Статья учителя начальных классов МБОУ СОШ № 87 г. Воронежа Яньшиной Ирины Викторовны Роль педагога в воспитании толерантности у детей


Статья
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 87
г. Воронежа
Яньшиной Ирины Викторовны
Роль педагога в воспитании толерантности у детей
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.
Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов
толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».(1 с.21)Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.(4 с.45)
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.(2 с.64)
Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.(3 с.28)
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.(5 с.48)
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры, достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.(6 с.17)
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. В классе необходимо свести общение детей к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.(4 с.36)
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста в 1 - 4 классах предусматривает следующие направления обучения толерантности:
Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.(5 с.42)
Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик – часть одной команды, они работают над достижением общей цели.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать безотлагательно; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.(6 с.18)
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.


Список использованной литературы:
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
Риэрдон, Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование.2001 № 9, 2002 № 1.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.