Сценарий внеклассного мероприятия по литературе Агния Барто

Цели мероприятия:
расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения и прозу;
воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;
развивать речь учащихся;
развивать познавательную активность;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
воспитывать уважение к товарищам;
создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе;

Ход мероприятия

1 слайд

Выходят два клоуна и начинают вести разговор:

1 клоун - А, здравствуйте Я смотрю – вы ли, не вы ли?

2 клоун - Что вылил? Я ничего не вылил

1 клоун - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?

2 клоун - Ах, выли (в публику) Кто? Они выли? А зачем они выли?

1 клоун - Да, нет же Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?

2 клоун - Нет, я не выл!

1 клоун - Ну, и они не выли!

2 клоун - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!

1 клоун - Нет, не я один, а мы

2 клоун - Кто это – мы?

1 клоун - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я

2 клоун - Кто – вымытые?

1 клоун - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я

2 клоун - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

1 клоун - Что променяли?

2 клоун - Я говорю – не про меня ли?

1 клоун - Ах, вас не променяли!

Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!

Ведущий:

Ребята, в этом году 17 февраля 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения детской писательницы Агнии Львовны Барто и 35 лет со дня её памяти. Это наш традиционный урок в литературной гостиной. Сегодня он посвящён творчеству А.Л.Барто а называется «Путешествие по поэтической стране А.Л.Барто». Ребята второклассники приготовили целый сборник веселых сцен, стихов и шуток.

2 слайд.

Годы проходят, а стихи Барто знают и помнят: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь вы, ребята, ещё не были читателями, ни одной буквы не знали, а уже слушали и с удовольствием запоминали добрые, звонкие стихи Агнии Львовны, которые вам читали родители.
Какие вы помнитестихи?

- А начнём с кроссворда.
3 слайд.

Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи Агнии Барто и кое-что перепутал. Вы должны найти ошибку и вписать слово в кроссворд.

Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший. (мишка)

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут котята
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан! (лягушки)

Наша Таня громко плачет:
Уронила в печку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в печке мяч. (речка)

Я люблю свою кроватку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (лошадка)

Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык,
Опрокинул грузовик. (кот)

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он ежихе шлёт поклон. (слониха)

- Какое же слово получилось по вертикали? (игрушки)

- Сборник стихов А.Барто «Игрушки» увидел свет в 1936 году, а первые книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет.
4 слайд.

- А родилась А.Л.Барто 5 февраля1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать. Одновременно Агния занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии, к детям победила.
5 слайд.

Стать настоящей поэтессой ей помогли К.И.Чуковский и С. Я. Маршак. С большой благодарностью Агния Львовна всегда вспоминала своих поэтических учителей.
До войны вышли сборники её стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934), "Игрушки" (1936), "Снегирь" (1939).
6 слайд.

Во время Великой Отечественной войны А.Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом газеты "Комсомольская правда" на Западном фронте.
Война окончилась, но осталось много детей сирот. Агния Львовна ездила в детские дома, читала стихи. Общалась с детьми и воспитателями, над некоторыми детскими домами шефствовала. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород" – рассказ о детях, потерявших родных во время войны.
7 слайд.

В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения в СССР по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека", которую она сама придумала в 1964 году. Благодаря этой программе удалось соединить 927 разлученных семейств.
Первая книга прозы писательницы так и называется "Найти человека".
8 слайд.

В 1940-50 выходят новые сборники: "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи", "Стихи детям".
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» (1939 г.), «Слон и верёвочка» (1946 г.), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953 г.), «Десять тысяч мальчиков» (1963 г.), «Чёрный котёнок» (1965 г.).
Многие стихи Агнии Львовны стали мультфильмами. Сейчас мы посмотрим один из них по стихотворению «Снегирь».
9 слайд.

- Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей. В 1958 году выходит большой цикл сатирических стихов "Лёшенька, Лёшенька", "Дедушкина внучка" и др. Мастерство поэтессы без назидательности и нравоучения весело и остроумно высмеять недостатки ребят делает её произведения действенными и доходчивыми. Читая её стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого лучше не стоит.

- Каждое стихотворение А.Барто – какой-то факт детской жизни. Стихи злободневны и понятны, поэтому они любимы ребятами. Характерная речь ребёнка, главного героя стихов, разговорная интонация – вот основные свойства её поэзии. Большинство героев стихотворений не безымянны, а имеют имя.

Стихотворения «Сонечка»

Тронь её нечаянно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Он, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
- Голова болит...
Я бы полежала бы -
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

- А сейчас мы проведем игру «Подскажи словечко». Я буду читать отрывок, а вы хором называйте имя, а кто знает, и название стихотворения.

