Конспект урока по русскому языку на тему Виды односоставных предложений (8 класс)


ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по русскому языку
в 8 классе МБОУ Верхнедонской гимназии
на тему «Виды односоставных предложений»
Разработала: Бовина Людмила Ивановна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверила: Фомичёва Татьяна Николаевна
ст.Казанская, 2016
Тема урока: Виды односоставных предложений.
Дата проведения: 25 ноября 2016 г.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Вид урока: проблемный урок.
Технология урока: проблемное обучение, исследование.
Цель урока:
создать условия для открытия учащимися новых знаний о существовании односоставных предложений и их типах, развивать умение определять вид односоставного предложения, применение данных компетенций в языковой практике.
Задачи:
через организацию учебного сотрудничества научить детей способам нахождения знания;
сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний;
дифференциация односоставных и двусоставных предложений
обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения, составление текста из отдельных предложений.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, стремление к речевому совершенствованию, понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей
Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование навыков микроисследования; совершенствование умений сравнивать, анализировать, группировать, обобщать овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации; способность оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Предметные: осмысление теоретических сведений о двусоставных и односоставных предложениях, развитие умений определять вид односоставных предложений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
План урока
Этап урока Время Цель
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1 Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация и пробное учебное действие 2 Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Выявление места и причины затруднения 5 Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Построение проекта выхода из затруднения 2 Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Реализация построенного проекта 5 Построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 10 Усвоение учащимися нового способа действия.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8 Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Включение в систему знаний и повторение 10 Включение нового способа действий в систему знаний.
Рефлексия учебной деятельности на уроке 2 Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей. Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.
Запись в тетрадях: дата, классная работа.
Актуализация и пробное учебное действие
Фронтальный опрос:
- Как называются предложения, в которых присутствуют оба главных члена?
- Какие еще бывают предложения по характеру грамматической основы?
Микроисследование
- Выделите основы предложений и разделить их на группы по определенному признаку.
Даны 5 предложений:
  -Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы. 1. Отвечают на вопросы, вспоминают двусоставные предложения. Называют понятие – односоставное предложение.
2. Исследовательская работа в группах.
     Я умею читать книги.
  Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
(Принцип разделения – состав основы предложений)
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- По какому принципу вы разделили предложения?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, сформулируйте тему урока.
Столкновение знания и незнания
- Разделите односоставные предложения на 5 групп по какому- либо признаку.
- Как вы думаете, по каким признакам можно разделить односоставные предложения? А теперь более точно сформулируйте тему урока. Формулируют тему: «Односоставные предложения».
Затем думают над проблемными вопросами и формулируют уточненную тему: «Виды односоставных предложений и умение их определять»
Постановка учебной задачи
- Какие цели вы поставите перед собой? Формулируют цели урока:
•         Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
•         Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.
•         Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.
•         Попробуем сами составлять односоставные предложения.
«Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
1. Работа с учебником с.97.
- Прочитайте, какие предложения называются двусоставными? односоставными?
- Что надо сделать, чтобы определить вид предложения?
2. упр.137
-Чем выражены главные члены в данных предложениях?
 
 
- Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы: с. 98
 - Раздает в группы таблицу «Виды односоставных предложений» с пропущенными графами (пропущена графа примеров). Учащимся предлагается соотнести примеры с графами таблицы, заполнить пропущенные графы. Читают определения.
-Найти грамматическую основу.
Выписывают односоставные предложения:
У нас сорвало обе мачты.(гл.)
Ночь.(сущ.)
Сижу в каюте и пишу.(гл.)
Страшный треск.(сущ.)
Крики.(сущ.)
Бегу к команде.(гл.)
Три часа ночи.(сущ.)
- Определяют тип предложений:
1) Глагольного типа (1,3,6)
2) Именного типа (2, 4, 5,7)
Работа в группах.(приложение)
Соотносят примеры с графами таблицы и представляют результаты.
 Создание алгоритма.
- Давайте, восстановим ход нашего исследования
 
