества. В трактовке этого вопроса он стоял на идеалистических позициях, утверждая, что ребенок воспроизводит не действительность, а образы своей фантазии.Наибольшее влияние в первые годы после революции на теорию и практику художественного воспитания оказал А. В. Бакушинский — искусствовед, историк, педагог. Он изучал творчество детей в сравнении с «примитивным» искусством. В основе его сравнительного изучения детского рисунка и искусства различных культур лежала биогенетическая теория.А. В. Бакушинский утверждал, что источником детского творчества являются биологические факторы и развивается оно не под влиянием познания окружающего, а под влиянием накопленного родового опыта, инстинкта. В ответ па впечатления от воздействия окружающего из глубины психики ребенка сами собой всплывают соответствующие образы под влиянием родового фактора как таинственного подсознательного стимула. А. В. Бакушинский считал, что детское творчество как родовой опыт совершенно и по сравнению с ним творчество взрослого кажется бескровным и уродливым. Поэтому ребенку у взрослого учиться нечему. Такая высокая оценка детского творчества приводит А. В. Бакушинского к убеждению, что оно представляет собой особое искусство, способное оказать воздействие на творчество взрослых художников, оздоровить его.А. В. Бакушинский намечает стадии развития детского творчества, беря за основу двигательный и зрительный опыт ребенка. Но стадии эти мыслятся неизменными для всех исторических этапов, не зависящими от социального опыта ребенка и от тех условий, в которых он живет. Эти рассуждения, естественно, привели его на позиции теории свободного воспитания.Несмотря на то что А. В. Бакушинский в теории был активным последователем биогенетизма, он высказал много правильных педагогических советов, раскрыл некоторые особенности детского творчества, основываясь на собственных наблюдениях и опыте. Но он не смог практически реализовать свои ценные наблюдения и фактически не преодолел те идеалистические и биологизаторские установки, которые были присущи зарубежным авторам. Правильно выдвигая задачу развития творческих способностей ребенка, он делает неверные выводы: детскому воображению и творчеству следует предоставлять полную свободу, всякое вмешательство взрослого только вредит.Поскольку теоретических работ по вопросам преподавания методики изобразительной деятельности в России почти не было, труды А. В. Бакушинского оказали большое влияние на теорию и практику художественного воспитания детей.Наряду с различными идеалистическими и биологизаторскими теориями в советской педагогике с первых лет Советской власти начал определяться свой путь изучения и развития детского изобразительного творчества.Неоценимый вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Н. К. Крупской. Надежда Константиновна умела ставить и решать задачи, исходя из потребностей социалистического общества. Сформулированные Н. К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.Высказывания Н. К. Крупской в печати, в выступлениях на съездах по дошкольному воспитанию, перед дошкольными работниками, студентами, работницами и крестьянками носили характер программных указаний.Надежда Константиновна обращала внимание на необходимость изучения и творческого использования педагогического наследия прошлого в процессе создания советской системы эстетического воспитания. Она справедливо считала, что работникам дошкольного воспитания следует принимать активное участие в изучении личности ребенка путем обобщения практики дошкольного воспитания и научного исследования.Большое значение Н. К. Крупская придавала искусству как средству эстетического воспитания детей. Она указывала на необходимость предоставлять ребенку возможность творить: «Надо ли гнаться за тем, чтобы дать подрастающему поколению возможность наиболее полно, наиболее разносторонне выражать свои мысли и чувства? Думается, что да. Ибо выражение оформляет мысли, углубляет чувства. Выражая себя, человек растет». Н. К. Крупская говорила, что детское рисование требует изучения, так как является показателем понимания ребенком окружающего, свидетельством его представлений о предметах. Она дала ряд ценных методических указаний по руководству изобразительной деятельностью — о необходимости предоставления детям разнообразных материалов, в том числе красок, которые в тот период мало употреблялись, о развитии у них графических умений. Крупская выступала против теории свободного воспитания, боролась за активную роль педагога, но в то же время говорила об охране творческих проявлений детей: «Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития...».Работы Н. К. Крупской способствовали тому, что в дошкольных учреждениях постепенно создавались условия для эстетического развития ребенка.Руководствуясь указаниями Н. К. Крупской, Дошкольный отдел Наркомпроса твердо проводил линию на связь науки с практикой, стремился осуществлять дошкольное воспитание на научной основе.В 1918 г. организуется Первая опытная станция Наркомпроса, в которой работали видные представители советской педагогики: С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, Л. К. Шлегер, Е. А. Флерина. Их деятельность была направлена на решение общепедагогических задач эстетического воспитания на основе изучения личности ребенка.Разработкой поставленных проблем эстетического воспитания занимались не только ученые, но и воспитатели, методисты, заведующие детскими садами, преподаватели институтов. Изучались особенности детских рисунков, лепки, построек, аппликаций. Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х гг., уже показали зависимость творческого развития от воспитания. Были выявлены некоторые закономерности, которые представляют собой ряд последовательных стадий в развитии изобразительного творчества детей. В советской науке утверждалось мнение, что для правильного понимания детского рисунка нужно изучать не только то, как ребенок изображает форму предметов, чем ограничивалось большинство буржуазных теоретиков, но и как он передает содержание, свое отношение к предмету, психологию процесса рисования.Однако задача воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта ребенка, которому придавалось первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании, и в частности в руководстве рисованием, недооценивалась. В высказываниях советских ученых все еще преувеличивались творческие возможности ребенка. Процесс освобождения от влияния зарубежных теорий, отказ от теории свободного воспитания осуществлялся трудно и медленно.В последующие годы в развитии художественного воспитания намечаются уже более правильные тенденции: признание того, что содержанием детского творчества является отражение современной действительности, а в связи с этим забота о приобщении ребенка к окружающей жизни; понимание значения искусства в воспитательных целях и использования его в работе с детьми; обоснование утверждения о том, что творческие способности ребенка могут успешно развиваться только под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.Большую роль в решении этих вопросов сыграла Е. А. Флерина. Ею разработаны основы методики изобразительной деятельности. В работе «Детский рисунок» (1924 г.) она устанавливает принципы, лежащие в основе руководства детским творчеством,— широкое эстетическое воспитание: развитие наблюдательности, чувства цвета, ритма.В этой книге Е. А. Флерина подводит итоги первых шагов изучения детского творчества и высказывает некоторые положения, определяющие зависимость детского творчества от воспитания, показывает закономерности развития творчества, которые представляют собой ряд последовательных стадий. Но эти стадии в отличие от буржуазных исследователей она рассматривает не как биологические нормы, изолированные друг от друга, а как сложный процесс взаимосвязи и борьбы различных тенденций, приводящий детское творчество к новым качественным достижениям. Однако в этом первом своем труде Е. А. Флерина переоценивает творческие возможности ребенка, называя его «художником».Е. А. Флерина правильно приходит к убеждению, что художественное воспитание ребенка необходимо осуществлять на примерах большого реалистического искусства. Ею была начата экспериментальная разработка методики обучения детей рисованию. В конце 20-х гг. началась разработка некоторых программных документов для работников детских садов.В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о планировании работы». В письме отмечалось, что одним из важных условий построения педагогического процесса является создание программы. В качестве приложения к письму была опубликована программа ориентировочных навыков для детей от трех до восьми лет. Навыки, связанные с изобразительной деятельностью, были включены в различные разделы программы: графические умения — в раздел «Навыки речи», технические навыки пользования материалами и оборудованием — в раздел «Трудовые навыки». Опубликованная программа не была обязательной для выполнения и по существу являлась лишь установкой для воспитателей в проведении изобразительных занятий с детьми.В 1932 г. вышла «Программа дошкольных учреждений». Материал программы распределялся по видам деятельности и по организующим моментам. Она также не была обязательным для выполнения документом, а предлагалась как руководство при планировании работы. Объем изобразительных умений по каждому виду деятельности невелик. В программе текущей работы были определены технические навыки, творчество детей по замыслу. Лишь для старшей и нулевой групп даны некоторые тематические задания с целью закрепления полученных впечатлений, например рисование на темы: «Что видели на экскурсии», «Наша стройка», «Красная Армия» и др.Хотя в данных программах и намечался круг умений и навыков по изобразительной деятельности, но осуществление их шло самотеком, так как содержание работ почти не определялось педагогом и выполнение программного материала не было обязательной задачей.Кроме того, само построение программы затрудняло отбор материала воспитателем при планировании работы. Программный материал на определенный отрезок времени раскрывался трижды: в программе по видам деятельности, по организующему моменту и в текущей работе. Такая разбросанность материала и необязательность его выполнения лишали работу всякой системы.В 1934 г. была издана «Программа и внутренний распорядок детского сада». Эта программа отличалась от предыдущей главным образом по форме расположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. Раздел изобразительной деятельности выделен в самостоятельный и назван «Рисование, лепка и трудовые занятия». Программный материал располагался по каждому виду изобразительной деятельности отдельно, внутри он делился по возрастным группам и по полугодиям. Программа отличалась четкостью изложения материала. Но основной недостаток прежних программ — отсутствие определенных требований к изобразительным умениям — оставался. Был разработан лишь объем технических навыков. Программный материал часто перемежался с методическими указаниями, что делало этот документ недостаточно четким, определенным.