Саба? жоспары: С?лем! Б?л кім? 1 сынып


Сабақ тақырыбы: Сәлем! Бұл кім?
Сабақ мақсаты: 1. Басқа тілдерді, оның ішінде қазақ тілін үйренудің маңыздылығын балаларға түсіндіру. 2. Мемлекетіміз туралы кейбір мәліметтер беру. 3. Қазақ ертегілерінің, қазақ мультфильмдерінің кейіпкерлерін еске түсіру. 4. Танысу кезінде қолданылатын дара танысу формасы «Менің атым ...» - мен таныстыру және үйрету, 5. «Қайырлы таң!» амандасу формуласын үйрету. 6. қ, ы, ң тән дыбыстардың айтылуымен таныстыру.
Сабақ барысы.
І Тақырыпқа кіріспе.
Оқушылармен сәлемдесу
Утром солнышко в окошко
Протянуло мне ладошку:
«Здравствуй, друг! Пора вставать!
День с зарядки начинать!
Мяч, скакалка и гантели
Ждут давно уж у постели!
И воды холодной лейка!
Поскорей себя облей-ка!»
Вмиг вскочил с постели я:
«Сәлеметсіз бе, друзья!»
Оқушылармен танысу.
А) Өзімнің аты-жөнімді айтамын: Менің атым Ләззат Шортанбаевна.
Ә) Әр оқушыға «Сенің атың кім?» сұрағын қойып, «Менің атым ...» жауабын аламын.
Оқушылармен әңгімелесу.
Дорогие ребята! Вот мы с вами и познакомились с первым казахским предложением «Менің атым ...». В мире существует много разных народов: казахи, русские, англичане, еще многие другие. Каждый народ говорит на своем языке. Но чтобы люди понимали друг друга, они учат языки друг друга. Вы говорите по-русски. Вы знаете, что есть люди, говорящие по-казахски, на государственном языке республики, в которой вы живете. Давайте, вспомним героев сказок и мультфильмов, которые говорят по-казахски. (Козы Корпеш и Баян Сулу, Кожа – насыр, Алдар Көсе, Тазша бала). Чтобы их понимать, надо знать казахский язык. А еще казахский язык нужен, потому что вы живете в Казахстане и это государственный язык республики, который обязан знать каждый ее житель. (Показываю на карте Республику Казахстан) Вот она, наша республика. А вот ее столица. Какой это город? (Астана) Хорошо. Жақсы. А теперь скажите, кто знает, как переводится на русский язык словво «астана»? Правильно, «столица». Дұрыс. Значит, астана – столица. Вот вы познакомились еще с одним казахским словом.
ІІ «Қайырлы таң!» сәлемдесу формасымен танысу. Қ, ы, ң қазақ дыбыстарының айтылу ерекшеліктерімен таныстыру.
Ребята! В начале занятия я поздоровалась с вами «Сәлеметсіңдер ме, друзья!». Знакомое приветствие. Здравствуйте, друзья! А какие еще формы приветствия вы знаете? Как еще я могла поприветствовать вас в начале урока? Дұрыс, «Доброе утро!». «Доброе утро!» по-казахски «Қайырлы таң!»
А сейчас я хочу рассказать вам нечто удивительное... У нас во рту живет веселый казахский язычок Тіл Мырза. Наш рот – его уютный домик, а зубы – заборчик. Когда Тіл Мырза просыпается, он потягиается. Вот так (ы – ы – ы). Давайте и мы потянемся (ы – ы – ы). Хорошо. Жақсы. Затем он смотрит в окно и радуется хорошей погоде (ай – ай – ай). Потом он проводит уборку в домике, выбивает пыль из ковриков (қ – қ – қ). Хорошо получаетя. Жақсы. Потом Тіл Мырза звонит в колокольчик и зовет всех соседей. Вот так (ң –ң – ң ). А теперь, когда все пришли, Тіл Мырза здоровается «Қайырлы таң!»
А теперь послушайте следующее стихотворение.