 
-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. 1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Упр. 138
Заполняют схему.
Самостоятельная работа с проверкой по образцу
- Пользуясь алгоритмом, определите вид односоставного предложения и запишите № предложения в ссответствующую графу таблицы.
Самопроверка Назывные Определенно-личные Неопределенно-личные Обобщённо- личные Безличные
1. С кем поведешься, от того и наберешься.
2. Мне некуда больше спешить.
Жди меня.
За двумя зайцами погонишься-ни одного не поймаешь.
За стеной играют на рояле.
На тебя заглядеться не диво.
Что стоишь качаясь,тонкая рябина?
Детство.
Назывные Определенно-личные Неопределенно-личные Обобщённо- личные Безличные
8 3, 7 5 1, 4 2,6
Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Добавьте по два своих примера каждого вида односоставного предложения.
- Составьте односоставное предложение с глаголом ПОЗДРАВЬТЕ.
- Творческая работа.
Составить односоставное предложение о сегодняшнем дне (уроке). Дополняют таблицу своими примерами
Составляют предложения. Устно дают характеристику.
Поздравьте маму с праздником.
Урок. Трудно. Интересно размышлять. Думаем, делаем выводы.
Рефлексия
Предлагает учащимся вернуться к целям урока.
-Реализованы ли они?
-Какие новые знания сегодня открыли?
- Что показалось особенно трудным и почему?
-Над чем необходимо еще поработать?
-Как вы можете оценить результаты собственной деятельности относительно постановки цели урока и ее достижения на практике? Соотносят поставленные цели с полученным результатом. проговаривают то, что открыли. Задумываются над проблемными местами, выявляют пробелы в своих знаниях и способах работы с ними
Рефлексия проводится с применением опоры:
·        Сегодня на уроке я узнал …
·        В группе работать мне было…, потому что …
·        Помогал мне …
·        Мешал мне ...
·        Больше всего мне понравилось…
·        Труднее всего было …
 
Информация о домашнем задании
Задание на выбор:
- Выпишите из текстов изученных художественных предложений 6-9 односоставных предложений, определите их вид (для сильных).
- Составить рассказ на тему «День Матери», используя односоставные предложения (для сильных).
- Заполнить таблицу примерами учебника (для слабых)
Определённо - личное Неопределённо - личное Обобщённо - личное Безличное Назывное Литература:
Учебник русского языка для 8класса под ред. М.М.Разумовской
Русский язык. Поурочные планы. 8 класс. Автор-составитель Н.Ю.Кадашникова
Русский язык. Тесты: в 2ч. Саратов: Лицей 
Соколова Г.П. Уроки углублённого изучения русского языка: 8 класс.
http://www.ropryal.ru
http://www.gramota.ruПриложение
Таблица «Односоставные предложения»
Вид
предложения Значение Чем выражен главный член примеры
назывное Кратко сообщает о том, что названо именем существит. Только подлежащее, выраженное именем существительным в И.п. Главный член – сказуемое СКАЗУЕМОЕ ВЫРАЖЕНО
Определенно-личное Действующее лицо мыслится определенно (Я,ТЫ,МЫ,ВЫ)
Легко восстанавливается подлежащее Глаголом в форме :
- 1-го или 2-го лица ед./мн.числа наст./буд. времени;
- повелительного наклонения Неопределенно - личное Лицо мыслится неопределенно (они, кто-то, неважно кто) Глаголом в форме:
- 3-го лица мн.числа наст./буд. времени и повелительного наклонения;
- мн.числа прошедшего времени;
- мн.числа условного наклонения Обобщенно - личное Лицо мыслится обобщенно ( каждый,всякий). Такие предложения представлены в пословицах и поговорках, крылатых фразах, афоризмах. Глаголом в форме:
- 2-го лица ед.числа изъявительного и повелительного наклонений;
- в форме 3-го лица мн.числа изъявит.наклонения;
- в форме 2-го лица ед.числа наст.времени (вместо формы 1-го лица для придания обобщенного смысла) Безличное Действие происходит без лица - Безличным глаголом;
- личным глаголом в значении безличного; - инфинитивом;
- модальным словом (надо, нужно, можно, возможно, нельзя), а также в сочетании с инфинитивом (в том числе в составе фразеологизма);
- краткой формой страдател. причастия;
- слова категории состояния, в том числе с глаголом-связкой в безличной форме;
- словом нет (а также безличной формой глагола быть);
- ни + сущ. в Р.п.;
Глаголом-связкой + устойчивое сочетание Примеры для наблюдения берем из текста:
Утро в деревне (назывное)
Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка. (безличное)
Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).
Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью. (назывное)
Работа по алгоритму: есть сказуемое – нет. Назывное.
 
Из-за плетней так славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью. (безличное)
Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).
 
А потом повеет ветерком, потянет прямо в лицо свежим печеным хлебом. (безличное)
Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).
 
Это в селе уже не спят, хлопочут возле печей. (неопределенно-личное)
Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – да. Определенно-личное.