Статья Роль воспитателя в формировании культуры речевого общения с детьми дошкольного возраста


« Роль воспитателя в формировании культуры речевого общения с детьми дошкольного возраста»
Общение – актуальная проблема, исследованием
которой, занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов,
М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов
«Дефицит общения в дошкольном возрасте
накладывает роковую печать на последующую
судьбу личности» - отмечал В.В. Давыдов.
Одним из компонентов общения выступает культура речи. Говоря о культуре речевого поведения, мы имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем – либо, участие в игре.
Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения предупреждает негуманное проявление эмоций, а также определяет:
- формирование знаний норм и правил,
- умение взаимодействовать с окружающими,
- желание вступать в контакт.
Запросы общества об этой проблеме отражены в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С.Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской и других авторов. Анализ психолого – педагогической литературы позволяет сделать следующий вывод.
Речевое общение – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.
Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:
- интерактивную;
- коммуникативную;
- перцептивную стороны речевого взаимодействия.
Культура речевого общения – это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия:
- приучение,
- упражнение,
- проблемные ситуации,
- пример для подражания,
- словесные методы (беседа, разъяснение); а также наиболее характерные приёмы обучения.
Данные, полученные в результате исследования, проведенного в различных ДОУ, позволяют сказать: педагоги и родители осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей.
Отсюда обучение детей предполагает:
- введение в словарь этических формул – слов и выражений, закрепленный за типовыми ситуациями общения;
- объяснение их значения;
- формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.
Исходя из этого, можно сказать, что данное обучение предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволит каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.
Особенностью обучения культуре речевого поведения является то, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Технологий обучения культуре речевого общения существует немалое количество, но мною будет рассмотрена технология, составленная педагогическим коллективом МДОУ ЦРР «Детский сад № 51» города Озёрска Челябинской области.
Основная цель технологии: формировать знания, умения, навыки культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи технологии:
- ввести в активный словарь этические стереотипы;
- формировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения;
- способности эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других;
- проводить работу по освоению собственно речевых норм.
В основу технологии положены следующие принципы:
учета возрастных особенностей старших дошкольников;
2) комплексного подхода (выделение задач, решаемых с помощью разнообразных форм, методов и приемов);
3) использование различных форм, методов и приемов работы (особое внимание уделяется: беседам, использованию художественного слова, комплиментам как первому из видов поощрения, проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений; драматизации отдельных произведений);
4) сочетания различных форм организации деятельности (регламентированная, совместная и самостоятельная деятельность);
5) игровой принцип;
6) безоценочного позитивного принятия ребенка;
7) Этапности работы.
На основе, которого были выделенные 3 этапа:
1 этап: подготовительный, в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на получение знания;
2 этап: освоение ребенком правил культуры речевого общения (введение достаточного количества этических формул в речь; формирование умения выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения);
3 этап: последующая работа, позволяющая закрепить полученные знания и умения.
Можно отметить следующее, что работа, проводимая в ДОУ, будет результативна, если она будет находить продолжение в семье (см. Приложение № 1 – Формы взаимодействия педагогов с родителями.).
Сам перспективный план работы над воспитанием культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста можно найти и использовать в своей работе в журнале «Воспитатель ДОУ» № 6 за 2010 год на с.58.
Для того, чтобы тщательно работать над формированием (см. Приложение № 1, Формы взаимодействия педагогов с родителями.
Сам перспективный план работы над воспитанием культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста можно найти и использовать в своей работе в журнале «Воспитатель ДОУ» № 6 за 2010 год на с.58.
Для того, чтобы тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей, педагогическим коллективом выше указанного детского сада были предложены методические рекомендации педагогам ДОУ (см. прил.№ 2.)
Таким образом, легче всего правила этикета формируются в дошкольном возрасте и, чем раньше указанный детский сад у детей педагогический и о них будет с ними . Для того, чтобы тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей, педагогическим коллективом выше указанного детского сад были предложены методические рекомендации педагогам ДОУ (см. Приложение № 2.)
Сам перспективный план работы над воспитанием культуры речевого общения у детей, педагогическим коллективом выше указанного детского сада были предложены методические рекомендации педагогам ДОУ (см. Приложение № 2).
