Урок по основам светской этике Чувство Родины

Тема: Чувство Родины.
Цель:
Формирование у младших школьников чувства гордости и любви к своей Родине.
Задачи:
1. Подвести детей к таким понятиям, как Родина, патриот, патриотизм, малая Родина; учить сострадать, переживать, сопереживать.
2. Развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
3. Воспитывать у детей чувство любви к малой родине: ее природе, людям, святыням.
Тип занятия: урок изучения нового материала
Основные термины и понятия:
Россия, Родина, Отчизна, патриотизм, малая Родина
Средства наглядности: выставка книг о Нарьян-Маре, о Великовисочном, фотографии природы округа, рисунки детей, сочинения о селе.
Ход урока.
Орг. момент.
Постановка темы и задачи урока.
Звучит песня «С чего начинается Родина»
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Что мы называем Родиной? (варианты детей)
Обобщение ответов.
Родина – место, где родился человек, а так же страна, в которой родился человек, место, откуда произошли предки, корни человека.
-Кто сформулирует тему урока? Как вы ее понимаете?
3. Первичное усвоение новых знаний.
Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились,  которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяет русский язык, общие традиции и праздники.
- Что значит чувство Родины?
Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.
- Посмотрите на карту России.  Что вы скажете о  территории России?
- Какие вы знаете пословицы о Родине?
Соедините пословицы
Родная земля
там и пригодился.

Любят Родину не за то, что она велика,
и в горсти мала

Родная сторона – мать,
и весна не красна

Где кто родился,
Чужая – мачехач

На чужой стороне
а за то, что своя

- Объясните смысл каждой пословицы.
- А как называется наша малая Родина?
- Можете ли вы найти на этой карте наш округ? Где он расположен? Что вы знаете о нашем округе? ()
4. Физминутка. («У оленя дом большой»)
Игра «Угадай место» (с использованием интерактивной доски)
- Сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду показывать вам фотографию или фрагмент фотографии, а вы угадаете что это за место.
- Что объединяет все эти фотографии? (фотографии нашего села)
- Как называют место, где человек родился,живет, учится?
Давайте подумаем, что значат слова МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.
Моя – тут моя семья, мои друзья, моя школа, мой дом.
Малая – это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина – здесь живут родные моему сердцу люди.
Обобщение ответов.
- Вы все верно сказали. Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле.
- Так как же её понимать? ( человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил)
- А что вы можете сделать для своей малой Родины уже сейчас, будучи учениками? А что делаете?
- Посмотрите на книги о нашем округе и селе. С какими вы знакомы? О чем можно узнать из этих книг?
Обобщение ответов.
5. Первичная проверка понимания
В продолжении нашего разговора, послушайте рассказ.
У меня есть родина!
Цветы, поля, леса и озера!
Это было летом, а может весной. Однажды, рано утром ласковый лучик солнышка заглянул в окошко к маленькому мальчику и нежно дотронулся до его личика. «Просыпайся малыш», - прошептал лучик, «посмотри в окошко». Легко вскочив с кроватки, мальчик подбежал к окошку. Яркое солнце ослепило мальчика. Он зажмурился. Немного подождав, он все же распахнул свои реснички и увидел, а может, это ему показалось, что все растения, деревья, цветы радуются встрече с ним. «Я должен сделать, что-то очень хорошее», - подумал мальчик и побежал на улицу. Солнышко вновь ослепило мальчика. Небо было синее и, казалось, полностью охватывало землю, с ее бархатной травкой, деревьями и цветами. Пели птички и их голоса были созвучны со звуками природы: шелест листьев, журчанье ручейка. Во всем этом было что-то волшебное. И вдруг мальчик явно услышал, что кто-то ласково сказал: «Это твоя Родина, малыш, цветы, поля, леса и озера – это твоя Родина, земля на которой живут люди и ты малыш – это твоя Родина» Мальчик обернулся, перед ним стояла мама. «Мама»! Воскликнул мальчик удивленно, и нежно к ней прикоснувшись, прошептал: ты тоже частичка моей Родины» Они еще долго говорили о любви, заботе к своей Родине. О ее красоте и бесконечных просторах. «Да», - подумал мальчик, «я еще маленький» но я уже понял, что Родину надо любить, беречь, защищать каждый камешек, травинку, речку, озеро и даже это цветочек, который растет у меня под ногами».
- Как бы вы назвали этот рассказ? Для чего я прочла вам этот рассказ? Что понял мальчик?
- А как часто вы обращаете на природу в нашем селе? Какое ваше самое любимое место?
6. Рефлексия.
Нарисуйте на полях шкалу и оцените себя: крестик вверху – я сегодня хорошо работал, при необходимости мог бы разобраться однокласснику по теме.
Крестик по середине- сегодня на уроке я работал не в полную силу, не все вопросы смог бы объяснить.
Крестик внизу – сегодня я часто отвлекался на уроках, но к следующему уроку я постараюсь исправиться.
7. Итог урока.
- Какой вопрос мы поставили в начале урока? (Что такое чувство Родины)
- Мы ответили на него? Что такое чувство Родины?
- Кто попробует сделать вывод по уроку: чему он вас научил? полезен ли он для вас? Чем?
Домашняя работа.
С родителями поищите фотографию в семейном альбоме с изображением села и расскажите историю этой фотографии.