«Современные подходы к оценке качества современного филологического образования»

Задания заочной сессии КПК учителей русского языка и литературы

«Современные подходы к оценке качества современного филологического образования»

Базовый уровень освоения программы

1. Анализ типичных ошибок учащихся при выполнении заданий ЕГЭ

Цель и назначение демонстрационного варианта пробного экзамена: дать возможность учащимся, учителю, представителям администрации, родителям составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, степени сложности, характере ошибок.

Работа состояла из 3-х частей.
Часть 1 (А) включала 30 заданий. Все учащиеся в разной степени справились с данным видом работы. Лучший результат – 30 верных ответов из 30 – 2 уч-ся. Худший результат – 14 и 13 верных ответов – 2 уч-ся.
В среднем процент выполненных заданий по части А составил 67,6%.
Наиболее типичные ошибки были допущены учащимися при выполнении следующих заданий: А3 (6 уч-ся)
Задание: указать пример с ошибкой (без ошибки) в образовании формы слова
Данное задание проверяет усвоение и соблюдение учащимися морфологических норм русского литературного языка. Допущенные ошибки указывают на неправильное употребление в речи имён существительных с учётом того, к какому роду они относятся и как образуются формы именительного и родительного падежа множественного числа; полных и кратких имён прилагательных в разных степенях сравнения; собирательных числительных и падежных форм количественных числительных; местоимений, личных форм глагола, форм повелительного наклонения.
Таким образом, не все учащиеся усвоили морфологические нормы, лексико-грамматические классы слов.
А10 (3 уч-ся)
Задание: указать правильную морфологическую характеристику слова в предложении текста
Данный вид работы позволяет определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам.
Характер допущенных ошибок свидетельствует о том, что не все уч-ся умеют применять знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
А17 (4 уч-ся)
Задание: в каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Неверный выбор ответа свидетельствует о плохом усвоении ряда тем по правописанию частицы НЕ с разными частями речи. Например: нездешняя красота, неженская логика. Уч-ся не удалось подобрать ни подобный синоним, ни увидеть утвердительный оттенок значения, содержащийся в прилагательном и служащий основанием для слитного написания. Уч-ся также не учли синтаксическую функцию прилагательного, выполняющего роль определения.

Тест к заданию А3.
Указать пример с ошибкой (без ошибки) в образовании формы слова.
1) овладевать умением петь
2) обратился к нему
3) уделить внимание на игрушки
4) не скрывать своё счастье

1) пара туфель
2) несколько полотенец
3) опытные доктора
4) около пятиста километров

1) две тысячи десятым годом
2) двоих кошек
3) сзади него
4) более богатый

1) жёстче камня
2) внезапно спотыкнулся
3) пятьюдесятью пятью
4) нет гольфов

1) ехать без промедлений
2) нет зимних сапог
3) пойти без чулок
4) к тремстам книгам

Тест к заданию А10
Указать правильную морфологическую характеристику слова некоторых в предложении 4.
(4) В ту ночь в некоторых землях Германии не переставая звонили телефоны в полицейских участках.
1) относительное местоимение
2) определительное местоимение
3) указательное местоимение
4) неопределённое местоимение

Указать правильную морфологическую характеристику слова впервые в предложении 2.
(2) Впервые о ней заговорили в конце 19 века.
1) порядковое числительное
2) количественное числительное
3) наречие
4) местоимение

Указать правильную морфологическую характеристику слова весь в предложении 8
(8) Эта же система могла бы транслировать на весь мир сигналы точного времени, музыку, рисунки, тексты, а с помощью обычного телефона можно было бы позвонить в любую точку мира.
1) указательное местоимение
2) частица
3) определительное местоимение
4) производный предлог

Тест к заданию А17
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Братьев отличала (не)насытная жажда деятельности, (не)утомимая энергия, (не)обузданные страсти.
2) (Не)всякий из приближённых царя мог похвастаться дворянским происхождением, (не)смотря на знатность.
3) (Не)редко вельможами становились совершенно (не)ожиданным образом.
4) Князь Меньшиков (не)получил даже начального образования, но, тем (не)менее стал членом Лондонского королевского общества.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)возможно равнодушно смотреть на картины И.Левитана.
2) Многого в жизни ему (не)доставало.
3) Отнюдь (не)просто начиналась жизнь великого художника.
4) (Не)вероятная красота картины поразила князя.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)вдалеке находилась знаменитая барская усадьба.
2) Вмешательство в его дела выглядело крайне (не)уместным.
3) Ни с чем (не)сравнимое удовольствие испытали гости, услышав музыку.
4) Записка была написана (не)разборчивым почерком.
15