К 40-м гг. складывается твердое убеждение, что, помимо общего руководства, создания условий для творческой деятельности детей, необходимо обучать их изображению. В 1938 г. вышло «Руководство для воспитателя детского сада», в котором был определен объем умений и навыков, перечислены материалы и занятия для каждой возрастной группы.В 1939 г. Е. А. Флерина приступает к исследованию вопросов программы и методов обучения детей рисованию, тесно связывая его с проблемой развития детского творчества. Обучение рисованию рассматривается как единый учебно-воспитательный процесс, который не должен ограничиваться только образовательными задачами. Е. А. Флерина, признавая необходимость и возможность развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности и зависимость этого развития от воспитания, выдвигает основной принцип теории изобразительной деятельности — единство учебных и творческих задач.К этому времени советская дошкольная педагогика отмежевалась от зарубежных систем эстетического воспитания, построенных на ложных искусствоведческих, педагогических и психологических позициях.На Всероссийской конференции по художественному воспитанию в 1941 г. были показаны первый опыт и результаты обучения детей рисованию.В 1943 г. в статье «Элементы обучения детей рисованию» Е. А. Флерина, обобщая результаты экспериментальной работы, изложила основные выводы о содержании обучения и его предпосылках. Ею были намечены задачи, круг требований к изобразительным умениям и тематике рисования для трех возрастных групп. В предложенной программе совершенно по-новому был представлен материал для младшей группы. Разработанная ею система игровых упражнений вошла во все последующие программы и прочно закрепилась в практике работы детских садов. Для средней и старшей групп разработана обширная тематика занятий по предметному, сюжетному и декоративному рисованию с учетом своеобразия возрастного развития ребенка.Е. А. Флериной были разработаны также основные приемы обучения изобразительной деятельности: наблюдение предметов и явлений, рассматривание образца, показ приемов изображения и техники работы. Большое значение Е. А. Флерина придавала образно-эмоциональному слову воспитателя, которое воздействует на воображение ребенка и придает выразительность образам. Кроме того, она отводила определенное место игровым упражнениям и приемам обучения, способствующим закреплению доступных детям движений руки, развитию у них чувства самоконтроля и объективной оценки своего творчества и работы товарищей.В «Руководстве для воспитателя детского сада», изданном в 1945 г., были сформулированы задачи и содержание учебного материала по разделам. Для каждой возрастной группы давались характеристика изобразительных умений и методические указания. В 1948 г. эта программа переиздается с небольшими поправками: включаются задания разных типов (предметные, сюжетные, декоративные) и определяется объем умений и навыков, связанных с темой этих заданий.Новое «Руководство для воспитателя детского сада» вышло в 1953 г. и переиздано в 1954 г. Здесь более четко определены задачи и содержание работы и поставлен вопрос об обучении на занятиях умениям и навыкам. Это был первый документ, обязательный для выполнения. В нем даны программные требования не только в области технических навыков, но и изобразительных умений. Но все же в «Руководстве» не были расчленены задачи и особенности изобразительной деятельности; иногда в программный материал включались методические указания; материал для детей младшего возраста был дан одним разделом, тогда как в детских садах уже существовали первая и вторая младшие группы.В 40—50-е гг. продолжалось совершенствование программ по результатам научного исследования методов и приемов воспитания творческой активности детей в различных видах изобразительной деятельности. Исследовательская работа велась под руководством Е. А. Флериной; сотрудниками дошкольного сектора при Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством Н. П. Сакулиной; сотрудниками Института художественного воспитания и в последующем НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; работниками кафедр педагогических институтов.Разрабатывались и уточнялись содержание обучения изобразительной деятельности, преемственность задач художественного воспитания детского сада и школы, требования к художественному материалу для детей, методы развития художественно-творческих способностей. Это были коллективные исследования специалистов в разных областях художественного воспитания с привлечением педагогов-практиков. Ряд исследований носил широкий обобщающий характер. Так, в проведенном Н. П. Сакулиной исследовании показана роль наблюдений в развитии детского творчества, уточнено положение о связи детского рисования с действительностью, раскрыты методы руководства наблюдениями в связи с изобразительной деятельностью. Исследование показало, что обогащение опыта детей — важный источник для развития детского творчества.