Открытый урок по познанию мира. 4 класс Тема: «Степь. Растения и животные степей».


Открытый урок по познанию мира. 4 класс
Тема: «Степь. Растения и животные степей».
Цели урока:
а) образовательная: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей (географическое положение , животный и растительный мир);
б) развивающая: развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
в) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.
Тип урока: усвоение нового материала.
Ключевые понятия: степь – природная зона, растительный и животный мир степей.
Ход урока :Организационный момент. Сегодня мы познакомимся с новой природной зоной ,а с какой вы мне сами подскажите. Какой праздник скоро
Будет отмечать Казахстан? Какая годовщина? В нашей республике нас окружает много природных зон. С одной мы уже познакомились.
Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся , ребята скорей за работу
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома
Поспешим рассказать.
Проверка домашнего задания.
 Какую природную зону изучали на прошлом уроке? ( мы изучили зону лугов)
Слайд №1Карта
- покажите на карте зону лугов.
- расскажите о её расположении. (Находится на окраине Казахстана)
_ что такое луг?(участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения, называются лугом.)
- как используются луга?(Как пастбище и ценные сенокосы)
-какие животные и растения здесь обитают и растут, вы выполните самостоятельно.
Вам необходимо расселить только тех животных и растения, которые здесь обитают и растут.
Животные -птицы Растения
шмель дуб
тигр люцерна
сайгак мята
жаворонки берёза
сойка осина
рябок душица
перепёлки иван-чай
беркут сосна
джейран клевер луговой
лунь незабудка
полёвка лютик едкий
кузнечик
СЛАЙД №2 Проверка Взаимопроверка
Найдите ядовитое растение? Почему ядовитое?
Вывод: что можем сказать об обитателей лугов?
Что птиц, насекомых, растения, необходимо оберегать, так как они приносят пользу.
Работа над новой темой.
 Куда приведёт нас дорога ? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее этот кроссворд разгадать.
СЛАЙД № 3
Кроссворд по пройденной теме
1.Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе.(суслик)
2.Необычное растение,
В чай добавишь – наслаждение,
Из неё получишь масло,
В нем целебных качеств масса
(Ответ: мята)
3. Что за кашка растёт на лугу, -
Разобраться никак не могу.(клевер)
4. Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит.(пчела)
5. Мохнатое Брюшко
Село цветку на ушко.(шмель

