Урок по дисциплине Основы экономики на тему Рынок среда существования предпринимателей

Экономика России переживает сейчас трудные времена: продолжается спад производства, сопровождающийся инфляцией и девальвацией – обесцениванием рубля, денежное обращение рубля нарушено долларизацией.
Почти три десятилетия в России не обновляются, основные фонды, в народном хозяйстве уже несколько лет идет процесс деинвестирования в промышленности. Для выхода из кризиса России и возрождения передового уровня ее экономики нужны интенсивные вложения капитала в экономически эффективные и экологически чистые технологии; производства, гарантирующие выпуск продукции новых поколений, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках.
Вопрос привлечения инвестиций сегодня актуален для всех стран мирового сообщества независимо от того, находятся ли они в группе государств экономически развитых, или принадлежащих к группе стран с развивающейся экономикой. В этой связи конкурентная борьба за инвестиции становится с каждым годом все ожесточеннее.
Цель правительства на данном этапе способствовать активизации инвестиционного процесса капиталов в развитие малого бизнеса, подъему производственного потенциала страны и выводу России из экономического кризиса.
Основная цель состоит в подготовке предпринимателей к работе в новых экономических условиях с присущими законами и категориями рынка, развития у них чувства ответственности за результаты хозяйственно-финансовой деятельности.
Основу развития малого бизнеса в стране формируют нормативные и законодательные акты, принятые в РФ.
Становление и развитие в России предпринимательства является закономерным и объективным процессом реализации экономических реформ и формирования в перспективе рыночной экономики. Как известно, в странах с развитой рыночной экономикой действуют три основных (обобщенных) хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предпринимательские фирмы (компании, корпорации) и государство, которое выступает в роли коллективного предпринимателя. В хозяйственно-экономической жизни развитых стран предпринимательские организации занимают ведущее положение, что вполне объяснимо, так как процесс формирования рынка и развития предпринимательства длился столетиями. Если во многих западных странах предпринимательская деятельность бурно развивается в различных организационно-правовых формах, а предприниматели являются золотым фондом нации, то в нашей стране предпринимателям приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, преодолевать сопротивление окружающей среды, часто надеяться только на свои силы и возможности Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставит перед предпринимателем задачи по укреплению его положения на рынке. Проблема выживаемости и обеспечения непрерывности развития бизнеса ставят перед предпринимателями вопрос о том как выжить в условиях изменчивой и неопределенной среды. В этом заключается актуальность выбранной темы данной статьи в современных условиях развития предпринимательской деятельности.
Несомненно, значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства. Большое влияние на развитие предпринимательства оказывает формирование положительного общественного мнения в средствах массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать), поддерживающих положительный опыт хозяйствования цивилизованных предпринимателей, критикующих негативные явления ведения бизнеса, разоблачающих воров, казнокрадов.
Рынок среда существования предпринимателей, без предпринимательской деятельности невозможно функционирование современной рыночной экономики.
В узком смысле слова под предпринимательством следует понимать особую инициативную экономическую активность дееспособных граждан, направленную на удовлетворение потребностей общества и населения и извлечение личного дохода (прибыли).
По мнению известного ученого П. Друкера, предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, практика. В англоязычных странах предпринимательство отождествляется с малым бизнесом, но не всякий малый бизнес является предпринимательским или предпринимательством. Предпринимательство имеет свою базу знаний, которые представляют собой средство для достижения цели. Говоря о сущности предпринимательства, П. Друкер пишет: «Многие специалисты сегодня рассматривают предпринимательство как нечто, имеющее оттенок таинственности, как дар, талант, вдохновение или даже «озарение». Но в то же время сам П. Друкер считает, что предпринимательству следует учить, и в США создана разветвленная сеть подготовки предпринимателей, в том числе в колледжах и университетах.
В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Для развития предпринимательства в России существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей. Предпринимательство основывается на принципе самостоятельного ведения дела в целях получения прибыли (дохода) для удовлетворения потребностей потребителей в производимой продукции (выполненной работе, оказываемых услугах). Однако не только получение прибыли является самоцелью цивилизованного предпринимательства, главное насыщение рынка товарами (работами, услугами) высокого качества. Предпринимательство основывается на принципах самофинансирования и превышения результатов над затратами (иначе предприниматель разорится), самоуправления, ответственности и высокой мотивации работников, на принципах инициативности и разумного риска.
Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.
Известные ученые, занимающиеся исследованиями благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием является развитие организационно-хозяйственного новаторства. В какой-то мере эти два важнейших составных элемента предпринимательской среды зафиксированы в Конституции страны. В частности, в ней записано, что: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности; никто не может быть лишен своего имущества (как материальной основы предпринимательской деятельности) иначе как по суду; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно; в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и, наконец, в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако эти важные конституционные положения до сих пор практически не действуют в полную силу, что наряду с другими факторами тормозит развитие предпринимательства.
Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии, дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных (муниципальных) органов должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность.
Действующие в российской экономике (обществе) предприниматели и все граждане, желающие заняться этим нелегким делом, должны руководствоваться введенным в действие гражданским законодательством, ведущую роль в котором занимает Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и другие законы, и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Так, в первой части ГК РФ говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2).
Из трактовки понятия предпринимательской деятельности, установленной в ГК РФ, вытекает несколько характерных черт и особенностей предпринимательства: 1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений; 2) это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 3) это деятельность рисковая, поэтому прежде чем стать предпринимателем, надо помнить, что ты будешь рисковать и преодолевать сопротивление среды; 4) предпринимательство это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц в установленном гражданским законодательством порядке; 6) это законная деятельность, предметом предпринимательства должны быть только разрешенные законом или лицензией сферы бизнеса; 7) целью предпринимательства является организация производства товаров, их продажа (реализация) другим субъектам рынка, выполнение работ и оказание разнообразных услуг, в которых нуждаются конкретные потребители. К сожалению, в ГК РФ не говорится, что целью предпринимательства является производство нужного качества товаров, а на первое место поставлена цель продажа товаров, но чтобы продать товар, надо его произвести. В ГК РФ установлен важнейший, можно сказать, определяющий принцип организации предпринимательской деятельности, который состоит в том, что это систематическое получение прибыли лицами, занимающимися этой деятельностью, осуществляющееся от «пользования имуществом». Этим положением сужается цель развития предпринимательства.
Первой отличительной чертой предпринимательской деятельности от других видов деятельности является установленная даже в законе самостоятельность лиц, решивших заниматься бизнесом. Самостоятельность выступает как проявление экономической свободы физических и юридических лиц в осуществлении своего бизнеса на принципах законности. Самостоятельность и экономическая свобода неразрывно связаны и обусловлены, но экономическая свобода более широкое понятие, обусловленное правами, обязанностью и ответственностью предпринимателя за результаты своей деятельности перед государством, партнерами, потребителями.
Предпринимательство является одновременно экономическим явлением и процессом. В качестве явления предпринимательство выступает как форма производственных отношений по поводу производства и реализации потребителям конкретных товаров (работ, услуг) необходимого качества и получения запланированного результата (прибыли, дохода). Предпринимательство как экономическое явление выражает всю систему отношений, которые возникают у предпринимателя во взаимоотношениях с потребителями в процессе реализации товаров (работ, услуг), с поставщиками, другими хозяйствующими субъектами, с наемными работниками и, наконец, с государством и другими органами управления.
Предпринимательство как процесс представляет собой сложную цепочку действий, начиная с поиска (зарождения) предпринимательской идеи и заканчиваясь ее воплощением в конкретный проект (предприятие, организацию, фирму), позволяющий производить необходимые потребителям товары, выполнять работы и оказывать услуги. Этот процесс заканчивается (как разовый акт) извлечением прибыли (дохода). Следовательно, предпринимательство как процесс представляет собой целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов рынка и получение определенного объема прибыли (дохода), ибо в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута.
Отдельные ученые считают, что целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, о чем, кстати, говорится и в ГК РФ. Однако целью предпринимательства как особой экономической активности лиц, решивших заниматься этой деятельностью, является удовлетворение неудовлетворенных потребностей субъектов рынка. Значит, предприниматель самостоятельно должен решить, что он предложит на рынке такой товар (в широком смысле слова), который получит признание потребителей.
Особое значение для развития предпринимательства имеет наличие экономической свободы для дееспособных граждан и их объединений, но, конечно, в рамках законов, которые должны гарантировать предпринимателям защиту их прав по ведению собственного дела.
