Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике Модуль: « Основы светской этики» для 4 Б класса на 2016 -2017 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»


Рекомендовано для утверждения
Руководитель ШМО
_________/Бережная Е.А./
                             ФИО
Протокол
от «29» августа 2016 года
№ 1
Согласовано
Заместитель директора по УВР  
__________/Руденко Е.А./
                             ФИО
 «30» августа 2016 г

Утверждено
Директор школы
________/Ченская С.В./
                                   ФИО
 Приказ
от «31» августа 2016 года № 280








Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этике
Модуль: « Основы светской этики»
для 4 Б класса
на 2016 -2017 учебный год






Составитель:
Сундарева Ирина Григорьевна,
учитель начальных классов












г. Черногорск
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 Б класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
Авторская учебная программа М.Т. Студеникина к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс;
Учебный план МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 5» на 2016-2017 учебный год.
Предмет «Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Общая характеристика предмета
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 году учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое.
При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорого, что есть у человека его жизни.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым предмет готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.
Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание предмета дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания предмета. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности – воспроизводящем, преобразующем, творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Предмет «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Предмет этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине – России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так и в вопросах и заданиях к ним.
Предмет этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
Именно такой подход, наряду с предыдущими рекомендациями даст положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе.
Место предмета в учебном плане:
Предмет, раскрывающий основы светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
 По учебному плану в 4 классе на изучение основ светской этики отводится 1 час в неделю. По рабочей программе отводится 1 час в неделю на 2016-2017 учебный год – 34 часа.
Устойчивость к временным изменениям.
Резервное время – 1 час. Резервное время может использоваться для корректировки программы при изменении расписания в течение всего учебного года, повторении и закреплении изученных тем.
Уровень обучения: базовый.
Характеристика класса.
Календарно – тематическое планирование по предмету составлено с учётом возрастных особенностей учащихся класса: в классе 27 человека - 9 девочек, 18 мальчиков. Работоспособность класса средняя.
Формы работы, методы работы, используемые технологии:
1) формы работы: эвристические беседы; учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские.
2)методы работы: метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях;
эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового, позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области;
исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде;
проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате, которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Учащимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
К эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
1) знакомить учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
2) развивать представления младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
3) обобщать знания, представления о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
4) формировать у младших школьников ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5) развивать способности учащихся к общению в полиэтнической  многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Предмет ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательной деятельности (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
при преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела предмета, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе.
Преподавание основ светской этики строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение учащихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности учащихся
Большое внимание на каждом уроке, занятии уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки учащихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширяются мотивационные условия изучения предмета за счет использования наглядности нового качественного уровня: используются электронное сопровождение предмета, имеющее в своем составе таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
Ценностные ориентиры содержания предмета ОРКСЭ
  В основе учебно-воспитательного процесса предмета ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Метапредметные, предметные и личностные планируемые результаты по ФГОС. 
К результатам освоения программы предмета следует отнести:
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование семейных ценностей;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Основное содержание


Наименование разделов
Количество часов

Блок 1.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1 час


Блок 2.
Основы светской этики. Часть 1.

15 часов


Блок 3.
Основы светской этики. Часть 2.
15 часов


Блок 4.
Духовные традиции многонационального народа России

3 часа

Итого:
34 часа
Из них:
резервное время -1 час



Блоки 1,2, 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного диалога как фактора общественного согласия.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют устно оценить в целом работу учащегося за весь год.
В рабочую программу включены задания регионального, национального и этнокультурного содержания (далее РНЭС).

Перечень учебных пособий

Студеникин М. Т. «Основы светской этики» 4 класс. Издательство «Русское слово», 2012г.
Студеникин М. Т. «Основы светской этики» 5 класс. Издательство «Русское
слово», 2012г.





Календарно-тематическое планирование (34 часа)


Тема урока
Кол-во часов
Дата
по плану

Примечание







Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества


1.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
07.09


Основы светской этики. Часть 1.


2.
Россия - Родина моя.
1
14.09


3.
Этика и этикет.
1
21.09


4.
Вежливость.
1
28.09


5.
Добро и зло.
1
05.10


6.
Дружба и порядочность
1
12.10


7.
Честность и искренность
1
19.10


8.
Гордость и гордыня
1
26.10


9.
Обычаи и обряды русского народа.
1
09.11


10.
Терпение и труд.
1
16.11


11.

Семья.
РНЭС. Великие семьи Хакасии
1
23.11


12
Семейные традиции.
РНЭС. Традиции Хакасских семей
1
30.11


13.
Сердце матери.
1
07.12


14.
Правила твоей жизни.
1
14.12


15.
Праздники народов России. РНЭС. Праздники хакасского народа.
1
21.12


16.
Защитники Отечества.
1
11.01


Основы светской этики. Часть 2.

17.
Гражданин России.
1
18.01


18.
Порядочность.
1
25.01


19.
Совесть.
1
01.02


20.
Доверие и доверчивость.
1
08.02


21.
Милосердие и сострадание.
1
15.02


22.
Правда и ложь.
1
22.02


23.
Традиции воспитания
РНЭС. Традиции воспитания у хакасов.
1
01.03


24.
Честь и достоинство.
1
15.03


25.
Терпимость и терпение.
1
22.03


26.
Мужество.
1
05.04


27.
Равнодушие и жестокость.
1
12.04


28.
Самовоспитание.
1
19.04


29.
Учись учиться.
1
26.04


30.
Речевой этикет.
1
03.05


31.
Мои права и обязанности.
1
10.05


Духовные традиции многонационального народа России.


32.
Творческие работы учащихся
1
17.05


33.
Творческие работы учащихся
1
24.05


34.
Повторение изученного
1
31.05

Резервный





15