Инновационные подходы к оценке знаний учащихся. Опыт реализации рейтинговой оценки знаний учащихся


Инновационные подходы к оценке знаний учащихся
(Статья, созданная в рамках обучения на курсах повышения квалификации)
Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Уровень сформированности универсальных учебных умений и навыков невозможно оценить с помощью традиционной системы, в связи с чем логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяет оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов.
Вектор современного подхода к обучению – его практическая деятельностная направленность, ориентация не только на усвоение знания, но и на способность его применения на практике. При этом новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.
Модернизация процесса обучения, и соответственно, системы оценивания, осуществляется на основе системы ключевых компетенций.
 «Компетенция» в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Разные источники выделяют разные группы ключевых компетенций, например, такие (Хуторской):
1. Ценностно-смысловые компетенции. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. 
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
3. Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, умением организации самостоятельной познавательной деятельности. Он учится отличать факты от домыслов, владеть измерительными навыками, использовать другие методы познания.
4. Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, электронная почта, СМИ, Интернет), умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Социально-трудовые компетенции. Школьник учится выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 
6. Коммуникативные компетенции, включающие в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Итак, компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
-        образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
-        оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
-        разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
В связи с этими принципами меняется подход к оценке.
В чем функция оценки в современной школе? Эта мера позволяет учащемуся не просто оценить степень усвоения узкопредметных знаний и умений, но и оценить степень готовности перехода на следующую ступень образования, это показатель личностных достижений учащегося в различных аспектах его учебной деятельности.
Инновационный подход к оценке требует радикального изменения традиционной философии оценки по следующей системе проекций:
Традиционная Инновационная
1. Дискретность – непрерывность
При традиционном оценивании обучение рассматривается как дискретный процесс: оно завершается и фиксируется на этапе итоговой оценки. Основная идея нового подхода заключается в том, что обучение признаётся непрерывным процессом и от традиционного понимания оценки как измерения конечного результата предлагается перейти к оцениванию процесса движения к результату. Очевидным становится право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.
2. Фрагментарность – системность.
Традиционная оценка, как правило, направлена на определение уровня овладения предметными знаниями и умениями: она как бы привязана к той или иной теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своём фрагментарны и узкоспециальны.
  Новый подход к оценке предполагает замер сформированности системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка становится многомерной и межпредметной, направленной на измерение не «книжных», а жизненных знаний.
Её инструментарий разрабатывается исходя из требований практической и прикладной направленности знаний и умений, необходимости их применения в реальных жизненных ситуациях.
3. Единичность – множественность.
Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничен: это либо самостоятельные, либо контрольные работы, которые составляются по одной и той же схеме – с обоснованием хода решения или с выбором ответа из приведённой их совокупности. Кроме того, практика показывает, что традиционная оценка направлена на измерение какого-либо отдельного типа интеллекта (логико-математического, лингвистического и т.д.), преимущественно индивидуальна и не учитывает групповых учебных достижений. Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, измерение различных форм интеллекта и т.п.
4. Количественность – качественность.
Традиционная количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности учащихся, более того, в некоторых случаях она искажает картину, так как соотносится скорее со степенью прилежания и дисциплинированности ученика, нежели с уровнем его творческих качеств. Из поля зрения зачастую выпадают такие важные характеристики, как коммуникативность учащегося, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий к овладению предметом, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и др.
  Учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности. Качественная составляющая позволяет значительно обогатить оценку, отразить «невидимые» моменты в учебно-познавательной деятельности учащегося, обеспечить всестороннее видение его способностей.
Интеграция количественной и качественной составляющих предметной оценки переносит акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта процесса обучения на его перспективный потенциал как субъекта процесса непрерывного самообразования
5. Жёсткость – гибкость.