Большое внимание исследователей привлекали вопросы детского декоративного творчества. Работа эта проводилась в 40-е гг. Е. А. Флериной с группой воспитателей детских садов Москвы и в Центральном доме художественного воспитания детей в Москве под руководством Н. П. Сакулиной. Специальные исследования по декоративному рисованию были проведены преподавателями ленинградского и московского педагогических институтов Е. И. Ковальской и Е. И. Васильевой. Они отметили большое влияние народного декоративного искусства на эстетическое развитие детей, выяснили, насколько полно дети старшего дошкольного возраста могут воспринять декоративное искусство, где нет занимательного сюжета, насколько может быть устойчив и глубок интерес к этим произведениям.Результаты исследований привели к убеждению, что народное декоративное искусство отвечает интересам детей, является богатой пищей для их художественного восприятия, содействует развитию эстетических переживаний. Знакомство с образцами народного искусства способствует воспитанию чувства любви к Родине, ее культуре, искусству, оказывает влияние на изобразительное творчество детей, обогащает их воображение, технику исполнения.Проверка результатов исследований в массовой практике показала правильность сделанных выводов и способствовала совершенствованию работы детских садов.На рубеже 50—60-х гг. значительное место уделялось исследованию роли слова и наглядных приемов в обучении рисованию, лепке в детском саду, развитию художественного восприятия и творческих способностей детей дошкольного возраста. Эти исследования велись под руководством Н. П. Сакулиной.Одним из достижений советской дошкольной педагогики в этот период явилась разработка проблемы сенсорного воспитания. В работах Н. П. Сакулиной показано, как осуществляется оно на занятиях изобразительной деятельностью, создающих большие возможности для формирования сенсорных способностей, и как эти способности обеспечивают в свою очередь совершенствование самой изобразительной деятельности.Итоги многолетней работы по изучению различных сторон детского рисования подводятся Н. П. Сакулииой в книге «Рисование в дошкольном детстве». В этом труде рассматриваются наиболее существенные вопросы обучения рисованию дошкольников: возникновение и характер его развития у детей от одного года до трех лет, формирование изображения в рисунках детей 3—7 лет. Подводятся итоги педагогических исследований по художественно-творческому развитию детей в процессе рисования. Эта работа существенно обогатила теорию и практику художественного воспитания дошкольников.Достижения науки и практики в области теории и методики эстетического воспитания привели к созданию системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. Это было сделано коллективом авторов (Н. П. Сакулииой, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской, В. А. Езикеевой, И. Л. Дзержинской, Т. Г. Казаковой), подготовивших книгу «Система эстетического воспитания в детском саду». В ней рассматриваются основные теоретические вопросы эстетического воспитания в детском саду, раскрываются программа, методы и содержание художественного воспитания и обучения на занятиях различными видами искусства.Сотрудники НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в настоящее время занимаются разработкой проблем готовности ребенка к обучению в школе в области изобразительной деятельности. Некоторые результаты исследований этой проблемы представлены в книге «Умственное воспитание дошкольника» 2. В своей статье И. П. Сакулина раскрывает задачи умственного воспитания на занятиях изобразительной деятельностью. Она отмечает, что дети дошкольного возраста способны понять явления общего характера, усвоить несложную систему знаний, сведений общего характера, что в свою очередь изменяет характер их поведения на занятиях изобразительной деятельностью: сначала они активно участвуют в анализе объекта изображения, затем уверенно выполняют задание.Разработке методов руководства изобразительной деятельностью детей раннего возраста также уделялось большое внимание. Первая работа по изучению изобразительной деятельности детей младшего возраста появилась еще в конце 40-х гг. Это была диссертация А. А. Волковой. В результате исследований ею была уточнена программа обучения детей младшего возраста, разработаны некоторые приемы руководства изобразительной деятельностью малышей.В дальнейшем по вопросам изобразительной деятельности детей раннего возраста и методики их обучения специальные исследования вели В. Н. Аванесова («Обучение самых маленьких в детском саду». М., 1968), Т. Г. Казакова («Рисуют младшие дошкольники». М., 1971), Н. Я. Шибанова («Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании». Пермь, 1974).В 50-е гг. начались исследования творчества детей в различных видах изобразительной деятельности. Детальное исследование по обучению детей аппликационным работам провела преподаватель ЛГПИ им. А. И. Герцена И. Л. Гусарова. В ее книге, изданной в 1968 г., раскрываются программа и методы работы с детьми по аппликации в трех возрастных группах. В 60-е гг. под ее руководством были выполнены два исследования также в области аппликации: З. А. Богатеевой о формировании декоративно-орнаментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и Е. С. Рогалевой по вопросу сенсорных основ изобразительной деятельности детей 6—7 лет на материале декоративных аппликационных работ.В помощь практическим работникам были разработаны наглядные пособия — альбомы по аппликации для всех возрастных групп.