Технологическая карта урока по светской этике Мир добрых соседей

Червоткина О.В.
ГБОУ СОШ с.Васильевка,
м.р. Ставропольский, Самарская область
Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Класс : 5
Тема: Мир добрых соседей.
Цели:
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение, нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство.
Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Формировать внутреннюю установку поступать согласно своей совести.
Воспитывать нравственные качества, основанные на свободе совести и вероисповедания.
Воспитывать уважение к истории и культурным традициям народов России.
2-я линия развития личности:
Развивать готовность определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки.
Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, нести ответственность за результаты.
Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.
Развивать умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Предметные умения:
Объяснять значения понятий: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение.
Объяснять разницу между дружескими и соседскими отношениями.
Воспринимать мир как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.
Оборудование: листы и маркеры для работы в группах.
Этапы урока
Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)


Вступительное слово учителя

1 2 3 6 1 2 1 2 3 1 2
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на очередном уроке светской этике, где снова нам предстоит решать задачи, делать выбор, задавать вопросы и самим же на них отвечать. И я надеюсь, что мы помним, светская этика – это предмет оценки по которому мы будем получать всю свою жизнь. И нам важно усвоить, те знания, которые мы вынесем с уроков, выручат нас еще не раз. О чем же сегодня пойдет речь? (сценка, приложение 1)

Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.
3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру, определять роль иллюстративного ряда в тексте.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.


Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.




II. Актуализация знаний.


1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1 2 3
Близкий сосед лучше дальнего родственника. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Говорил бы много, да сосед у порога. (Русская пословица)
Давайте найдем значение слова соседи
– Кого мы называем соседями? (Тех, кто живёт рядом. Этимология:
со-сед – вместе с кем-то осевший, сидящий.)
– Как могут жить соседи? Какие отношения бывают между ними? (Могут дружить, а могут и враждовать.)
– Каких соседей вы хотели бы иметь? Нужно ли для этого что-то делать самому?
Мнения учащихся выслушиваются, но не обсуждаются.
Ребята послушайте притчу о соседях
– Как сформулировали тему авторы учебника?
Мир добрых соседей.




III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.


1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3
– Давайте прочитаем по ролям текст в начале параграфа.
Дети читают текст на с. 100.
– За что папа ругает сына? (Он слушал громкую музыку, а когда соседи пришли и попросили его сделать потише, просто захлопнул перед ними дверь.)
– Что говорит сын в свою защиту? (Что в своей квартире в четыре часа дня он имеет право делать всё, что захочет.)
– О чём папа напомнил сыну? (О добром отношении к нему соседей во время его болезни.)

– Что папа хочет исправить в поведении сына? (Он хочет, чтобы Володя так же по-доброму относился к соседям, как и они к нему.)
– Чего не понимает Володя? Какой у него возникает вопрос? (Почему даже в своей квартире нужно думать о тех, кто живёт по соседству с нами?)
– Cформулируйте проблему урока.
– Давайте сравним нашу формулировку с авторской («Зачем нужно поддерживать добрые отношения с соседями?») и попробуем объяснить Володе «золотое правило нравственности».




IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.




1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3
– Как вы думаете, зачем поддерживать доброжелательные отношения с соседями?
Мнения учащихся выслушиваются, но не обсуждаются.
Ребята, а давайте мы и сами побудем сегодня в роли соседей на нашей улице. Ну скажем «Дружбы». Объединимся в группы, каждая из которых будет домом со своим номером.
– Чтобы выяснить этот вопрос, проведём работу в четырёх группах. Каждая группа обсудит текст и постарается ответить на вопросы к нему.
Задание для 1-й группы.
– Найдите в тексте «Рассказ дедушки Ахмеда» отрывок о человеке, у которого заболела мать.
Мы живём в дагестанском селе. Однажды мой сосед Расул уехал в большой город на заработки, а без него мать заболела. Бросил он всё, чтобы вернуться домой, но добирался почти три дня. Сердце его разрывалось, что мать больная, одна. А приехал, видит: у матери и убрано, и еда приготовлена, и лекарства, какие надо, соседи из ближайшего города привезли, и рядом с ней люди сидят, одну не оставляют.


– Какие отношения между соседями в нём показаны? В чём они проявились? Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ...

Задание для 2-й группы.
– Найдите в тексте «Рассказ дедушки Ахмеда» отрывок о человеке, у которого сгорел дом.
Мы живём в дагестанском селе. Однажды у моего знакомого Али загорелся дом. Всем селом помогали тушить. Его самого и его детей приютили, новый дом отстроить помогли, да не только его соседи из села, но и из соседних – многие его уважают.
– Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились?
Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ...

Задание для 3-й группы.
– Найдите в тексте «Рассказ папы Дандара» отрывок о том, как жили соседи в бурятской деревне.
Я вырос в бурятской деревне. Меня родители учили жить в дружбе с соседями. Я помогал соседской бабушке копать огород, а мне однажды наши соседи помогли найти потерявшихся коров.
– Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились?
Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ...


Задание для 4-й группы.
– Найдите в тексте «Рассказ папы Дандара» отрывок о том, как жили студенты в институтском общежитии.
Когда я вырос, я поступил учиться в институт в Москве и начал жить в общежитии. Там много разных ребят было. В общежитии без взаимовыручки и поддержки пропадёшь: и учиться надо было успевать, и работу найти, чтобы деньги были, и своё хозяйство вести! А когда все вместе – всё делилось на всех. Я с соседями по общежитию до сих пор переписываюсь.
Ребята, каждая группа получит вот такой макет многоквартирного дома, в каждую квартиру которого поселите какое-то одно качество, которое необходимо нам для того, чтобы окружающие уважали нас и жили в мире с нами.
– Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились?
Сделайте вывод: доброжелательные отношения приводят к ...
После самостоятельной работы представители групп рассказывают о сделанных выводах.
– Что объединяет все эти истории? (В них показаны доброжелательные отношения между соседями.)