Традиционная система жёстко детерминирована директивными нормативами (стандартами, временным фактором и т.д.).   Безусловно, в этом есть много положительных моментов: в частности, они помогают унифицировать оценку и сделать её более объективной. В то же время жёсткость оценки порождает ряд негативных явлений. Так, у учащихся формируется «иждивенческий» менталитет: что оценивается – то и надо учить; выигрывает тот, кто делает всё быстро (иногда в ущерб качеству). Не принимается во внимание, что творческий фактор всегда вступает в противоречие с заранее заданными в деятельности рамками. Новый подход предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет, причём широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов. Он уступает место фактору эффективности образования. Переход к гибкой системе оценки переосмысливает организационные моменты традиционного образования (составление расписания, формирование учебных групп в классе и т.д.).
 
6. Искусственность – естественность.
Процедура большинства традиционных форм оценивания искусственна и, более того, носит ярко выраженный стрессовый характер для обучаемых. Как правило, она жёстко регламентирована местом, временем и проводится под усиленным контролем учителя. В таких условиях большинство учащихся (из-за излишнего волнения, стеснённости временем, обстоятельствами и др.) не могут продемонстрировать даже те знания и умения, которыми они на самом деле владеют.
Объективное оценивание должно проводиться в естественных для обучаемого условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки беседа, интервью, диалог и т.д.
7. Оценка – самооценка.
При традиционном оценивании все рычаги контроля находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого. При выполнении самостоятельных и контрольных работ в большинстве случаев взаимодействие учителя и учащегося полностью исключается.
  При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.
Рассмотренные положения формируют структуру инновационной системы оценивания, задают общие рамки её функционирования и одновременно служат критериями успешности и полноценности каждой конкретной образовательной системы, одной из основных подсистем которой и является система оценивания.
Второй составляющей инновационной оценочной деятельности является введение правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, разработанных коллективом авторов, методистов и учителей Образовательной системы «Школа 2100».
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:
– «Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний;
– «Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументированно оспорить выставленную отметку;
– «Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать;
– «Где фиксировать результаты?» – отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи;
– «По каким критериям оценивать?» – оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков в четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений [1].
Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение школьникомоценочными умениями (рефлексией), что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя. Оценка себя как субъекта деятельности есть, по существу, определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности.
В инновационном обучении используются различные способы оценивания:
-        Оценка деятельности учащихся в проекте.
(в проекте нового Стандарта одно из важнейших мест занимает выполнение учащимися учебного проекта);
-        Оценка умения работать с различными поисковыми системами;
-        Оценка умения работать с информацией;
-        Оценка умения представлять информацию;
-        Оценка умений и навыков учащегося в форме «Портфолио»;
-        Оценка собственных образовательных результатов – эссе;
-        Самооценка учащегося – рефлексия.
 Таким образом, в современных условиях от учителя требуется использование инновационных способов оценивания достижений обучающихся, предоставление учащимся возможности для проявления необходимых умений и ключевых компетенций.
Литература
1. Данилов, Д.Д. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
учащихся / Д.Д. Данилов // Образовательныетехнологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2008.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования ; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. :Просвещение, 2008.
3. Найн, А.Я. Контроль и оценка учебной деятельности обучаемых в процессе инноваций / А.Я. Найн // Инновации в образовании. – Челябинск : ЧФ ИРПО МО РФ, 1995.
4. Сюсюкина И. Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников. – дисс. на соискание степ. к. п. н. , г. Магнитогорск, Челябинская обл.
5. Хуторской А. В. Современная дидактика. М.: Высшая школа, 2007.
6. Чошанов, М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы / М.А. Чошанов // Педагогика. – 2000.– № 10. 
Рейтинговая система оценки знаний учащихся
Рейтинговая система оценки знаний существует в той или иной форме уже давно.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения различных дисциплин, очевидны, т.к. они позволяют значительно повысить эффективность деятельности, как педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.
Стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следовательно, и к дисциплине в целом.
Процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
Дух соревнования и соперничества находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей болезненной стрессовой ситуации.
Развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между учителем и обучаемыми. Учащиеся стремятся переосмыслить те или иные понятия с учетом собственного опыта.
Наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.
Проявляется дифференцирование значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работ (самостоятельных, контрольных, «срезовых», текущих и т.д.), и отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей.
Появляется возможность улучшить полученную оценку.
Главное назначение системы рейтингового контроля знаний – это ранжирование по успешности усвоения изученного материала.              
Однако несмотря на все свои плюсы рейтинговая система оценок не получила широкого применения, особенно в школе: дополнительная нагрузка на учителей по регистрации баллов и их обработке, недостаток дидактического материала по применению системы на конкретных уроках.
Для разработки рейтинговой системы оценивания, в первую очередь, необходимо определиться с выбором типа рейтинга:
Рейтинг по предмету или по ряду предметов;
Рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;
Рейтинг временной – за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) илитематический по отдельным разделам (темам).
Порядок действий для внедрения рейтинговой системы оценивания:
Определить перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в данной теме, и уровень их усвоения.
Репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, в тетради;
Продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать);
Частично поисковый: ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач;
Творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента открывает для себя новые знания (понятия).
Определить перечень умений и навыков, которыми в соответствии с тематическим планированием необходимо овладеть ученику. Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету. В скобках указывается уровень усвоения, предлагаемый для наиболее подготовленных учащихся (в качестве дополнительных заданий). Также необходимо отметить понятия, указанные в минимальных требованиях по предмету. Отмеченные понятия соответствуют отметке «удовлетворительно» по данной теме.Определить тип контроля (устный зачет или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т.д.), а также уровень сложности заданий. Например: наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов. Работы, требующие выполнения типовых (стандартных) упражнений, имеют «стоимость» 10 баллов. Контроль, содержащий элементы творческих заданий, оценивается в 15 баллов. Итоговые контрольные работы имеют цену в 30-50 баллов (в зависимости от сложности и величины темы). Практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, т.к. выполняется учащимися в группах или парах.
Принципы разработки заданий:
 - 60% контрольного задания должны включать только понятия и умения (навыки), включенные в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка «3»);
- 40% заданий основаны на понятиях, умениях (навыках)  выше стандартных (отметка «4» и «5»).
В любой форме контроля (кроме диктантов и опроса) предусмотрены дополнительные задания частично-поискового и творческого уровня, выполнив которые учащиеся могут получить дополнительные баллы.
Также нужно решить ряд вопросов:
Полностью ли вы хотите перейти на рейтинговую систему или будете использовать ее параллельно с общепринятой оценочной системой?
Будете ли вы учитывать действия, которые напрямую не относятся к учебному процессу?
Если будете учитывать, то какова их доля в итоговом балле (итоговой отметке)?

Свойства рейтинговой оценки:
Свойство Описание свойства
Открытость
                           Ученики должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, понимать, как можно получить баллы и за что можно их потерять и т.д. Для выполнения этого свойства ученикам должна быть доступна «таблица стоимости».
Поуровневость                           При таком подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются разным числом баллов. Например, баллы за решение задач разных уровней будут меняться от 3 до 10.
Изменяемость «Таблицы стоимости»
                                  Если учитель считает, что ученикам необходимо больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Например, ввести дополнительный балл за правильность оформления решения задач.
Стимулирующая роль дополнительных баллов
                           А) поощрять более быстрое выполнение заданий на уроке
Б) поощрять более быстрое прохождение программы отдельными учениками
В) поощрять учащихся, оказывающих помощь другим ученикам и учителю
Дополнительные баллы могут уменьшаться и увеличиваться в зависимости от активности учеников: при большей активности баллы можно уменьшить, и наоборот (но изменения должны быть аргументированы и лучше всего в новом учебном году)
Стимулирующая роль штрафных баллов
                          Штрафные баллы могут выставляться:
- за пропуски уроков без уважительной причины
- за опоздание на урок
- за несвоевременно выполненную работу
- за неаккуратное ведение тетради
Стимулирующая роль баллов за ведение тетрадей
                          - перед любой работой обязательно должны быть написаны дата и ее вид (классная или домашняя работа)
- все страницы в тетради должны быть пронумерованы
- все работы должны оформляться аккуратно и т.д.