Экономическая свобода вытекает из уровня политических свобод, демократического развития общества, формирования правового государства, гарантирующего всем гражданам защиту их личных свобод и прав. Поэтому наличие экономической свободы проистекает из наличия осознанной и защищенной законом свободы индивидуумов как дееспособных граждан страны.
В Основном законе страны Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Это положение Основного закона получило развитие в соответствующих федеральных законах, например, в законах «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О рекламе», в ГК РФ и в других нормативных актах, полная реализация которых явится важным условием обеспечения экономической свободы и развития предпринимательства в стране.
В статье 1 ГК РФ сформулированы важнейшие условия и принципы, гарантирующие экономическую свободу субъектам предпринимательства: во-первых, указывается, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; во-вторых, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; в-третьих, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; в-четвертых, товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Пределы экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности устанавливаются гражданским законодательством, регулирующим все виды и сферы предпринимательской деятельности; пределы экономической свободы предпринимателей, их права, а также обязанности (ответственность) устанавливаются федеральным законодательством.
Таким образом, самостоятельность и экономическая свобода как характерные признаки предпринимательства и условия его развития означают следующее: самостоятельность индивидуумов в организации собственного дела в любой экономической сфере, кроме запрещенной законом, свободный выбор предмета деятельности и вида бизнеса, наличие у предпринимателей определенной совокупности прав и гарантий, позволяющих им организовывать и развивать свой бизнес, использовать его результаты по своему усмотрению в соответствии с учредительными документами и нормативными актами.
Главным должен являться основополагающий принцип: предпринимательство развивается на базе самостоятельного принятия его субъектами решений в рамках закона
Второй самой существенной чертой предпринимательства является его рисковый характер, что подчеркнуто при определении сущности предпринимательской деятельности в ГК РФ, в котором говорится, что эта деятельность осуществляется лицами на свой риск. Тем самым законодательно подтверждается, что гражданам, решившим создать и осуществлять собственное дело, необходимо помнить: они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности.
Определение предпринимательства как деятельности самостоятельной указывает на ее волевое начало. Гражданин организует ее по своей личной инициативе. Такая деятельность не направляется и не контролируется непосредственно определенным руководящим органом (однако, не исключается вмешательство со стороны государства, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства).
Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется в основном теми же правилами и нормами ГК РФ, что и хозяйственная деятельность юридических лиц. Физические лица, так же, как организации, вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом, и. совершать от своего имени любые, разрешенные законом сделки.
Как и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны помимо налогов в бюджет вносить платежи в обязательные внебюджетные фонды.
В соответствии со ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заключая, например договор купли-продажи или договор аренды имущества с крупным предприятием или госучреждением, являются равноправной стороной по договору и не находятся с другой стороной в отношении подчиненности.
При заключении договора гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, руководствуется принципом добровольности. Он вправе выбирать любую предусмотренную гражданским правом форму договора и вносить в него по согласованию с другой стороной любые условия, не противоречащие закону.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеет право на судебную защиту и восстановление нарушенных прав. Это положение предусматривает не только возвращение отсуженного от предпринимателя имущества, но и возложения на нарушителя обязанностей по возмещению ущерба и опровержению распространяемых им ложных сведений, порочащих деловую репутацию предпринимателя, его честь и достоинство.
К сделкам, совершаемым гражданами без регистрации предпринимательской деятельности, суд может применить соответствующие правилам ГК РФ об обязательствах связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При рассмотрении судебных споров гражданин, совершающий сделки без регистрации предпринимательской деятельности, не имеет преимуществ в части имущественной ответственности по принятым обязательствам. Ссылки на то, что он не зарегистрирован как предприниматель, судом не применяются.
Признание права на предпринимательскую деятельность предполагает не только экономическую и юридическую самостоятельность индивидуального предпринимателя, но и личную ответственность за результаты своих действий. Если деятельность осуществляется не на свой риск и не под свою имущественную ответственность, то она не относится к предпринимательской.
Деятельность предпринимателя направлена на получение дохода. Отсутствие этого признака не позволяет отнести деятельность к предпринимательской. Необходимо учесть, что предпринимательство должно быть основной деятельностью субъекта, которой он занимается постоянно, а не от случая к случаю, и которая составляет основной источник личного дохода.


