Статья по литературе на тему Жить, думать, чувствовать, любить……

Жить, думать, чувствовать, любить

Всё начинается с любви,
Твердят: «Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
«Всё начинается с любви».
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа, глаза
цветов, глаза ребёнка.
Всё начинается с любви.

Р.Рождественский.

Искренние тёплые строки известного поэта России Р.Рождественского, особо значимо воспринимают те, кто работает с детьми: учителя школ, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования.
«Что ты делаешь?» - с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, древний странствующий философ.
В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «Везу тачку», «Зарабатываю на хлеб», «Искупаю грехи», «Строю храм».
Каждого человека в жизни манят свои мерцающие вдали звёзды. Наверное, поэтому с разными целями приходят люди и в профессию. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так призрачны и так труднодостижимы, как в педагогике. В ней непросто состояться. Рутина ежедневных обязанностей, бесконечные уроки в школе и подготовка к ним дома, огромная ответственность за жизни (в прямом смысле слова) и судьбы детей, оставляющая желать лучшего зарплата – характеристики учительского ремесла хорошо известны каждому обывателю. Но над этим, ежедневным и затягивающим, тяжёлым и выбивающим из сил, есть вещи совсем другой категории: пытливые и насторожённые глаза детей, внимающие каждому слову любимого учителя, благодарные слова выпускников и их родителей, ощущение лёгкости и необыкновенного удовольствия от получившегося урока, от состоявшейся дискуссии, от неожиданных открытий своих учеников. В тот момент, когда учителю довелось испытать что-либо подобное, он начинает чувствовать себя нужным людям, все трудности перестают казаться такими уж непреодолимыми, появляется желание освоить что-то новое, попробовать себя в каких-то незнакомых ситуациях. Это становится главным, и всё, что казалось таким непреодолимым, само собой уходит в сторону.
В двадцатом веке, совсем ещё недавнем, но так стремительно уносящемся от нас, представлялось, что всё во власти человека: мир и война, земля и космос, образование и будущее детей. Теперь приходит понимание, как мало мы можем изменить что-либо в окружающей жизни. Такие периоды - осознание кажущегося бессилия – бывали и прежде. Но в то же время создавались романы и симфонии, строились новые дома и величественные храмы, зажигались новые звёзды. Появятся ли сейчас те жизнеутверждающие силы, которые способны противостоять природным и нравственным катаклизмам? Ответ на этот вопрос зависит от того, какими будут наши дети, как мы подготовим их к жизни.
В любом возрасте сильна у детей тяга к творчеству, действию, живо понимание ими нравственных ориентиров: добра и зла, света и тьмы.. «Для духовной жизни ребёнка просто и легко открывается благодатная бесконечность». Но если чувства не подкреплять светлыми жизненными впечатлениями, если не радоваться творческим открытиям воспитанника, душа юного человека и его сознание могут погрузиться в непробудный сон.
В девятнадцатом веке М.Ю.Лермонтов упрекал современников в «постыдном равнодушии» к добру и злу. Наверное, смысл нашей помощи детям должен быть не только в том, чтобы пробудить интерес к миру, вызвать потребность в знаниях, но и в том, чтобы создать условия для творческого самовыражения и сохранения данного с рождения спасительного внутреннего чувства, которое помогает увидеть не только явное, но и завуалированное зло. В «Капитанской дочке» А.С.Пушкина читаем: «Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе, - отвечал дорожный, - да что толку?» Что толку, если есть знания, но нет понимания – во имя чего их применить, так как во мгле не видно перспективы? А слова «честь», «грех», «благоговение» требуют сегодня разъяснения.
Наставник-учитель во многом подобен дирижёру, который «всегда расположен к разумной импровизации» и «действуя в настоящем, делая выводы из прошлого, постоянно находится как бы в будущем, строя целенаправленную перспективу развёртывания своих предстоящих созидательных действий. Этот парадокс пронизывает всю его деятельность».
«Жить, думать, чувствовать, любить, совершать открытия» учим мы детей, а они – нас. Для этого оказывается недостаточно времени от звонка до звонка.
Мы вместе читаем книги и осмысливаем прочитанное, встречаемся на литературных вечерах, совершаем экскурсии, ставим небольшие спектакли И вот мы уже не учим, а живём одной общей жизнью. Конечно же, за этим стоит огромный, самозабвенный труд учителя, постоянный поиск, горение, когда, светя другим, сгораешь сам. Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты можешь сделать их счастливыми. Добро перспективно, оно обязательно воздастся через много лет. От того, как ребёнок будет себя чувствовать, поднимаясь по ступенькам лестницы знаний, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь, а значит, и жизнь нашего общества через 15-20 лет.



Печален мир, где нет звезды,
А у меня есть где-то ты,
И от зари и до зари,
Гори, звезда моя, гори!

У меня есть «звёздочки», ради которых стоит жить. Мои родители, муж, сын, дочка. А сколько их в моём беспокойном 7 «А»! Вот Буданова Ирина – будущая художница, Жулина Лена – внимательная, сосредоточенная, целеустремлённая, возможно, это будущий юрист. А вдруг учёный? Рядом с ней – эрудит Гулёнкин Валера. Как знать, не увижу ли я его через каких-нибудь 10лет дипломатом где-нибудь в Италии или Швейцарии? А вот Гусарова Алина, Шикова Ариша. Пусть они не хватают «звёзд с неба», но я вижу их классными мастерами своего дела. А Лункина Саша! С её фигурой, огромными во всё лицо глазами, с царственным взглядом! Да это же будущая модель или стюардесса! О! Сколько у меня этих «звёздочек»! Будущих учителей, врачей
Мне бы очень хотелось, чтобы, повзрослев, достигнув известности, никто из моих учеников, вспоминая своё детство, не захотел бы его заменить выдуманным красивым миром. Не стоит стесняться своего детства. Такова жизнь, наша жизнь в нашей стране, с нашими бедами и радостями, взлётами и падениями, победами и поражениями. Нельзя отложить жизнь на потом. Её может просто не быть. Каждый миг надо жить со всей полнотой, как будто завтра ничего не будет. Необходимо нести людям радость, добро, свет.
И.Кант очень мудро заметил когда-то: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звёзды». Я верю, что успехи моих учеников, помогут мне и другим учителям даже в рутинной, тяжёлой работе «увидеть звёзды». А ведь свет звёзд придаёт жизни смысл, превращая души людей из «пустых храмин» в «золотой праздник» чувств, дарит способность « жить, думать, чувствовать, любить».



15