 
Особенности рейтинговой системы оценивания:
Отмечается интерес учащихся к деятельности на уроке: многие стали активно работать, выходить и решать задания у доски;
Изменяется отношение к домашнему заданию;
Возможность переписывания зачетных работ по причине отсутствия или получения невысокого балла повысила мотивацию к обучению;
Повышается успеваемость по сравнению с пятибалльной системой оценки;
Учащиеся получают право выбора в продвижении по ступеням образования;
Учащиеся имеют возможность самореализоваться в большей степени;
У учащихся формируются такие качества как самостоятельность и коллективизм;
Изменяется положение учителя в учебном процессе, т.е. его роль: задача учителя – обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и непосредственно консультировать школьников, активизировать его на рассуждения.
Вариант использования рейтинговой системы оценки
Учитель Лисица М.Д. Класс 9 Предмет Русский язык Тема Сложноподчинённые предложения Количество уроков 17 № урока Форма домашнего задания Количество баллов за каждое задание (задание ученик выбирает сам) Максимальное количество баллов за все задания
1 Понятие о сложноподчинённом предложении 4,5,5 14
2 Понятие о сложноподчинённом предложении 3 Виды сложноподчинённых предложений. 6, 8 14
4 Виды сложноподчинённых предложений. 5 Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными 14 14
6 Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными 7 Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. 14 14
8 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени и места. 14 14
9 РР Строение текста 14 14
10 Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения 10,8,14,14 14
11 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени 10, 8, 14 14
12 Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия 14,11,10 14
13 Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия 14,11 14
14 Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным 14,10 14
15 Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» 8,10,14,11,
14,12 14
16 Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» 17 Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение
Виды и количество оцениваемых работ:
№ Тема урока Виды работ Баллы
1-2 Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП). Запоминание и воспроизведение по памяти устного и письменного текста; постановка вопросов к тексту возрастающего уровня сложности и формулирование учебных задач, проблем.
4
5
5
3-4 Виды сложноподчинённых предложений. Задания по выбору:
Смысловое чтение теоретической части учебника. Выполнение одного из упражнений по выбору.
Умения, необходимые для обеспечения связей между группами предметов, умения, обслуживающие два (и более) предмета в их взаимодействии (Мини-исследование «Роль СПП в ходе изучения истории»: провести наблюдения с использованием ССП разных видов)
6
8
5-6 Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Познавательное действие переноса предметных знаний и умений в новые условия их применения (использование знаний в частично новой или полностью новой, незнакомой жизненной реальной ситуации).
Варианты заданий:
Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи: из предложенных СПП отобрать только СПП с придаточными определительными (умение отличить придаточные данного вида от придаточных другого вида с аналогичными средствами связи)
Проблемная ситуация: дать обоснованный ответ на вопрос «В каком стиле речи наиболее уместны СПП с придаточными определительными?» (с приведением примеров) 14
14
7 Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Варианты заданий:
Составить программу изучения темы с учётом того, что дополнения как члены предложения изучены в 5 классе и новая тема базируется на её уровне.
Подобрать примеры СПП с придаточными изъяснительными из учебника биологии, подобрать к ним синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью)
Составить карточки для слабых учащихся с пропусками, которые нужно заполнить. 14
14
14
8 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени и места. Варианты заданий:
Мини-размышление «Я и моя будущая профессия» с использованием СПП с придаточными данного вида
Составить карточки с неоконченными СПП: 5 с пропущенными придаточными места и времени + 5 с придаточными места и времени без главных предложений
Составить 10 предложений – вопросов для диалога, ответом на которые будут СПП с придаточными места и времени (диалог разыграется на уроке) 14
14
14
9 РР Строение текста С помощью Интернета подобрать текст,
формирующий компетенции в использовании ИКТ, проанализировать его. 14
10 Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. Варианты заданий:
Содержание заданного параграфа – военная тайна и надо зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов, но чтобы по этим словам вы могли передать суть параграфа. Такая шифровка будет схемой материала.
