Урок Понятие о норме литературного языка


Урок №3 по русскому языку в 10-м классе учителя русского языка и литературы Юсуповой Э.Р.
Тема. Понятие о норме литературного языка. Предмет и задачи культуры речи. Нормативный, речевой и коммуникативный разделы культуры речи.
Задачи (с позиции УУД и требований ФГОС)
Цели:
Предметные: дать учащимся понятие о норме литературного языка.
Метапредметные: ознакомить с типами норм литературного языка.
Личностные: совершенствовать умения и навыки коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка.
Межпредметные: совершенствовать умения учащихся понимать содержание и смысл прочитанных текстов.
Ресурсы (оборудование): учебные тексты, таблица, отрывки из художественных произведений.
Ход урока
Актуализация опорных знаний:
Проверка домашнего задания (выборочно)
Практическая работа
Задания:
В чём состоит неправильность употребления выделения слов? Устраните ошибки.
Лёд на реке стал сильным.
Лес наполнился разным пением птиц.
На чело моей сестрёнки падают лёгкие кудряшки.
Вот и пришла долгожданная весна. Дни становятся долгими, а ночи краткими.
Пришла весна. Оживает природа. В лесах пробуждаются медведи.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Современный русский язык существует в нескольких формах, среди которых ведущую роль играет литературный язык. Все единицы литературного языка подчиняются определённой системе норм. Соблюдение норм имеет большое значение для формирования правильной литературной речи.
Работа над темой урока
Объяснение учителя
Словарная работа
Культура речи (от лат. сultura – возделывание, выращивание, воспитание) – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Нормы литературного языка – это правила использования речевых средств в определённый период развития литературного языка. Норма обязательно как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.
Работа со схемами (с комментированием основных положений)
361945634715313228233471531003846-3721 Типы норм литературного языка
-27940029464000368325229179000
Устная форма Письменная форма
460438569850706135109430
461137023685506985002368550орфоэпические нормыорфографические нормы
акцентологические нормы (ударение) пунктуационные нормы
3912870273685016129002705100-6972302679700
словообразовательные лексические морфологические
нормы нормы нормы436373526670009825812667026944232667013866183129230
43637353221810982581322181002694423375344 Устная и письменная формы
39198553124200177165311785020458373093480
стилистические грамматические синтаксические
нормы нормы нормыОзнакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока.
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Наблюдение за языковым материалом. (Запись на доске)
Задание
Чем различаются варианты выделенных слов в современном русском языке? Свой ответ аргументируйте.
Ему даже показалось, что и один бакенбард был у него меньше и не так густ, как другой (Н.Гоголь).
Барину видна была только одна бакенбарда (И.Гончаров).
Сжало руки под тёмной вуалью (А.Ахматова)
Там в тяжком бреду томительный призрак, свой чёрный вуаль, вуаль донны Анны, к его изголовью склоняя, смеётся (И.Анненский).
Через несколько минут деревянный ставень поднялся (А.Пушкин).
Из покосившегося домика с хлопающей ставней вышла женщина (Л.Андреев).
Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя).
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что понимается под нормами литературного языка?
На какие объективные данные опираются лингвисты, устанавливая нормы литературного языка?
Как воздействует научно-технический прогресс на дальнейшее развитие языка?
Домашнее задание:
Выучить теоретический материал по теме урока.
Выполнить упражнение по выбору учителя (письменно).