Таким образом, легче всего правила этикета формируются в дошкольном возрасте и, чем раньше ребенок с ними познакомится, тем естественнее и непосредственнее.
Речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, педагогического методического рекомендациями выше указанного педагогическим коллективом выше указанного детского сад были предложены методические педагогами педагогам ДОУ (см.приложение № 2).
Таким образом, легче всего правила формируются в дошкольном возраста и, чем раньше ребенок с ними познакомится, тем естественнее и непосредственнее он их будет выполнять, тем ест6ственнее и непосредственнее он их будет выполнять. А занятия, совместная деятельность педагога детей помогут сформировать у старших дошкольников привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научат детей речевой культуре поведения.
Список использованной литературы:
Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов – практиков, родителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 68 с.
Карпова Л. А. Обучение старших дошкольников культуре речевого поведения (в процессе чтения сказок)//Воспитатель ДОУ №6, 2008. – с.110.
Крылова О.Ю. Учим детей общаться//Воспитатель ДОУ №4, 2008. – с.16.
Малахова Е.Ю. Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста// Воспитатель ДОУ №6, 2010. – с.52.
Ширяева Л.В. Развиваем навыки общения//Воспитатель ДОУ №3, 2009. – с.76.
Приложения
Приложение 1
Методические рекомендации педагогам
При работе по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
- регламентированной;
- совместной педагога с детьми;
- самостоятельной детей.
Соблюдайте принципы использования различных методов и приемов работы, особое внимание уделяйте:
- в регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
- в совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок – перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;
- в самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым, играм – драматизациям.
4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
- индивидуальные беседы,
- консультации,
- круглый стол,
- родительские собрания,
- анкетирование,
- приглашение в группу на День открытых дверей.
5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильные приемы.
7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.
8. Помните, что речь – отражение вашей личности. Следите за собственной речью:
- исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;
- учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога;
- обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;
- на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов – «паразитов» (ну, значит, в общем, так и т.д.);
- трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
9. Помните, что ребенком дошкольного возраста вся информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
13. Умейте анализировать процесс общения.
14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.
Приложение 2
Формы взаимодействия педагогов с родителями
Цель: привлечь родителей к работе над формированием культуры речевого общения старших дошкольников.
Работа педагогов в тесном контакте с родителями позволит выработать общие требования к речи ребенка, что окажет существенное влияние на формирование у него культуры речи, общения.
Форма взаимодействия с родителями Цели
Индивидуальная беседа Выявление особенностей воспитания культуры речевого общения в семье.
Выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме.
Ознакомление с работой педагогов детского сада с детьми по формированию культуры речевого общения.
Консультации Изучение разных стилей общения родителей с детьми.
Совершенствование приемов работы с детьми по формированию культуры речевого общения.
Рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми.
Круглый стол Совершенствование коммуникативных умений родителей.
Развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения.
Совершенствование навыков культуры речевого общения с окружающими.
Родительское собрание Ознакомление с формами, функциями общения.
Углубление знаний родителей о психолого – педагогических основах культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми.
Анкетирование Выявление особенностей общения ребенка в семье.
Приглашение родителей в группу: открытые просмотры деятельности педагогов с детьми; посещение дней открытых дверей; приглашение участвовать в театрализованных играх; участие в конкурсах Ознакомление родителей с жизнью группы.
Выработка общих требований к воспитанию детей.
Участие родителей с детьми в совместных проектах.
Приложение 3
Подборка игр, направленных на развитие культуры речевого общения:
Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста/Воспитатель ДОУ №6, 2010.
Варианты игр, помогающие педагогам решать сложившиеся проблемы в общении с детьми/Воспитатель ДОУ №4, 2008.
Иры, снижающие нервно – психическое напряжение в общении/Воспитатель ДОУ №3, 2009.
План занятий по обучению культуре речевого поведения, а также разработки занятий/ Воспитатель ДОУ №6, 2008.
Примеры коррекционно – педагогических занятий, дидактических игр, игр – драматизаций по развитию общения ребенка со взрослыми. – Дмитриева Е.Е. – Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психолого-практиков, родителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 68 с.