Русский урок 5 класс







Методические рекомендации.
Умение применять основные правила русской орфографии связано со знанием и умением различать буквы и звуки, определять сильную и слабую позиции гласных и согласных звуков. Упражнения, развивая речевой слух учащихся, привлекают их внимание к звуко-буквенному составу слов. Учащиеся наглядно убеждаются, что одни и те же звуки могут обозначаться разными буквами. Это воспитывает у них убеждение, что не всегда и не все слова можно писать по слуху. Чаще всего при письме нужно пользоваться правилами.
Анализ звукового состава слова, знание и умение применять основные правила русской орфографии приводит к уменьшению орфографических ошибок, общему повышению грамотности человека, изучающего русский язык.
Цель занятий: развитие фонематического слуха, совершенствование произносительных навыков школьников.


Этап урока
ПК + медиапроектор
ПК + ученик

Объяснение материала
Отрывок из стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»


Закрепление материала

Выполнение учеником индивидуального задания

Конспект урока.
Тема: Согласные звуки.

Цели: 1. Закрепить умение различать буквы и звуки, повторить изученное о согласных звуках, дать понятие аллитерации.
2. Развивать логическое мышление учащихся, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: ПК, медиапроектор.

Ход урока.
Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.
(К. Паустовский.)
1. Слово учителя.
Русский язык – один из самых красивых, выразительных языков мира. Это объясняется преобладанием в нем мелодичных звуков: гласных и звонких согласных. Подбирая слова с определенными звуками, писатели, поэты создают яркие образы, картины. Давайте обратимся к отрывку из стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза». (Использование ПК + медиапроектор)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые
Определите основную мысль отрывка. (Поэт передает свое отношение к грозе, как природному явлению.)
Определите стиль текста.
Назовите приметы стиля. (Раскаты молодые; гром резвится, играет)
Какие звуки преобладают в отрывке из стихотворения?
С какой целью автор подбирает слова с таким звучанием? (Поэт рисует грозу с помощью звуков.)
Учитель: Такой прием называется аллитерацией (от лат. «собуквие») – это повторение одинаковых или сходных согласных. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова К. Паустовского?

2. Задание по группам.
Каждой группе дан отрывок из стихотворения. Определите, какие звуки преобладают в каждом.

Я вольный ветер,
Я вечно вою,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю,
Вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Бальмонт.)
Полуночной порой
В болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши.
(Бальмонт.)
Оса жужжала.
Обнажала жало,
А встретила шмеля
И хвост поджала.
(С. Смирнов.)




Вывод:
В первом стихотворении повторяются звуки «в; вл». Это образ ветра, ласковое дуновение, приятное прикосновение.
Во втором стихотворении шипящие звуки передают шорох камышей.
В третьем стихотворном отрывке жужжание насекомых передается при помощи звуков «ж».

3. Теоретический материал.
Опрос.
Мы уже много раз произносили слово «звук». А что это такое? (звук – это мельчайшая единица речи, образующая слово.)
Какие звуки мы знаем?
Какие звуки называются гласными?
Что такое ассонанс? (Индивидуальное задание: подготовить примеры ассонанса)
Проведем опыт: произнесите звуки «с», «з», «т», «т’».

На прошлом уроке мы записали признаки гласных звуков. Продолжим работу с согласными звуками.
Гласные
Согласные

При произнесении воздух идет через рот свободно.
Звук состоит из одного тона.
Ртораскрыватели.
Можно прокричать, пропеть.
При произнесении встречается преграда.
Участвует шум.
Ртосмыкатели.
Нельзя прокричать.


На какие группы делятся согласные звуки? (на звонкие и глухие; мягкие и твердые)

4. Учитель: Ребята, вы так хорошо разбираетесь в звуках! Помогите мне прочитать письмо, которое я получила по почте. Я его записала на слайде № 2.

Том № жесть пот корой. Зеленая Тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока, Сахар.

Слайд № 3
Что вам надо было вспомнить о согласных звуках, чтоб прочитать это письмо? (Звуки имеют пару по глухости – звонкости.)
Скажите, ребята, а есть такие слова, в которых согласные буквы не соответствуют произношению? Выпишите такие слова с проверочными словами. Слайд № 5
Просьба, отблеск, рыбка, зубки, ножка, сбросить, бровь, сжечь, подкатился, ногти, близкий.
А есть правила, регулирующие написание таких слов?
(Индивидуальное задание. Использование ПК + ученик). К каждому из приведенных слов подобрать такое, которое отличается одной буквой, обозначающей парный согласный звук. Найти слова, в которых произношение совпадает, но буквы разные.
Сток - ..(стог)
Пыль - ..(быль)
Фаза - ..(ваза)
Молод - ..(молот)

Шарить - ..(жарить)
Корка - ..(горка)
Лезть - ..(лесть)
Бросит - ..(просит)

5. Проверочная работа.

6. Подведение итогов.
Как отличить звук от буквы? Что такое согласный звук?
Что такое аллитерация?

7. Домашнее задание.
Подобрать скороговорки, назвать в каждой опорные согласные. Упражнение № 267. Индивидуальное задание: подобрать стихотворения, в которых автор использует аллитерацию.








Список ресурсов.

Ф. Тютчев, Избранные произведения, Издательство ЦК ЛКСМУ «Молодь», Киев, 1979.
Н. Соловьева «Русский язык в задачах и играх», М. Материк Альфа, 2000.
М.В. Панова, Русский язык, 5 класс, МИКО «Коммерческий вестник», М., 1995.
Портал «Грамота. Ру» - WWW. Gramota. Ru.








Использование ИКТ в деятельности учителя-предметника

13PAGE 15



Информационные объекты, используемые на уроке.



15