Рабочая программа По предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе для специальных (коррекционных) классов 8 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья


«Рассмотрено» «Утверждено»
На педагогическом совете Директором МКУ «Чеховская ООШ»
Протокол №___от «___»______ Приказ №___от «___»
Муниципальное казённое учреждение
«Чеховская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
По предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе
для специальных (коррекционных) классов 8 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья
Учитель 1 категории: Степанова Людмила Михайловна
с. Чехово2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.
Целью данной программы является:
- формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Актуальность:
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Принципы обучения:
- коррекционно – речевой направленности;
- доступности обучения;
- систематичности и последовательности;
- наглядности в обучении;
- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и развитии.
Методы обучения:.- словесные (беседа, объяснение);
- наглядные (наблюдение, демонстрация);
- практические (работа   с  красками).
Формы организации учебного процесса:
- урок (традиционный, нетрадиционный, комбинированный, повторения, изучения нового материала, закрепления, обобщения, контроля и проверки);- экскурсия (вводная, текущая, обобщающая);
- домашняя учебная работа (репродуктивная, творческая, чтение дополнительной литературы);
- коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Приёмы работы:
-   дидактические игры;
-   игровые приёмы;
-   занимательные упражнения;
-   создание увлекательных ситуаций;
-   сравнение (один из важных приёмов обучения);
-   материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Наглядность: демонстрационные таблицы, репродукции картин, детские книги с иллюстрациями, презентации
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
в соответствии с учебным планом во 2 классе на изучение предмета отводится 34 часа из расчёта 1 учебный час в неделю.
Общая характеристика
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:
- овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
- формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
- развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов.
На каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Сроки реализации: данная рабочая программа составлена на 2 класс и предполагаемые сроки реализации 2014 – 2015 учебный год.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2класса
Тематический план 2 класс
№ п/пНаименование раздела Всего часов
1 Раздел№1 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ 14
2 Раздел №2 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ 9
3 Раздел №3 РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ 5
4 Раздел №4 БЕСЕДЬI ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 6
Итого за год 34
Содержание учебного предмета
Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
Во 2 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве.
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Примерная тематика
П е р в а я   ч е т в е р т ь      Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.      Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).      Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).      Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.      Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).      Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).      Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.      Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).      Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
 В т о р а я   ч е т в е р т ь      Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).      Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.      Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).      Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.      Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».
Т р е т ь я   ч е т в е р т ь      Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).      Рисование на тему «Снеговики».      Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.      Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».      Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).      Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.      Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).      Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).      Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).      Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).
Ч е т в е р т а я   ч е т в е р т ь      Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.      Декоративное оформление открытки «Ракета летит».      Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.      Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.      Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».      Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов.
Беседа по картинам.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Календарно-тематическое планирование 2класс

Дата №урока Тема
1 Рисование с натуры овощей и фруктов.
2 Рисование с натуры разных видов грибов.
3 Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
4 Рисование геометрического орнамента в квадрате.
5 Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
6 Рисование на тему «Деревья осенью».
7 Беседа . Осень на полотнах художников
8 Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (папка, линейка и т.д.)
9 Декоративное рисование – узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
10 Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
11 Декоративное рисование – городецкая роспись. Рисование по теме.
12 Беседа о знаменитых художниках Ю. Васнецов
13 Рисование с натуры веточки ели.
14 Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях15 Рисование с натуры елочных украшений.
16 Рисование на тему: «Веточка с елочными игрушками».
17 Рисование узора из снежинок. Украшаем шарфик.
18 Рисование на тему «Снеговики»
19 Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
20 Рисование с натуры игрушки-рыбки
21 Рисование на тему «Рыбки в аквариуме»
22 Беседа об изобразительном искусстве.
23 Рисование с натуры дорожного знака
24 Декоративное рисование-узор в полосе для косынки треугольной формы
25 Знакомство с полхов-майданским изделием
26 Рисование узора в круге-расписная тарелка
27 Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающие в себе геометрические фигуры
28 Декоративное оформление открытки «Ракета летит»
29 Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров
30 Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками»
31 Рисование узора из цветов в кругу
32 Весенние цветы . Рисование с натуры.
33 Беседа по картинам В. Ватагина34 Беседа по картинам В.Лебедева. Итоги года. Выставка.
учебно – методическое обеспечение
Учебная программа
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
Подготовительный, 1-4классы.
М.: «Просвещение» 2008 г.
Методические материалы
Х.К. Бердединов. С.М. Соколова. Особенности построения уроков в системе коррекционно – развивающего обучения.
Иркутск. Издательство «ИГУ», 2008 г.
Дополнительная литература
Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.
Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.
Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаика-Синтез, 2004. – 24с.