Программа «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС)»


Утверждено
Приказом №____от «____»______2014г.
Директор школы:__________Шишацкая Л.И.
Программа «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС)»МКОУ «Золотухинская ООШ»
Цель программы:
Создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество ДОГ со школой на основе
согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом внедрения ФГОС.
Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный ,последовательный и перспективный характер.
Основные задачи сотрудничества ДОГ и школы:
•Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс междуДОГ, семьей и школой.
•Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов.
•Совершенствование форм организации и методов обучения как в ДОГ, так и в начальной
школе.
•Совершенствование образовательного содержания в ДОГ и начальной школе.
•Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятельности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование).
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей
ДОГ и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста:
•воспитание нравственного человека;
•охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
•сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие
детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих
приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
•приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
•обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
•развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к
творческому самовыражению;
•формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
•развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в
различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
•становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
•умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе;
•духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
•осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в
соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная
помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
•индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
На дошкольной ступени:
•личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
•формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
•построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
•опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
•направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего
достижения этого возрастного периода развития;
•сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. Общие условия:
•признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
•создание преемственной предметно развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
•учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
• воспитательно - образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
•создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
•разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
•осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа
развития ребёнка;
Формы осуществления преемственности:
I. Работа с детьми (дошкольниками):
•экскурсии по школе;
•посещение школьной библиотеки;
•знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
•участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
•выставки рисунков и поделок;
•совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
•участие в театрализованной деятельности;
•посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе
Взаимодействие педагогов:
•совместные педагогические советы (ДОГ и школа);
•проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
•открытые показы образовательной деятельности в ДОГ;
•педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с
родителями:
Сотрудничество с родителями:
•совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
•круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
•родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
•консультации с воспитателем ДОГ и школы;
•встречи родителей с будущими учителями;
•дни открытых дверей;
•анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии
школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
•образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного
•заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско - родительских пар).
IV. Совершенствование форм организации и методов обучения как в ДОГ, так и в начальной школе:
•максимально обеспечить двигательную активность детей на занятиях и уроках
физкультуры, переменах, в совместной и самостоятельной деятельности, в процессе внеклассной работы.
•использовать многообразие форм обучения урочного и неурочного типа, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в малых и больших группах и подгруппах.
•обеспечить взаимосвязь занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной , конструктивной и др.);
•поддерживать развивающую предметную среду как в дошкольном учреждении, так и в
начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
•более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение,
поисковую деятельность, т. е элементы проблемности в обучении;
•более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;
•изменять формы общения детей, как на занятиях в ДОГ, так и на уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
Условия реализации программы.
Здоровье сберегающая среда:
Соблюдениерационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, ихфизической и умственной работоспособности.
Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в ДОГ, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность,
способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания
положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня.
Лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОГ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики, гимнастики пробужденияи физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что
позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, обще двигательного развития, психоэмоциональной сферы.
Ожидаемые результаты.
обеспечение оптимального перехода ребенка–субъекта образования от дошкольной ступени к ступени начального общего образования:
•доступность качественных услуг общего образования для детей ДОГ, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу.
•благоприятные условия для успешного перехода на следующую образовательную ступень —
начальную школу в части преемственности образовательных программ (выполнение Федеральных государственных требований к выпускнику ДОГ, его готовность к
первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к
первокласснику федеральными государственными образовательными стандартами
начального образования).
•уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
•возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности.
•стабильный интерес детей к процессу обучения.
•формирование позиции успешного первоклассника.Портрет выпускника ДОГ.
•физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
•любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
•эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
•овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
•способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных
ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила
поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со сторонывзрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
•способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
•имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
•овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
•овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. «Портрет выпускника начальной школы»:
•любящий свой народ, свой край и свою Родину;
•уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
•любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
•владеющийосновами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
•готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
•доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
•выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.