ШМ
с м к 4 Е
у я л л
С Т Е ПЬ
л а в ч и е ё
к рл
а

Отгадай растения и животных зоны лугов.
Ключевое слово СТЕПЬ.
Слайд№1
«Ой, ты степь широкая, ой ты степь, привольная…» - поётся в песне. Представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.
Тема, которую мы будем изучать на уроке, звучит так СЛАЙД №4 Степь.Растения и животные степей.
Работа в тетради, Число , тема.
- А что мы будем изучать?
Какие цели стоят перед нами.?СЛАЙД №5 Чтение целей.
СЛАЙД №6 Будем работать по маршруту:
1.Географический
2. Биологический
3.Зоологический
4.Экологический.
Практическая работа.
Слайд №7Работа с атласом ( работа в парах )
Рассмотрите карту природных зон Казахстана.
- Каким цветом на карте обозначена зона степей?
- Где расположена зона степей?(зона степей расположена к югу от зоны лесов и протянулась на весь Казахстан) ( показывает Ислам)
СЛАЙД №8Географический маршрут:(Ислам) Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев. Степи занимали около 40% территории нынешней Республики Казахстан. Многие типы степей распространены только в Казахстане, и не встречаются нигде более на территории Евразии. - Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью.
СЛАЙД №9 Выделяют следующие типы степей:
СЛАЙД 9.а) луговые (лугостепи), или разнотравные, степи;
СЛАЙД №10б) настоящие (типичные) с преобладанием многолетних дерновинных злаков, главным образом ковыля;СЛАЙД №11в) сухие степи;СЛАЙД №12г) пустынные (опустыненные) степи с участием пустынных трав (типа перекати-поле) и полукустарничков (в основном полыни и прутняка).Обобщение: Сколько выделяют типов степей: (4) назовите их!! Как вы думаете почему одни степи называют разнотравные, а другие пустынные?
СЛАЙД №13Следующий наш маршрут: Биологический и Зоологический.
- Посмотрим, какие растения растут в степи и какие животные обитают .Работа с учебником 1 группа растения стр.76, 2 группа стр.77животные.
Работа в тетрадях. Группа биологов записывает растения, группа зоологов записывают животных, которые обитают в степи.
- Назовите Растения, которые вы записали.
СлайД №14.15.16.17
Вывод группы: Биологической( Маша)
Растения имеют узкие листья (типчак, ковыль), чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья (очиток, молодило), в которых накапливается вода;
СлайД №18.19
у некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски (синяк, шалфей), которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет (типчак, житняк), которых помогает экономно расходовать влагу.
СлайД №20.21
Тюльпаны, ирисы, таволга запасают питательные вещества в луковицах. Большинство степных растений (ковыль, полынь, типчак) имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы.
СлайД №22.23
Из кустарников в степи растут карагана, терескенФ/м.Представьте себе , что вы растения степи.( Дети приседают ).
Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине )
Цветы растут ( дети поднимаются ).Расцветают. ( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ).Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину.Началась пыльная буря. ( дети руки опускают вниз, качают ими )Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места )
СлайД №24 Животные степей
Основная часть степных животных:
1.копытные животные.
2.грызуны и зайцеобразные
3. птицы
4. насекомые
Многочисленную группу степных видов составляют хищники.
- Назовите животных, которые вы записали.
СлайД №25
Вывод группы: Зоологической.
Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы.
СлайД №26Сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это им помогает спрятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к добыче.
СлайД №27.28.29.30.31.
Некоторые из них (сурки, суслики, хомяки, полевые мыши) роют норы, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода, запасают корм.
СлайД №32 Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, СлайД №33степные орлы). Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы).
Насекомые. Большая их часть живет под землей, а в травостое первую роль играют представители прямокрылых.
СлайД №34
Хищные животные составляют особую группу в степи. Они могут принадлежать к разным размерным классам.
СлайД №35
Редкие и охраняемые птицы, животные– дрофа, стрепет, журавль-красавка, сайга, джейран и многие другие занесены в Красную книгу. Как вы думаете зачем? Показ книги.
- Работа в тетради .Группа биологов, записывают в тетрадях по2 животных, или птиц, которых они запомнили, а группа зоологов записывают по 2 растения.
Проверка.
СлайД №36
Следующий маршрут «Экологический»
Посмотрев сценку , скажите, для чего необходимо беречь природу, животных, воздух.
Сценка.Зелёный театр.
Автор. Жаркий летний день Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга » тушканчик растениями питается, а куропатка  насекомыми.
Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать. Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я ,тебе-то чего его бояться? Ты же вон как бегаешь быстро. Разве орёл тебя поймает?
Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать.
Куропатка. А кто ещё у нас в степи так же быстро бегает, как ты ? Тушканчик. Сайгак. А мыши , хомяки и суслики в норы прячутся.
Куропатка. Мало нам орлов, так ещё лисы с волками появились.
Тушканчик. И не говори. Надоело мне здесь, я вот думаю, может, в северную степь перебраться. А то здесь , в южной степи, ковыль да ковыль, а там цветов, трав всяких » уйма.
Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Если бы только орлы волки… Смотри, дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как.
Тушканчик. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка. Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я  серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.
Тушканчик. Или орёл.
Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех бросается.. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик. Говорят, что там , южнее, степи кончаются.
Куропатка. А что там?
Тушканчик. Там солнце над горизонтом днём ещё выше, чем у нас поднимается. Поэтому там так жарко и сухо, что растений очень мало. Пустыня, одним словом.
Куропатка. Не хочу я туда! Мне здесь хорошо  есть, где спрятаться, насекомых много.
Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал.! Куропатка. Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые. А кобылки » растениями.
Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.
Вывод : Все в природе взаимосвязано. И если исчезнут травы, кустарники, растения, то исчезнет все живое.
Как вы думаете, какие экологические проблемы возникли в результате деятельности человека? Как повлиял человек на мир степей?
СлайД №37
( человек возвёл поля, сады, распахал почвы степи, устроил пастбища, охотится на степных животных, загрязняет воздух, природу. Во время полевых работ погибают сами птицы, и их гнёзда.
Как помочь? Ограничить распашку степей, ограничить выпас скота, не загрязнять природу, воздух, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
СлайД №38
Закрепление изученного материала.
1 задание. - Обведите ответ.
1. Зона степей расположена южнее лесной зоны. Да. Нет.
2. Степь – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.
3. Степи бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.
4. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
5. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
6. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
7. Растения степей обычно имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да. Нет.
8. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
9. Зимняя и летняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
10.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.
Самопроверка. СлайД №39
Критерии оценок. СлайД №40
Рефлексия. С какой природной зоной вы познакомились?
Какие животные обитают ?Какие растения?
Оцените свою работу на уроке.Вам было интересно, вы считаете,
что усвоили новый материал – нарисуйте на листочках солнышко,
не очень довольны свой работой на уроке, были ошибки в работе на уроке – облачко закрыло часть солнышка,
СлайД №41
Домашнее задание стр.75-78 читать, пересказывать