В условиях рынка субъект хозяйствования стремится если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит ему выживаемость.
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объемов производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями.
Финансовый результат деятельности экономического субъекта характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. По финансовому результату определяется уровень отдачи авансирования средств и доходность вложений и активов. В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме.
В микроэкономике понятие прибыль определяется как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами. Различают экономическую прибыль, бухгалтерскую прибыль, нормальную прибыль.
Экономическая прибыль представляет собой разность между общей выручкой, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и всей совокупностью внешних и внутренних издержек. К внешним, или явным издержкам относятся те затраты, которые несет в результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги. К таким затратам относятся, например, плата за сырье и материалы, заработная плата наемных работников, выплата процентов за кредиты, рента за аренду земли, оплата транспортных расходов, различного рода консультационных услуг и многое другое.
В обобщенном виде можно сказать, что – это те затраты, которые подкрепляются платежными документами и проходят учет в бухгалтерских книгах. Поэтому внешние издержки условно еще можно назвать бухгалтерскими издержками.
Внутренние, или скрытые (неявные) издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Это такие расходы, которые не выступают в форме денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Оценка внутренних издержек осуществляется либо с помощью приравнивания стоимости собственных ресурсов к рыночным ценам идентичных ресурсов, которые пришлось бы оплатить, если бы предприятие не располагало ими, либо путем определения денежных платежей, которые можно было бы получить в случае предоставления собственных ресурсов другим рыночным контрагентам. К внутренним издержкам относится также возмещение усилий, сопряженных с реализацией предпринимательского таланта, риском, управлением предприятием.
Бухгалтерская прибыль получается в результате вычитания из общей суммы полученной выручки внешних издержек производств. Поэтому бухгалтерская прибыль больше экономической на величину внутренних издержек. При этом внутренние издержки всегда включают в себя нормальную прибыль.
Нормальная прибыль указывает на то, что на предприятии внешние и внутренние издержки возмещаются, а предприниматель получает доход, равный минимальной величине возмещения предпринимательских усилий. Для обозначения нормальной прибыли нередко используются и такие термины, как «нормальный доход на капитал» или «альтернативные издержки капитала». Эта прибыль не является «прибылью» в сугубо экономическом смысле, ибо экономическая прибыль проистекает из экономической, коммерческой оценки всех задействованных в процессе производства ресурсов и сопоставления их с достигнутыми результатами в денежной форме. Отсюда: доход, превышающий сумму внутренних и внешних издержек, образует экономическую, или чистую прибыль. Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, (работ, услуг), сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов. Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно – сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно показываться соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. Работа предприятия связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов.
Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятий и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения. Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.
Адам Смит первый дал определение прибыли как суммы, которая может быть израсходована без посягательств на капитал. Отсюда в дальнейшем получило распространение определение бухгалтерской прибыли как превышение доходов предприятия над расходами.
если рынок позволяет получать за товар больше денег, чем величина стоимости, то производитель получает сверхприбыль, а общая величина его дохода превосходит объем созданной прибыли.
Разумеется, производитель рад возможности получить дополнительную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения: за счет увеличения общей массы (абсолютной величины) валовой прибыли, получаемой при неизменно или даже снижающейся цене всех изделий.
При подсчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период, скажем за год). Эта сумма подсчитывается путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.
Масса валовой прибыли – разница между суммой продаж и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров)
Процесс получения прибыли фирмой достаточно сложен. Предприятие первоначально несет значительные косвенные расходы (на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслуживание машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продукции добавляются прямые затраты. В итоге все время нарастает величина совокупных издержек (сумма постоянных и переменных расходов).
Затем наступает такой момент, когда сказывается эффект увеличения масштабов производства: при росте выпуска изделий себестоимость каждого из них будет снижаться (из – за экономии постоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с величиной совокупных издержек, то есть будет достигнута точка самоокупаемости производства. В дальнейшем наращивание выпуска товаров приведет к образованию и увеличению валовой прибыли.
Таким образом, образование массы валовой прибыли зависит:
а) от производственных факторов – величины совокупных издержек и масштабов производства;
б) рыночного фактора – уровня оптовых (сбытовых) цен.


15