V. Выражение решения проблемы.
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3
– Зачем же нужно поддерживать хорошие отношения с соседями? (Добрые соседи могут помочь в беде, разделить радость.)




VI. Итог урока.
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3
Ребята, каждый человек живет среди других людей и формируется как личность при взаимодействии с ними. Мы учимся друг у друга. Общаясь и действуя вместе, мы развиваемся. Наши мнения, взгляды. Вкусы, пристрастия могут совпадать, а могут и расходиться. Иногда мы даже можем вызвать непонимание и раздражение у людей. С которыми общаемся. Например только потому, что не похожи на них. Глупо считать врагами тех. Кто не похож на нас внешне или думает не так как мы. Люди и целые народы – все разные, и одинаковыми никогда не были и не будут. Тогда вы спросите меня, а как тогда всем уживаться рядом и возможно делать одно общее дело? Ответ по-настоящему и прост и сложен: умный человек всегда ищет в других людях то, что может их объединить, какие-то общие ценности. А глупый цепляется за недостатки и выдвигает их на первый план. Толерантность – это качество безусловно умных и духовно богатых людей. Какое вы сейчас слово услышали новое. Найдите определение в словаре. В 21 веке большинство народов оказались соседями и должны учиться жить друг с другом в мире. Давайте снова ребята обратимся к нашим домам. Как вы считаете а те качества. Которые мы поселили в них, подходят для стран соседей. Конечно, ребята доброта, терпение важны не только между соседями по лестничной площадке, а вообще в отношениях между людьми. Послушайте пожалуйста притчу о соседях (притча, приложение 2)



VII. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно выполнить следующие проекты:
Напиши сочинение-рассуждение на тему: «Мои добрые соседи».
Проведи опрос в своей семье на тему: «Как в моей жизни мне помогали мои соседи». Результаты оформи аналогично рассказам, прочитанным тобою сегодня в учебнике.



Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Проверка домашнего задания.
* Отметить учеников, успешно представлявших проекты.
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.
Решение проблемы, открытие новых знаний.
Отметить учеников, успешно представлявших работу группы у доски.




Приложение1
Сценка
«Соседи»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я хочу вас пригласить в гости в наш большой дом, где живут разные, но очень интересные люди. В доме много квартир, и в каждой из них свои нравы и порядки. Да вы сейчас и сами это увидите. Вот, например, в квартире № 5 поселился интересный сосед, судя по звукам, которые каждое утро доносятся из его квартиры, мы сделали вывод, что он музыкант, ну или пока только начинающий музыкант.

(на сцене появляются Галина Ивановна и Петр Никифорович)

Ведущий: Знакомтесь, это старожилы нашего дома: Галина Ивановна и Петр Никифорович! Кажется, они чем-то обеспокоены.

Галина Ивановна: Послушайте, да это же безобразие какое-то!
Петр Никифорович: И не говорите-ка!
Галина Ивановна: Тренькает он, людям спать не дает, виртуоз-самоучка!
Петр Никифорович: И не говорите-ка!
Галина Ивановна: Нужно воспитывать молодежь!
Петр Никифорович: И не говорите-ка!

(стучатся в двери квартиры, им открывает новый сосед, который добродушно улыбается и подает руку Петру Никифоровичу)

Валерий: Здравствуйте, рад познакомиться с моими соседями, меня зовут Валерий! Я как раз чаю заварил свежего, прошу за стол!

Галина Ивановна: Мы молодой человек, к вам не чаи пришли распивать, а узнать, по какому такому праву, вы людей изволите по утрам беспокоить.
Петр Никифорович: И не говорите-ка!
Валерий: Вы о моей игре? Извините, а я думал, что утром я как раз меньше всего приношу соседям неудобства, ведь после работы всем хочется тишины, да и уроки с детьми делают, вот я подумал... (смущается)
Ведущий: не знаю, чем бы все это закончилось, если бы не не соседка с первого этажа Вера Петровна, очень добрая женщина, детский врач.

Вера Петровна: Ну что вы такое говорите! Вы молодец Валера! Такое настроение сутра задаете! Я уже и привыкла без будильника вставать. Добро пожаловать в наш дом! Надеюсь, мы подружимся! Так что вы там про чай говорили? Я вот шарлотку испекла, сейчас принесу!
Петр Никифорович: И не говорите-ка!

(все кланяются и уходят)















Приложение 2
Притча о добром соседе

Как-то добродушный человек купил себе большой и красивый дом, с плодоносящим садом. А рядом по соседству в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно старался испортить ему настроение: то какую-нибудь гадость сделает, то мусор под ворота подбросит.
В одно прекрасное утро проснулся добрый человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, и видит там – ведро с помоями. Взял он ведро, вылил помои, вычистил ведро до идеального блеска, насобирал в него больших, вкусных и спелых фруктов и пошел к своему соседу.
Услышав стук в дверь, завистливый сосед злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его достал!» Открывает дверь в надежде, что случится скандал, а добродушный человек протянул ему ведро с фруктами и сказал:
- Кто, чем богат, тот тем и делится!






















Заголовок 1 Заголовок 215