В конце 60-х гг. были проведены специальные экспериментальные исследования по вопросу развития творческих способностей в лепке Детей старшего дошкольного возраста (Н. Б. Халезовой), о сенсорных основах детской лепки (Н. А. Курочкиной, Е. И. Корзаковой).Вопросам изучения детского творчества в конструировании из различных материалов посвящена диссертация В. Г. Нечаевой. Результаты экспериментального исследования по трем возрастным группам на материале детских строительных игр освещены в диссертации З. В. Лиштван. В ее работе установлены закономерности творческого развития детей в конструировании из строительных материалов и раскрываются методы руководства им.В 70-е гг, конструктивное творчество детей как одно из средств умственного развития изучалось сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР Н. Н. Поддьяковым, А. Н. Давидчук.Кроме исследований, охватывающих широкие проблемы творчества детей в различных видах изобразительной деятельности, в 60—70-е гг. усиленно разрабатываются отдельные вопросы методики: Т. С. Комаровой изучался вопрос о формировании графических умений в рисовании; Р. Г. Казаковой — об особенностях рисования с натуры детьми старшего дошкольного возраста и методах руководства им; Л. В. Компанцевой — о влиянии поэтических образов природы на творчество в рисовании детей старшего дошкольного возраста.Наряду с многочисленными педагогическими исследованиями по вопросам методики изобразительной деятельности проводились и психологические исследования детского творчества. Общие проблемы художественного воспитания и развития способностей изучались Б. М. Тепловым, давшим в своих работах еще в 40-е гг. наиболее полное и правильное определение способностей и путей их развития. В работах В. И. Киреенко и Е. И. Игнатьева рассматривались пути развития изобразительных способностей на разных возрастных ступенях. Исследования в области изобразительного творчества детей дошкольного возраста были проведены в 50—60-е гг. Б. А. Сазонтьевым, Н. И. Стреляновой, В. С. Мухиной и другими.Психологические исследования помогли теоретически обосновать выдвигаемые в методике приемы, методы обучения и формирования детского изобразительного творчества.Большие успехи в развитии дошкольной педагогики, детской психологии и методики изобразительной деятельности привели к созданию более совершенного документа для практики дошкольного воспитания. В 1962 г. была издана «Программа воспитания в детском саду», в которой раздел изобразительной деятельности был разработан с научных позиций. Эта программа в отличие от предыдущих рассчитана на воспитание детей от одного года до семи лет, что создает возможность последовательно осуществлять преемственность в работе с детьми всех возрастных ступеней.Программный материал для первой и второй групп раннего возраста расположен по видам деятельности и дается компактно на весь год; для первой младшей группы расположен по полугодиям; для всех остальных групп — по кварталам. Такое построение материала связано с необходимостью проведения в младших группах длительной работы по закреплению навыков в течение всего года, а расположение материала по кварталам для других групп обеспечивает большую систематичность в построении всего учебного процесса.В программе четко определены задачи для каждой возрастной группы по развитию художественных способностей у каждого ребенка. Особое внимание уделяется подготовке детей к школе и установлению преемственности в содержании воспитательно-образовательной работы детского сада и школы. Так, в детском саду в подготовительной к школе группе большое место отводится занятиям рисованием с натуры. У детей развивается наблюдательность, умение видеть особенности предмета и передавать их в своем рисунке. Это дает возможность в школе усложнить задачу изображения — передавать объем и различные ракурсные положения.В последующие годы «Программа воспитания в детском саду» несколько раз переиздавалась с некоторыми уточнениями, но принцип ее построения остался прежним.В 60—70-е гг. лаборатория эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР проводит многоплановое исследование развития творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности. Результаты этого исследования обобщены в книге «Художественное творчество и ребенок». Теоретические положения об особенностях творческой деятельности дошкольника, изложенные в статье Н. А. Ветлугиной, сопровождаются анализом экспериментальных исследований по формированию у детей младшего и старшего дошкольного возраста способности создавать выразительные образы в рисунках. Интересны статьи Т. Г. Казаковой и В. А. Езикеевой, которые раскрывают влияние обучения на творческое развитие. Материал книги убедительно доказывает необходимость единства в решении творческих и учебных задач в процессе изобразительной деятельности.Исследования в области методики изобразительной деятельности продолжаются. На очереди стоят неотложные задачи изучения творческой деятельности детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Требует также исследования проблема индивидуальных особенностей творческих проявлений детей. Пока еще нерешенной остается проблема активизации умственной деятельности детей в процеесе изобразительного творчества и воспитания самостоятельности в использовании приобретенных умений в работе с различными изобразительными материалами. Эта проблема имеет важное значение не только для решения задач развития изобразительных способностей, но и в плане подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.