Жил-был на свете маленький слоник.
Он по утрам говорил всем Good morning!
Солнечный зайчик перевел все нам
Доброе утро! Good morning! Қайырлы таң!
Итак, в гости к нам пришел слоненок – піл, который поздоровался с вами по-казахски. Қайырлы таң! Он хотел произнести звук (м), но с открытым ртом, и получилось (ң). Давайте и мы покричим, как кричит слоненок (ң –ң – ң ).
Работа проводится в режиме «хор – один ребенок – хор»
А теперь еще одно стихотворение:
Слон как серая гора!
Съел морковки три ведра!
Если б я так ел и пил,
Я бы тоже был как піл!
Итак, еще одно казахское слово піл – слон.
ІІІ Кейіпкерлердің аттарымен таныстыру. «Менің атым ...» таныстыру формуласын бекіту.
Дорогие ребята! Вы только начали изучение казахского языка. Помогать учить вам казахский язык будут Козы Корпеш, Баян Сулу, Кожа Насыр, Алдар Косе, Тазша бала (Показываю карточки героев, дети называют имена хором). Употребляю вопросительную форму Бұл кім? Указываю на карточки, для введения ее в пассивный словарь детей. Бұл кім? – Бұл Қозы Көрпеш. и т.д.
А теперь представьте, что наши герои пришли в гости к героям русских сказок. Например, к трем поросятам. Помогите героям представиться, как это сделала я в начале урока.
Показываю детям одну за другой карточки, произношу «Сәлеметсіңдер ме, менің атым Баян Сулу». Повторяю несколько раз с разными героями. Дети постепенно присоединяются и проговаривают эти фразы вместе со мной.
ІҮ. «Бұл кім? – Бұл ...» структурасын жаңа лексикамен (ата, әже, әке, ана) бекіту
Это мой любимый ДЕД.
Деду – 80 лет.
Любит маленьких ребят,
Водит их в свой старый сад,
Угощает сливой, грушей ...
Я схожу его послушать,
О здоровье расспросить
И на чай к нам пригласить.
Чай с малиной – красота!
Приходи скорей, АТА!
* * *
Нет, не знают скуки
Бабушкины руки,
Не сидят без дела:
Варят, парят, ткут,
А уж как умело
Блинчики пекут!
Удивлен кот Тимофей
Славной бабушкой моей:
Дремлет старая ӘЖЕ,
А носок готов уже!
* * *
Самый сильный и умелый,
Самый добрый, самый смелый,
Самый умный, наконец!
Ну, конечно, наш ОТЕЦ!
Ходим с папой и с Егоркой
Летом в парк, зимой на горку.
Дружно в ногу мы щагаем,
Громко вывески читаем.
С братом мы не ссоримся,
И работа спорится!
Замок чудный на песке,
Если рядом наш ӘКЕ!
* * *
Самая добрая в мире она –
Милая мамочка, мама - ана!
«Бұл кім? – Бұл ата (әже, әке, ана)»
Ү «Қонақта» ойыны
Предлагаю детям поработать с карточками в парах. От имени каждого персонажа надо сказать соседу: Сәлеметсіңдер ме! Менің атым ...
ҮІ «Қайырлы таң!» сәлемдемсу формасын қолдануды үйрету.
Спрашиваю детей, что скажут при встрече друг другу Баян Сулу и Василиса Прекрасная. (Қайырлы таң, Василиса Прекрасная! – Доброе утро, Баян Сулу!). предлагаю детям помочь героям русских сказок поздороваться с казахскими героями.
ҮІІ Сабақ қорытындысы
Сәлеметсіз бе! Қайырлы таң! Менің атым ... Бұл кім? – Бұл ата. Піл – слон. Астана – столица. Ата, әже, әке, ана.
ҮІІІ Оқушылармен қоштасу.
Синий поезд от перрона
Потихоньку отошел.
Друг мне машет из вагона,
И кричит мне Сау бол!
Сау болыңдар, балалар!