Семинар – практикум «Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС начального общего образования и ФГТ дошкольного образования»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»






Занятие по психологии в 1-В классе
( внеурочная деятельность)
Развитие познавательных процессов



Педагог - психолог:
Ковылина Анастасия Михайловна








Алексин 2013 г.


Занятие по психологии в 1 классе.
Направленность занятия:
- Развитие произвольности восприятия
- Развитие моторики
- Развитие мышления
- Мозговая гимнастика
- Рефлексия

Планируемые результаты
Личностные результаты:
-Развитие навыков общения.
-Развитие навыков адекватного поведения.
-Развитие познавательных процессов.

Метапредметные результаты:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построение рассуждений.
- Развитие моторики
-Освоение начальных форм личностной рефлексии.

Предметные результаты:
- Готовность к личностному развитию.
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

Универсальные учебные действия.

Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) ;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
построение логической цепи рассуждений.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Оборудование:
Доска, компьютер, диск с музыкой.
ХОД УРОКА.
Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с упражнения на координации. И гимнастики для нашего мозга.
Упр. «Колечки»
Поочередно и как можно быстрее мы перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала поочередно, затем совместно. Мы делаем его 4 раза.
Упр. «Восьмерки»
Правую руку вытянули вперед и в воздухе рисуем цифру восемь, затем поменяли руку, далее одновременно обеими руками.
Упр. «Перемена мест»
Правая рука на макушке, левая рука на носу, медленно меняем руки, затем чуть – чуть побыстрее.
Упр. «Качание головой»
Подбородок вычеркивает слегка изогнутую линую на груди от одного плеча к другому.
Упр. «Шапка для размышления»
Мягко заверните уши от верхней точки до мочки – три раза, затем потереть мочки ушей.
Упр. «Добываем огонь»
С напряжением прокатываем ребристый карандаш между ладонями.

Основная часть.
Упр. № 1 «Контуры» ( бланк к упр. 1)
Инструкция: Ребята, посмотрите на ваши рисунки. Художник изобразил контуры различных предметов (животных) и спрятал их. Найдите по контурам то, что спрятал художник, и закрасьте найденное цветными карандашами.
Обеспечить самостоятельность.

Упр. № 2 «Копирование по точкам» ( бланк к упр. 2)
Инструкция: Ребята, посмотрите на фигуры, изображенные на ваших листах. Присмотритесь, фигуры нарисованы путем соединения множеств точек. В правой части листа вы должны нарисовать точно такие же фигуры, соединив соответствующие точки. Обратите внимание на размер и положение фигур.
Обеспечить самостоятельность.

Веселая переменка.
Упр. № 1 «Моргания»
Моргайте на каждый вдох и выдох.
Упр. № 2 «Стрельба глазами»
Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря в лево, затем – право, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.
Упр. № 3 «Зоркие глазки»
Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Упр. № 4 «на аккомодацию»
Посмотреть на кончик носа, затем в даль, зафиксировать взгляд на переносице, посмотреть в даль.
Упр. № 5 «Солдат и тряпичная кукла»
По команде «солдат» дети напрягают мышцы тела, выпрямляются, стоят стоя как солдаты, при команде «тряпичная кукла» дети расслабляются и становиться мягкими.
Упр. № 6 «Дыхательные упр.»
Дети стоят возле столов и медленно поднимают по переменно правое и левое плечо ( нужно дотянуться до уха), при этом плечо подняли – сделали вдох через нос, плечо опустили сделали выдох через рот.
Упр. № 7 «дыхательное упр.»
Дети стоят возле столов руки параллельно груди, делаем вдох через нос и обнимаем себя за плечи, делаем выдох через рот и возвращаем руки в исходное положение.
Упр. № 8 «Перекрестное маркирование.»
Медленно шагаем на месте, переменно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена.

Упр. № 3 «Рисуем двумя руками» ( бланк к упр. 3)
Инструкция: Ребята, перед вами на листочках ряды в клеточку. В этих рядах нарисованы линии. Возьмите в руку простые карандаши и от середины строчек к краям прочертите линии так, как они нарисованы на образце. Сначала от середины к левому краю левой рукой, затем от середины к правому краю правой рукой.
Релаксация. (спокойная и медленная музыка)
Сядьте подобней и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струиться по твоей голове.. ты чувствуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становиться мягкой и расслабленной.
Свет течет по твоей груди и по животу. Ты чувствуешь как расслабляются и и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя расслабленно и приятно.
Свет течет по твои рукам, по ладоням, по пальчикам. Ты замечаешь как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет по твоим ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и пополняешься свежими силами.
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил. Немного потянись, выпрямись сделай глубокий вдох и открой глаза.

Рефлексия занятия.
Дети по кругу передают мяч друг другу, рассказывая о занятии.
- Что понравилось больше всего на занятии
- Что запомнили на занятии
- что было сложно

Ритуал прощания.
Психолог говорит что занятия закончено, дети и психолог говорят всем спасибо и хлопают в ладоши ( дети и психолог).
















15