1. Никому не дам в обиду
Я свою сестрёнку (Лиду)! («Вот так защитник»)

2. Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, (Серёже)
Ничего не подарю. («Я выросла»)

3. Почему сегодня (Петя)
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс. («В школу»)

4. Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это (Вовка) – есть такой! («Вовка – добрая душа»)

5. Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой (Любой)
Ищем номер на полу. («В театре»)

6. Тут у птиц мы разузнали,
Кто же этот хулиган.
Оказалось, это (Алик),
Восьмилетний мальчуган. («К нам на пёстрые страницы»)

7. Ты потеряешься в лесу,
А я приду - тебя спасу!-
Он предложил (Танюшке). («По дороге в класс»)

8. Сговорились мальчики:
Мы откроем счёт,
Сосчитаем жалобы
Сколько будет в год?
Испугалась (Сонечка)
И сидит тихонечко. («Сонечка»)

9. Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я –
Новиков (Илья). («Мама или я»)

10. Маме работать
В вечернюю смену,
Мама ушла,
Поручила мне (Лену). («Вернулся»)

11. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает (Любочку)?
(Любу) знают все! («Любочка»)

12. Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса.
Посмотрите, это (Лида)
Скачет целых полчаса! («Верёвочка»)

На экране – 10 слайд.

- Будучи уже знаменитым поэтом и общественным деятелем, Агния Львовна постоянно была окружена детьми. Она встречалась со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках.

Выступление А.Л.Барто

- Агния Львовна была очень популярной, причём не только в нашей стране. Стихи её переведены на 72 языка и печатаются в разных странах!  

- А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чём мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знала детские проказы, маленькие хитрости, и умела весело обо всем рассказывать. Она владела неоценимым даром юмора, умела заставить смеяться своих читателей над их же недостатками. Читать стихи А.Барто очень легко и интересно. Читаешь и сразу представляешь себе этих ребят живо, как будто встречал их в жизни.

Сценка «По дороге в класс»

Действующие лица: чтец (Ч), Никита (Н), Танюша (Т).

Ч - Спешил Никита на урок,
Шел, не сбавляя шага,
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.

Никита - взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала:
Т - Ой, боюсь!-
Ч - И сразу слезы градом.
Но тут ее Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал:
Н - Иди спокойно в класс!-
Ч - И отогнал дворнягу.
Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
Еще разок ее спасти
Никите захотелось.
Н - Ты потеряешься в лесу,
А я приду - тебя спасу!-
Ч - Он предложил Танюшке.

Т - Ну, нет!
Ч - ответила она. -
Т - Я не пойду гулять одна,
Со мной пойдут подружки.

Н - Ты можешь в речке утонуть!
Вот утони когда-нибудь!-
Ч - Ей предложил Никита. -
Н - Не дам тебе пойти ко дну!

Т - Я и сама не утону!-
Ч - Она в ответ сердито.

Ч - Она его не поняла...
Но ведь не в этом дело!
Он всю дорогу до угла
Спасал Танюшу смело.
В мечтах ее от волка спас...
Но тут пришли ребята в класс.

12 слайд.
- А. Барто никогда не хотела обидеть и навсегда осудить маленького человека, она знала, что дети растут и меняются, у них есть время исправиться, отделаться от своих дурных привычек. Она верила, что ребята могут вырасти настоящими людьми, самостоятельными и честными, хорошими товарищами. Насмешки в стихах Барто не ранят, не убивают, но заставляют, как бы со стороны, оглянуться на себя и увидеть в себе самом что-то такое, над чем можно посмеяться вместе со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись.

Стихотворение «По телефону»

По телефону
По телефону день-деньской Нельзя к нам дозвониться! Живет народ у нас такой - Ответственные лица: Живут у нас три школьника Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики - И начинаются звонки, Звонки без передышки. А кто звонит? Ученики, Такие же мальчишки.
– Андрей, что задано, скажи?.. Ах, повторяем падежи? Все снова, по порядку? Ну ладно, трубку подержи, Я поищу тетрадку.
– Серёжа, вот какой вопрос: Кто полушария унёс? Я в парте шарил, шарил, Нет карты полушарий!..
Не замолкают голоса, Взывает в трубке кто-то: – А по ботанике леса, Луга или болота?
Звонят, звонят ученики Зачем писать им в дневники, Какой урок им задан? Ведь телефон-то рядом! Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики У них пустые дневники, У нас звонки, звонки, звонки
А первоклассник Колечка Звонит Смирновой Галочке - Сказать, что пишет палочки И не устал нисколечко.


- Энергичная, яркая, стремительная, А.Л.Барто успевала всё. Она сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Но любимым жанром поэтессы всегда оставались веселые стихи.
















Заголовок 115