Конспект внеклассного занятия по русскому языку: Грамматическое кольцо.


ЦЕЛИ: -повторение, обобщение и систематизация знаний ;
-пополнить знания учащихся новыми фразеологизмами;
-развивать речь учащихся;
-воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
МЫ , ИГРАЯ, ПРОВЕРЯЕМ,
ЧТО УМЕЕМ И ЧТО ЗНАЕМ!
Станция «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
1)Терминологический диктант.
- главные члены предложения;
- служебные части речи;
- морфемы;
- самостоятельная часть речи;
- единица синтаксиса.
С Псказуемое подлежащее
союз предлог
суффикс приставка
существительное прилагательное
словосочетание предложение
2).«Составь пословицу»
Е к в И ж и в, в к Е ись Ч у
3). Рассказать об имени существительном.
Рассказать о глаголе.
Отвечает на вопрос какой?
Обозначает признак.
Имеет суффикс –вш-.
(Причастие).
*Имеет признаки глагола.
Может быть с суффиксом – ш-
Изменяется по родам, числам и падежам.
(Причастие).
*Имеет вид.
В предложении бывает сказуемым.
Обозначает действие предмета.
(Глагол)
*В предложении является сказуемым.
Отвечает на вопрос каков?
С не пишется всегда раздельно.
(Краткое причастие)
*В предложении может быть обстоятельством.
Имеет суффикс –а-
Обозначает добавочное действие.
(Деепричастие)
*В предложении может быть определением.
Может быть притяжательным.
Указывает на предмет, но не называет . (Местоимение)
2.Станция «ФОНЕТИЧЕСКАЯ»
Какими звуками различаются слова.
Дал –даль, лук –люк, флаги –фляги, мол – мял, был – бил.
Определите «третье лишнее».
Конечно, нарочно, (игрушечный.)
Что, чтобы, ( нечто).
Чувство, (баловство), да здравствует.
Безмолвствовать, сочувствие, (нравственный)
«ПЕРЕВЁРТЫШИ) .Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получилось:
Из слова лён – цифра (ноль)
Из слова лей – название дерева (ель)
Из слова лоб – название настила (пол)
Из слова люк – большой мешок (куль)
Из слова ток - домашнее животное (кот)
Из слова шей - просьба (ешь)
Из слова куб – охапка чего – либо (пук)
Из слова лёд – материал для крыши (толь)
.

3.Станция «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ»
Кто быстрее прочитает, начиная с самой большой буквы?
с и ч л ч н о т У и ь о
(Учись отлично)
Конкурс «Составь слово»
-Этот «рак» из сатина сшит.
р-а-к (рубашка)
- Этот « рак» на Луну летит.
Рак _______ (ракета)
-Этот « рак» долгожданный день.
__ра _________к (праздник)

- Этот «рак» может вспорхнуть на пень.
__р___а____к___ (куропатка)
-Этот «рак» сторожит дворец.
____ра_____к (охранник)
На этой «осе» в октябре позолота.
Ос____а (осина)
-А эта растёт у болота.
Ос___а (осока)
-А эта «оса» на солнце худеет и тает.
____ос_____а (сосулька)
По намёкам найдите приставки и суффиксы.
+ дно+ (в бочке нет его) (бездонный)
+кость + (не имеющий её) (бескостный)
+ край + ( не имеющий края) (бескрайний)
+ берёз + (растёт под берёзой) (подберёзовик)
По намёкам найдите приставки и запишите ответы.
+писать+ (начинать действие) (записать)
+ писать – (повторить действие заново) (переписать)
+ писать – домашнее задание соседа) (списать)
+ писать – (довести действие до конца) (написать)
+ходить – (идти по кругу) (обходить)
+ ходить – ( через мост) (переходить)
+ходить – (отдаляться) (отходить)
+ходить – (идти мимо) (проходить)
Станция «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ»
Заблудшая овца – человек, сбившийся с пути
Биться как рыба об лёд – безрезультатно прилагать усилия
Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся человек
Когда рак на горе свистнет – неизвестно когда, никогда
Извиваться змеёй – льстить, угодничать, хитрить
Змея подколодная – злобный, коварный, опасный человек
Рабочая лошадка – трудолюбивый человек
По щучьему велению – само собой
Заморить червячка – перекусить
Тянуть кота за хвост – нудно, медленно
Хоть волком вой – выражение отчаяния, бессилия
Как рак на мели – в крайне затруднительном положении
Игра «Закончите фразеологизм»
Крокодиловы (слёзы)
Осиное (гнездо)
Идёт как корове (седло)
Комар носа (не подточит)
Гоняться (за двумя зайцами)
Как с гуся (вода)
Считать (ворон)
Короче (воробьиного носа)
Сказка (про белого бычка)
Вертеться как (белка в колесе)
Волчий (аппетит)
Станция «Весёлых вопросов».
- В каких словах содержится по 100 букв? (Стол, стог, стоя, стой, сток, стон).
- Названия каких букв составляют целую эпоху? (эр-а)
- В каком числе столько же цифр , сколько букв в его названии? (сто
- Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в цифру. (мель, уголь, шесть)
- Я в озёрах и реках, но в воде меня нет.
Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет. (р)
- Чем кончается день и ночь? (ь)
- Что стоит посредине земли? (м)
- Чем кончается лето и начинается осень? (о)
- Из каких букв можно приготовит вкусную пищу? (у-х-а)
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
(суббота)
- С глухим согласным я – число.
Со звонким – вид железа. (шесть – жесть)
- С глухим согласным я наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на раздолье. (колос- голос)
- Мой первый слог- предлог,
А в других мы проживём всё лето.
И целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа. (Задача)
Подведение итогов.
Победители получают призы.
Рефлексия.

-