Исследовательская работа «Как могут помочь мне навыки конструирования при изучении темы «СПП с придаточными сравнения»
Составить предложения со СПП с придаточными сравнения и с простыми предложениями, осложнёнными сравнительными оборотами по теме «Химия в нашей жизни»
Подготовиться к роли учителя на уроке, подобрав примеры СПП с придаточными сравнения и простых предложений со сравнительными оборотами из художественных текстов. 10
8
14
14
11 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Варианты заданий:
Подготовить текст задания по теме урока
Написать мини-размышление «Поколение новое выбирает жизнь здоровую», используя СПП с придаточными образа и степени действия»
Выполняя упражнение учебника преобразовать СПП в вопросы 10
14
8
12 Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия. Варианты заданий:
Составить текст выступления на экологическую тему с использованием СПП с придаточными цели и условия
Конструирование СПП с придаточными цели и условия на заданную тему
Выбрать работу по собственному выбору и пониманию с учётом темы урока 14
11
10
13 Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия. Варианты заданий:
Придумать историю о фантастическом путешествии СПП с придаточными причины и следствия по страницам школьных учебников»
Вспомнить самые сложные орфограммы русского языка и сформулировать их, используя СПП с придаточными причины и следствия 14
11
14 Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.
Варианты заданий:
Описать любую жизненную ситуацию с использованием СПП с придаточными уступительными
Мини-размышление «Чем трудны СПП с придаточными уступительными?»
14
10
15-16 Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».
Тестовая работа Варианты заданий (задания опережающие, даются в начале изучения темы):
Составить алгоритм рассуждения по теме «СПП»
Разработка наглядного пособия по теме «СПП»
Проект «Место СПП в жизни человека»
Разработка тестовых заданий по аналогии с заданиями ЕГЭ и ОГЭ
Учебное исследование «Особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров»
Учебное исследование «Обходится ли какой-либо предмет школьной программы без использования СПП» 8
10
14
11
14
12
17 Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» Творческая работа «Что дало мне знакомство со СПП»
Самостоятельно выбрать основания и критерии для классификации СПП (из предложенного текста)
Проанализировать переписку на любом сайте: употребляют ли общающиеся СПП, если да, то с придаточными каких видов? Система перевода баллов в пятибалльную систему:
Оценка «5» ставится, если за выполненное ДЗ ученик наберет более__20___ баллов
Оценка «4» ставится, если за выполненное ДЗ ученик наберет ___14-19____ баллов
Оценка «3» ставится, если за выполненное ДЗ ученик наберет ____8-12___ баллов
Оценка «2» ставится, если за выполненное ДЗ ученик наберет менее 7 баллов (ниже 59%)
Дополнительные баллы:
- за активную работу на уроке _______1______ балл
- за досрочное выполнение Д/З _____2_______ балл
- за выполнение индивидуальных заданий ______3_____ балла
- за выполнение творческих работ __3__ балла
- за отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок __3___балла

Условия выполнения домашнего задания:
Условие Количество баллов
Самостоятельность 2
Выполнение при отсутствии на уроке 2
Система штрафных баллов
Условие Количество баллов
За пропуски уроков без уважительной причины 2
За несвоевременно выполненную работу 2
За неаккуратное ведение тетради 1
За неразборчивый почерк 2
За отсутствие карандаша или линейки 1
За списывание с Интернет-сайтов 3
Требования к оформлению ДЗ
Условие Количество баллов
Перед любой работой обязательно должны быть написаны дата и ее вид (домашняя работа), указана форма работы
1
Все работы должны оформляться аккуратно 1
Работа выполняется разборчивым почерком 1