Конспект занятия для 3 класса на развитие пространственного мышления по теме: Думать ты всегда горазд!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 2
Кировского района Санкт-Петербурга











Конспект занятия для 3 класса
на развитие
пространственного мышления
по теме: "Думать ты всегда горазд!"












Санкт-Петербург
Цель: развивать пространственное мышление у детей.

Оборудование: Презентация, мультимедийная установка, бумага, распечатанные индивидуальные задания.


План урока:
1. Организационный момент. (1 мин)
2. Что такое мышление? (2 мин)
3. Треугольники (1 мин)
4. На что похоже (4 мин)
5. Розы (3 мин)
6. Переставь шашки. (5 мин)
7. Физминутка (3 мин)
8. Схема метро (10 мин)
9. Кубики (3 мин)
10. Рисунок по координатным точкам (10 мин)
11. Организационный момент. (1 мин)































Ход урока:
1. Организационный момент. (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Олеговна.
2. Что такое мышление? (2 мин)

- Ребята, как вы думаете, что такое мышление? (Способность рассуждать, мыслить)
Мышление это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов.
Пространственное мышление – это вид мыслительной деятельности, которая нужна при решении задач, требующих ответа в пространстве. (ребята собирают определение из кусочков. У каждого на парте мозаика)

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному мышлению. (Маугли)
Именно таким является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека при воздействии среды - человеческого общества.
Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
- А сейчас мы будем выполнять упражнения на развитие пространственного мышления.

3. Треугольники (1 мин)
(На партах у детей картинка)
Работаете в парах. Сколько треугольников вы найдете на рисунке? Друг другу докажите, запишите ответ на листочке.
- Сколько нашли треугольников?

13 EMBED PBrush 1415
Ребята, как вы считаете, можно ли назвать то, что вы делали, пространственным мышлением? Почему?
Где в жизни может пригодиться это мышление?

4. На что похоже? (3 мин)

На доске:


- У вас на краю парты лист бумаги. Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Я даю вам 1 минуту на размышления и запись. Будут оцениваться количество и качество (оригинальность) образов. Например, первый рисунок – коромысло, если дорисовать 2 ведра..
- Благодаря этому упражнению мы с вами активизировали работу мышления. Именно мышление стимулировало вас к выдвижению необычных идей.
Что вам понравилось в этом упражнении?
Возникли ли трудности?
Выполним следующее упражнение.


5. Розы (3 мин)
У вас на партах карточки. Возьмите их. Посмотрите. На коврике изображено 7 роз. Вам нужно тремя прямыми разрезами разделить коврик на 7 частей, в каждой из которых было бы по одной розе.
13 EMBED PBrush 1415
Легко ли было выполнить это упражнение?
Что вам помогло?
Следующее упражнение то же на развитие пространственного мышления.

6. Переставь шашки. (5 мин)
На рисунке изображены две белые и две черные шашки. Требуется переставить белые шашки на место черных, а черные на место белых.
Но нужно соблюдать следующие условия:
Каждая шашка может перескочить на ближайшую клетку или через клетку, но не дальше.
В каждой клетке должна быть только одна шашка.
Начинать с белой шашки.
Нельзя ходить 2 раза подряд шашками одного цвета.

13 EMBED PBrush 1415

Молодцы, справились с этим заданием!
Что понравилось?
Что запомнилось?
Какие трудности возникали?



7. Физминутка (3 мин)
Ведущий предлагает всем в зале представить себе, что они пришли в обсерваторию и придя туда совершить некие действия. Сначала объявляется и объясняется первое действие, весь зал его выполняет. Затем объясняется второе действие зал выполняет сначала первое, потом второе и так далее, пока все не заканчивается аплодисментами. Действия и их объяснения таковы:
Раздвигаем чехол не телескопе! подняв руки перед собой вверх с сжатыми кулаками вместе, по очереди раздвигаем их в стороны, громко говоря при этом: «Вжик-вжик!»
Выдвигаем телескоп! делаем вид, что придвигаем к себе телескоп, говорим при этом: «У-у-у-у!!!»
Вытираем стекло телескопа! делаем вид, что протираем телескоп тряпочкой, слегка шипя при этом.
Наводим на то, что хотим увидеть! с жужжанием крутим ручку фокусировки на телескопе, потом тыкаем пальцем в небо и громко восклицаем: «О!»
А там звезды кругом! несколько раз разжимаем кулаки рук в произвольных точках вверху перед собой, приговаривая на каждое расжатие: «Чпок!»
Кометы пролетают! сначала правой, потом левой рукой резко проводим перед собой диагональную черту, сначала слева снизу направо вверх, потом справа снизу влево вверх, громко произнося при этом: «В-ж-ж-ж!!!»
Ой, смотрите шаттл летит! с жужжанием расставив руки в стороны изображаем космический корабль, А из него космонавты выпадают! показываем выпадающих из шаттла космонавтов, «Ой-ой-ой!»
А навстречу еще и целый рой летающих тарелок! крутим указательными пальцами в воздухе, говорим: «Улю-лю-лю-лю!!!»
И наконец-то метеоритный дождь пошел! аплодисменты.


8. Схема метро (10 мин)
Каждому ученику выдается схема метро без названий станций.
- Вы должны определить названия станций метро на схеме по словесному описанию.

Станция “Светлая” находится в самой западной точке города.
Станция “Музыкальная” в самой восточной точке города.
Ближайшая к “Музыкальной” в северо-западном направлении – это станция “Малиновая”.
Ближайшая от станции “Малиновой” в юго-западном направлении станция “Красная”.
Ближайшая к югу от станции “Красной” станция “Шумная”.
На запад от станции “Шумной” находятся еще несколько станций: “Скрипичная”, “Ударная”, “Тихая”, “Светлая”.
“Тихая” находится между “Ударной” и “Светлой”, а “Скрипичная” между “Шумной” и “Ударной”.
К югу от “Скрипичной” идут станции в такой последовательности: “Зеленая”, “Цветочная”, “Веселая”.
К юго-востоку от станции “Ударная” идут станции в такой последовательности: “Зеленая”, “Пшеничная”, “Лесная”, “Луговая”.
Ближайшая от станции “Тихой” в северо-восточном направлении станция “Речная”
К северо-западу от станции “Речной” расположена станция “Озерная”.

Дайте названия тем станциям, у которых их нет.
13 EMBED PBrush 1415


9. Кубики (3 мин)
У вас у каждого на краю парты 2 задания.
А) Мальчик сложил из кубиков конструкции. Сколько кубиков ему понадобилось для изготовления фигур?
Б) Посмотрите на нарисованные фигуры и выберите из 5 рисунков тот, который соответствует виду сверху - так, как выглядит фигура, если смотреть на нее сверху.
- У кого не будет что-то получаться, зовите меня, я вам обязательно помогу!

10. Рисунок по координатным точкам (10 мин)
Ребята, что такое координатная плоскость?
У вас на краю парты лист в клетку. Возьмите его. Начертим координатную плоскость.
Даны координаты точек. Верно отметив на координатной плоскости и соединив последовательно эти точки, вы получите рисунок.
Я зачитываю координаты: (7;3), (6;0), (5;1), (5;2), (4;2), (4;3), (5;4), (4;4), (4;5), (1;6), (4;6), (4;8), (9;10), (7;3), (4;8), (5;6). Последнюю точку не соединяйте ни с какой другой.

Проверяем. Что у вас получилось?
Посмотрите на доску. Кто это? (Буратино)

11. Организационный момент. (1 мин)
- Спасибо за урок. Вы свободны.


Root Entry